по результатам рассмотрения жалобы ООО "ОП "Си-Норд секьюрити" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
27.03.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<...>
при участии представителей:
<...>
рассмотрев жалобу ООО "ОП "Си-Норд секьюрити" б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ФГУП "Почта России" при проведении конкурсов на право заключения договора на оказание услуг по приёму и передаче тревожных извещений от технических средств охраны на ПЦН и обеспечении оперативного выезда мобильной группы быстрого реагирования, техническому обслуживанию и ремонту систем технических средств охраны, систем охранного телевидения, систем противопожарной защиты и оповещения, управления эвакуацией людей при пожаре, на объектах почтовой связи Ленинградской области для нужд УФПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области (извещения N 31907461239, 31907460221, 31907460405, 31907460516), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "ОП "Си-Норд секьюрити" (далее - Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ФГУП "Почта России" (далее - Заказчик) при проведении конкурсов на право заключения договора на оказание услуг по приёму и передаче тревожных извещений от технических средств охраны на ПЦН и обеспечении оперативного выезда мобильной группы быстрого реагирования, техническому обслуживанию и ремонту систем технических средств охраны, систем охранного телевидения, систем противопожарной защиты и оповещения, управления эвакуацией людей при пожаре, на объектах почтовой связи Ленинградской области для нужд УФПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области (извещения N 31907461239, 31907460221, 31907460405, 31907460516) (далее - Конкурсы, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Почта России", утвержденным приказом ФГУП "Почта России" от 21.08.2015 N 404-п (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. Извещение о проведении Запроса котировок, приложение к извещению (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 28.01.2019;
2. Начальная (максимальная) цена договора - 4 854 019,33 рублей;
3. Дата окончания подачи заявок - 20.02.2019;
4. Дата рассмотрения заявок - 06.03.2019;
5. Дата подведения итогов Конкурсах - 07.03.2019;
6. На участие в Конкурсах подано 6 заявок, 6 из которых соответствует требованиям Документации.
В ходе заседания 26.03.2019 Комиссией ФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя объявлен перерыв до 27.03.2019.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно Заказчиком неправомерно применен порядок оценки, установленный Документацией.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки, порядок сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Согласно протоколу оценки и рассмотрения заявок от 06.03.2019 б/н, Заявителю по критерию "Качество работ" присвоено 10 баллов, поскольку в представленном Заявителем предложении о качественных характеристиках объекта закупки нет указаний на объект, исчерпывающий перечень которых содержится в приложении N 1 Технического задания Документации.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что Документация не содержит информации о том, что предложение о качественных характеристиках объекта закупки должно содержать информацию по каждому объекту, указанному в приложении N 1 к Техническому заданию
На заседании Комиссии ФАС России установлено, что, в соответствии с приложением N 3 Документации, оценка заявок участников конкурса по критерию "Качество технического предложения и квалификация участника закупки" осуществляется по следующим показателям, раскрывающим содержание критерия оценки:
- "Качество работ".
Для оценки заявки участника по показателю "Качество работ", выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки, предусмотрена шкала оценки в баллах согласно таблице N1.
При этом Порядок заполнения Предложения о качестве установлен примечанием к Предложению о качестве.
В случае если участником в графе 3 Предложения о качестве указывается, что все работы/услуги будут выполнены в соответствии со всеми требованиями, указанными в техническом задании, и участником предлагается описание технологии производства работ/услуг, то в соответствии с таблицей N1 участнику присваивается максимальное количество баллов.
Кроме того, согласно разделу "Образцы форм" приложения N 3 Документации в Форме предложения о качественных характеристиках объекта закупки при заполнении формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" участник в графе 1 должен указать номер пункта вида работ из приложения N1 к техническому заданию. В графе 2 формы указывается наименование вида работ из приложения N1 к техническому заданию. В графе 3 участник описывает технологию производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого технического оборудования, необходимых трудовых ресурсов указанного вида работ согласно приложению N1 к техническому заданию.
Вместе с тем, приложение N 1 не содержит информации о видах работ, которые необходимо представить участнику в составе заявки.
Кроме того, приложение N 1 не содержит указания на технологию производства работ/услуг, описание которых необходимо указать участникам при формировании технического предложения, что вводит участников закупки в заблуждение, не позволяет надлежащим образом оформить заявку на участие в Конкурсе и получить максимальное количество баллов по критерию "Качество работ".
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок и критерии оценки заявок участников закупки по критерию "Качество работ", что не позволяет объективно сопоставить заявки участников Конкурса. Указанные действия Заказчика нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, действия Заказчика, присвоившего количество баллов в соответствии с ненадлежащим образом установленным порядком оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, предметом обжалования являются, согласно Жалобе Заявителя, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном применении порядка оценки при сопоставлении заявок участников Конкурса, что является основанием обращения в ФАС России, закрепленным в пункте 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, в соответствии с которым антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением Закона о закупках.
Учитывая изложенное, Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.
2. В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.
Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.
В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.
Таким образом, законодательно установлены меры обеспечения производства по защите гражданских прав в административном порядке в виде приостановления торгов с запретом заключения договоров в период обжалования.
На заседании Комиссии ФАС России установлено, что 25.03.2019 Заказчику письмом от 25.03.2019 N 17/23176/19 на официальный адрес электронной почты office@russianpost.ru направлено уведомление о принятии жалобы к рассмотрению с почтового адреса otdel223@fas.gov.ru.
При этом 25.03.2019 с официальной электронной почты Заказчика в адрес ФАС России поступили уведомления о прочтении направленных сообщений.
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что 26.03.2019 Заказчиком заключен договор.
На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком заключен договор в нарушение требований, установленных Законом о закупках, Законе о защите конкуренции, Положении о закупке, процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, что фактически исключает применение мер, предусмотренных частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, заключение Заказчиком договора в период обжалования действия Заказчика нарушает часть 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ОП "Си-Норд секьюрити" (ИНН: 7841418800, ОГРН: 1109847002121) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ФГУП "Почта России" (ИНН: 7724261610, ОГРН: 1037724007276) при проведении на право заключения договора на оказание услуг по приёму и передаче тревожных извещений от технических средств охраны на ПЦН и обеспечении оперативного выезда мобильной группы быстрого реагирования, техническому обслуживанию и ремонту систем технических средств охраны, систем охранного телевидения, систем противопожарной защиты и оповещения, управления эвакуацией людей при пожаре, на объектах почтовой связи Ленинградской области для нужд УФПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области (извещение N 31907461239) обоснованной.
Признать ФГУП "Почта России" нарушившим часть 6 статьи 3, пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений не выдавать, поскольку Заказчиком заключен договор по результатам проведения Конкурсов.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 27.03.2019 N 223-ФЗ-328/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 апреля 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.04.2019