по результатам проверки факта уклонения участника осуществления закупки (определения поставщика) от заключения муниципального контракта
и осуществления внеплановой проверки соблюдения законодательства
Российской Федерации о контрактной системе
Резолютивная часть оглашена 22.04.2019 В полном объеме изготовлено 25.04.2019 |
Великий Новгород |
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, временно исполняющий обязанности руководителя - начальник отдела Управления,
Иванов А.Т. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
муниципального заказчика - Администрации Парфинского муниципального района (175130, Новгородская обл., р.п. Парфино, ул. Карла Маркса, д. 60; далее - Администрация) - <__.>, <__.>;
участника электронного аукциона - Индивидуального предпринимателя <__.> - <__.>,
рассмотрев сведения, поступившие от муниципального заказчика - Администрации об уклонении участника электронного аукциона - ИП <__.> от заключения муниципального контракта по итогам проведения электронного аукциона на снос аварийных деревьев, обрезку и формирование кроны, извещение N 0350300001919000012 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 27.02.2019,
УСТАНОВИЛА:
09.04.2019 в Новгородское УФАС России от муниципального заказчика - Администрации поступили сведения об уклонении участника электронного аукциона - ИП <__.> от заключения муниципального контракта по итогам проведения электронного аукциона на снос аварийных деревьев, обрезку и формирование кроны, извещение N 0350300001919000012 о проведении которого было размещено на официальном сайте 27.02.2019 (далее - Сведения).
Сведения представлены в соответствии с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила).
Руководствуясь пунктом 11 Правил, на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) осуществлена внеплановая проверка осуществления муниципальным заказчиком вышеуказанной закупки.
В результате рассмотрения Сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике) установлено следующее.
27.02.2019 муниципальным заказчиком - Администрацией на официальном сайте было размещено извещение N 0350300001919000012 о проведении электронного аукциона на снос аварийных деревьев, обрезку и формирование кроны (начальная (максимальная) цена контракта (далее также НМЦК)) - 300 000, 00 рублей).
Согласно протоколу от 20.03.2019 подведения итогов настоящего электронного аукциона победителем рассматриваемой закупки был признан ИП <__.> (идентификационный номер заявки - 89) с предложением о цене контракта 130 500, 00 рублей (процент понижения от НМЦК - 56,50 %).
Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры регламентирован статьей 83.2 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Согласно части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
26.03.2019 муниципальным заказчиком - Администрацией в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы был размещен проект муниципального контракта для его подписания победителем электронного аукциона - ИП <__.> с регламентированным сроком для подписания до 23 часов 59 минут 01.04.2019.
В соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Документация о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее - Документация об электронном аукционе) утверждена Главой Администрации <__.> 27.02.2019.
Как отмечалось выше, НМЦК в данном случае составляет 300 000, 00 рублей (пункт 12 Документации об электронном аукционе), а НМЦК при проведении электронного аукциона была снижена на 56,50 % (протокол от 15.03.2019 проведения электронного аукциона).
Согласно пункту 27 Документации об электронном аукционе размер обеспечения исполнения контракта составляет 15 000, 00 рублей.
Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи (в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона), или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
В пункте 39 Документации об электронном аукционе антидемпинговые меры муниципальным заказчиком - Администрацией установлены в аналогичном виде (в соответствии с положениями статьи 37 Закона о контрактной системе).
Таким образом, в силу положений статьи 37 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что в ходе проведения настоящего электронного аукциона его победителем - ИП <__.> была предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже НМЦК (130 500, 00 рублей), муниципальный контракт по результатам осуществления рассматриваемой закупки мог быть заключен с таким участником только после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, установленный в Документации об электронном аукционе (то есть в размере 22 500, 00 рублей), или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта в размере, установленном в Документации об электронном аукционе (15 000, 00 рублей).
27.03.2019 победителем электронного аукциона - ИП <__.> проект муниципального контракта был подписан, в качестве документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, приложено платежное поручение N 1 от 27.03.2019 на сумму 15 000, 00 рублей, а также в связи с тем, что в ходе проведения электронного аукциона цена контракта была снижена на двадцать пять процентов и более от НМЦК, представлена информация из реестра контрактов, подтверждающая исполнение ИП <__.> в течение одного года до даты подачи заявки на участие в электронном аукционе трех контрактов с реестровыми номерами: 2781441820918000046, 3530400049918000055, 1780100227418000637.
В соответствии с частью 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Согласно информации официального сайта (раздел "Реестр контрактов") все перечисленные ИП <__.> контракты (реестровые номера: 2781441820918000046, 3530400049918000055, 1780100227418000637) были заключены и исполнены в течение 2018 года.
При этом, в силу положений части 3 статьи 37 закона о контрактной системе, указанные контракты для того чтобы подтверждать добросовестность ИП <__.> как участника закупки должны были быть исполнены им без применения к нему заказчиками каких-либо неустоек (штрафов, пеней).
Вместе с тем, согласно сведениям официального сайта (раздел "Реестр контрактов", подраздел "Информация об исполнении (расторжении) контракта") при исполнении контракта с реестровым номером 2781441820918000046, заключенного 13.08.2018 между Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением "Центр физической культуры, спорта и здоровья Приморского района" и ИП <__.> на поставку подарков для награждения участников спортивно-массовых мероприятий на территории Приморского района для Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Центр физической культуры, спорта и здоровья Приморского района" в 2018 году, заказчиком к последнему были применены неустойки, а именно начислены пени за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных данным контрактом, в размере 869, 05 рублей.
Соответственно, при подписании проекта муниципального контракта победителем электронного аукциона - ИП <__.> его обеспечение было представлено в ненадлежащем виде, не позволяющем в необходимом объеме подтвердить добросовестность участника закупки с учетом наступивших антидемпинговых мер.
Таким образом, ИП <__.>, не исполнив необходимые в данном случае требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе при подписании проекта муниципального контракта в части представления его обеспечения, уклонился от его заключения.
01.04.2019 муниципальным заказчиком - Администрацией на официальном сайте был размещен протокол от 29.03.2019 признания ИП <__.> уклонившимся от заключения контракта по итогам рассматриваемой закупки (далее - Протокол об уклонении).
В соответствии с частью 14 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в случае, если победитель электронной процедуры признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником такой процедуры, заявке которого присвоен второй номер. Этот участник признается победителем такой процедуры, и в проект контракта, прилагаемый к документации и (или) извещению о закупке, заказчиком включаются условия исполнения данного контракта, предложенные этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта. При этом заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронной процедуре.
Согласно части 15 статьи 83.2 Закона о контрактной системе участник электронной процедуры, признанный победителем электронной процедуры в соответствии с частью 14 настоящей статьи, вправе подписать проект контракта или разместить предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий в порядке и сроки, которые предусмотрены настоящей статьей, либо отказаться от заключения контракта.
На основании вышеуказанных положений частей 14, 15 статьи 83.2 Закона о контрактной системе муниципальным заказчиком - Администрацией проект муниципального контракта был направлен участнику закупки, заявке которого был присвоен второй номер - <__.> (идентификационный номер заявки - 67; далее - <__.>).
11.04.2019 по итогам рассматриваемой закупки между Администрацией и <__.> заключен муниципальный контракт N 0350300001919000012.
Присутствовавшие на заседании Комиссии по рассмотрению Сведений представители муниципального заказчика дополнительно пояснили следующее.
09.04.2019, то есть уже после признания победителя настоящего электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта, от ИП <__.> в адрес Администрации поступило письмо, в котором участник закупки сообщал об ошибочном представлении при подписании проекта контракта в числе исполненных контрактов, подтверждающих его добросовестность, контракта с реестровым номером 2781441820918000046, содержащего информацию о применению к ИП <__.> штрафных санкций за просрочку предусмотренных им обязательств.
В указанном письме ИП <__.> также сообщал, что имеет в наличие более трех исполненных контрактов без применения к нему каких-либо неустоек (штрафов, пеней), в связи с чем Протокол об уклонении просил отменить.
В качестве приложений к письму ИП <__.> были представлены контракты, подтверждающие его добросовестность (реестровые номера: 3530400049918000055, 1780100227418000637, 2781447484518000022).
В ответ на указанное обращение муниципальный заказчик в письме от 15.04.2019 сообщил ИП <__.> о невозможности отмены Протокола об уклонении, поскольку такие действия не предусмотрены законодательством о контрактной системе.
На заседании Комиссии по рассмотрению Сведений представители Администрации также дополнительно указали, что работы в рамках заключенного 11.04.2019 между Администрацией и <__.> муниципального контракта N 0350300001919000012 по состоянию на настоящее время уже выполняются.
Согласно имеющимся в материалах Сведений письменным пояснениям ИП <__.> относительно факта уклонения от заключения муниципального контракта (вх. N 2842 от 19.04.2019 Новгородского УФАС России) контракт с реестровым номером 2781441820918000046 среди прочих контрактов, подтверждающих добросовестность победителя электронного аукциона (реестровые номера: 3530400049918000055, 1780100227418000637), был представлен ошибочно.
Сразу же после опубликования Администрацией Протокола об уклонении на официальном сайте ИП <__.> связался с муниципальным заказчиком и в ходе состоявшегося телефонного разговора сообщил о произошедшей ошибке, а также просил отменить Протокол об уклонении, на что муниципальный заказчик ответил отказом.
04.04.2019 ИП <__.> направил в адрес Администрации почтовое отправление, содержащее 2 экземпляра подписанного им проекта муниципального контракта, а также в качестве информации, подтверждающей его добросовестность, контракты с реестровыми номерами 3530400049918000055, 1780100227418000637, 2781447484518000022, исполненные победителем электронного аукциона без применения к нему каких-либо неустоек (штрафов, пеней). В указанном письме ИП <__.> также вновь просил муниципального заказчика отменить Протокол об уклонении.
По мнению ИП <__.>, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение.
Вместе с тем, на протяжении всей процедуры закупки ИП <__.> неоднократно выражал желание и готовность заключить муниципальный контракт по итогам настоящего электронного аукциона, все действия и воля ИП <__.> были направлены именно на его заключение.
На основании вышеизложенного, в связи с тем, что уклонение победителя электронного аукциона не было умышленным, ИП <__.> просит Сведения в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
На заседании Комиссии по рассмотрению Сведений представитель ИП <__.> поддержала вышеуказанные письменные пояснения в полном объеме, а также дополнительно отметила, что на момент подписания проекта муниципального контракта у ИП <__.> имелось 6 исполненных контрактов без применения к нему каких-либо неустоек (штрафов, пеней), которыми он мог подтвердить свое добросовестность при наступлении антидемпинговых мер (копии соответствующих контрактов представлены ИП <__.> в составе вышеуказанных пояснений).
Рассмотрев представленные Сведения и изучив письменные пояснения ИП <__.> относительно факта уклонения от заключения муниципального контракта, заслушав представителей сторон, присутствовавших на заседании Комиссии по рассмотрению Сведений, Комиссия приходит к следующим выводам.
Материалами Сведений подтверждается уклонение ИП <__.> от заключения муниципального контракта по итогам осуществления рассматриваемой закупки.
В частности, при подписании проекта муниципального контракта победителем электронного аукциона - ИП <__.> его обеспечение было представлено в ненадлежащем виде, не позволяющем в необходимом объеме подтвердить добросовестность участника закупки с учетом наступивших в данном случае антидемпинговых мер.
При этом, Комиссия также учитывает следующее.
В установленный законодательством о контрактной системе срок (регламентированный срок для подписания контракта (до 01.04.2019 включительно)) победитель электронного аукциона - ИП <__.> подписал проект муниципального контракта (27.03.2019), а также совершил действия, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе, а именно одновременно представил обеспечение исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в Документации об электронном аукционе (платежное поручение N 1 от 27.03.2019 на сумму 15 000, 00 рублей), и информацию, подтверждающую его добросовестность как участника электронного аукциона.
Однако при совершении указанных действий ИП <__.> допустил ошибку, выразившуюся в указании неверного реестрового номера одного из контрактов (2781441820918000046).
Тем самым ИП <__.> предоставил недостоверную информацию относительно своей добросовестности, правомерно расцененную муниципальным заказчиком в дальнейшем в качестве основания для отказа от заключения муниципального контракта и признания участника закупки уклонившимся от его подписания.
Вместе с тем, действия ИП <__.> как победителя рассматриваемой закупки по уклонению от заключения муниципального контракта по ее итогам не носят характер недобросовестного поведения, не свидетельствуют о намеренном уклонении от предоставления информации, подтверждающей добросовестность, либо о намеренном ее искажении.
В действительности, согласно информации официального сайта, ИП <__.> на момент подписания проекта муниципального контракта соответствовал требованиям части 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, поскольку имел опыт выполнения в течение года до даты подачи заявки на участие в электронном аукционе как минимум трех контрактов без применения к нему каких-либо неустоек (штрафов, пеней) (контракты с реестровыми номерами 3530400049918000055, 1780100227418000637, 2781447484518000022).
Впоследствии, обнаружив допущенную ошибку при представлении информации в качестве подтверждения своей добросовестности при подписании проекта муниципального контракта, ИП <__.> предпринимал действия, направленные на устранение препятствий для заключения муниципального контракта, а именно инициировал соответствующий телефонный разговор с муниципальным заказчиком, направил 2 экземпляра подписанного с его стороны проекта муниципального контракта с приложением достоверной информации из реестра контрактов относительно своей добросовестности.
Следовательно, материалами Сведений подтверждается, что победитель электронного аукциона - ИП <__.> не пытался совершить недобросовестные действия по уклонению от подписания проекта муниципального контракта, не терял интерес к его заключению в ходе всего осуществления закупки.
Таким образом, действия ИП <__.> как победителя электронного аукциона не носят характер недобросовестного поведения, поскольку победитель электронного аукциона не желал уклоняться от заключения муниципального контракта и умышленно не бездействовал с целью уклонения.
Доказательствами обратного Комиссия не располагает.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Учитывая вышеизложенное, основания для включения Сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике), представленных Администрацией в отношении ИП <__.>, в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
При проведении внеплановой проверки осуществления закупки (определения поставщика) нарушений Закона о контрактной системе в действиях муниципального заказчика и его аукционной комиссии не установлено.
Руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные муниципальным заказчиком - Администрацией Парфинского муниципального района (175130, Новгородская обл., р.п. Парфино, ул. Карла Маркса, д. 60) в отношении участника электронного аукциона - Индивидуального предпринимателя <__.> в связи с уклонением ИП <__.> от заключения муниципального контракта по итогам проведения электронного аукциона на снос аварийных деревьев, обрезку и формирование кроны, извещение N 0350300001919000012 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 27.02.2019, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Нарушений законодательства о контрактной системе в результате проведения внеплановой проверки и проверки факта уклонения участника электронного аукциона от заключения муниципального контракта в действиях муниципального заказчика - Администрации Парфинского муниципального района и ее аукционной комиссии не установлено.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии А.Т. Иванов
Д.А. Петров
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 22 апреля 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.04.2019