Я, заместитель начальника Управления контроля строительства и природных ресурсов ФАС России <_>, рассмотрев жалобу ООО "Чистый город Кемерово" на действия организатора торгов - Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Север" Кемеровской области (извещение N 200218/20608049/01), и принятое по результатам рассмотрения указанной жалобы решение ФАС России от 12.07.2018 N Т-127/18, в отношении <_>,
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России 22.06.2018 (вх. N 100158/18) поступила жалоба ООО "Чистый город Кемерово" на действия организатора торгов - Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Север" Кемеровской области (извещение N 200218/20608049/01) (далее - Конкурс, Жалоба).
Жалоба была принята к рассмотрению ФАС России в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров N 63 (далее - Комиссия ФАС России) было установлено следующее.
20.02.2018 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области было размещено извещение о проведении Конкурса, согласно которому дата и время окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 04.06.2018 в 17:00; дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе - 06.06.2018 в 14:00; срок подписания протокола о результатах конкурса - 21.06.2018.
1. Согласно Жалобе указанный в Документации для проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Север" Кемеровской области, утвержденной приказом Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 08.05.2018 N 51 (далее - Конкурсная документация), расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора являлся некорректным, поскольку не содержал сведений о ее допустимой величине на весь срок действия соглашения, заключаемого по результатам проведения Конкурса, а также содержал неверную величину ставки дисконтирования. Указанные нарушения, по мнению ООО "Чистый город Кемерово", влекут за собой неверное указание максимально допустимой величины приведенной стоимости услуги регионального оператора.
В соответствии с подпунктом "м" пункта 12 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 (далее - Правила), документация об отборе должна содержать информацию о порядке расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора и ее максимально допустимой величине.
Пунктом 35 Правил установлено, что расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора и ставки дисконтирования осуществляется в соответствии с основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 92 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (далее - Основы ценообразования), приведенная стоимость услуги регионального оператора рассчитывается как сумма необходимой валовой выручки регионального оператора за весь срок, на который присваивается такой статус, приведенной к сопоставимым ценам с использованием прогнозируемого значения индекса потребительских цен, указанного в документации об отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, и с применением ставки дисконтирования, равной норме доходности инвестированного капитала в реальном выражении (за вычетом индекса потребительских цен).
Согласно пункту 82 Основ ценообразования норма доходности инвестированного капитала определяется органом регулирования тарифов на уровне не ниже минимальной нормы доходности, устанавливаемой Федеральной антимонопольной службой с учетом предложенного Министерством экономического развития Российской Федерации значения безрисковой ставки, равной средней доходности долгосрочных государственных обязательств, выраженных в рублях, со сроком погашения не менее 8 лет и не более 10 лет, определяемой за год, предшествующий году принятия решения об установлении тарифов.
В соответствии с пунктом 97 Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2016 N 1638/16 (далее - Методические указания) норма доходности инвестированного капитала в реальном выражении определяется как минимальная норма доходности, установленная федеральным органом регулирования тарифов в соответствии с пунктом 72 Методических указаний, за вычетом индекса потребительских цен, установленного на этот год в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации.
Пунктом 1 приказа ФАС России от 25.12.2017 N 1768/17 утверждена минимальная норма доходности инвестированного капитала для расчета тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами с применением метода доходности инвестированного капитала, созданного до перехода к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, на долгосрочный период регулирования с началом долгосрочного периода регулирования в 2018 году, в номинальном выражении в следующих размерах: в первом году долгосрочного периода регулирования - 5,11%; во втором году долгосрочного периода регулирования - 10,21%; в третьем году долгосрочного периода регулирования - 13,21%.
Однако в соответствии с приложением N 4 к Конкурсной документации для расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора на территории зоны "Север" Кемеровской области на период 2017 - 2026 годы применяется ставка дисконтирования - 9,95%.
Вместе с тем Комиссией ФАС России было установлено, что в приложении N 4 к Конкурсной документации указано: максимальное значение приведенной стоимости услуги регионального оператора на территории зоны "Север" Кемеровской области на период 2017 - 2026 годы составляет 24 364 948 тыс. руб.
При этом в соответствии с пунктом 7.9 Конкурсной документации срок, на который присваивается статус регионального оператора - 10 лет. Согласно пункта 1.5 проекта соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Север" Кемеровской области дата начала выполнения региональным оператором обязанностей, предусмотренных соглашением, не позднее 01.01.2019.
Таким образом, в Конкурсной документации отсутствовала информация о порядке расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора и ее максимально допустимой величине на период присвоения статуса регионального оператора по результатам проведения Конкурса.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области при указании в Конкурсной документации порядка расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора и ее максимально допустимой величины были нарушены требования пункта 35 Правил.
2. Согласно Жалобе Конкурсная документация не содержала сведений о расположении в зоне деятельности регионального оператора земельных участков, на которых на момент проведения конкурсного отбора складированы твердые коммунальные отходы и которые не предназначены для этих целей.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 12 Правил документация об отборе должна содержать сведения о расположении в зоне деятельности регионального оператора земельных участков (с указанием их кадастровых номеров и собственников), на которых на момент проведения конкурсного отбора складированы твердые коммунальные отходы и которые не предназначены для этих целей, количестве твердых коммунальных отходов, складированных в таких местах.
В ходе изучения Конкурсной документации Комиссией ФАС России было установлено, что в соответствии с пунктом 7.4 Конкурсной документации указанные сведения приведены в Территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 23.01.2018 N 21 "О внесении изменения в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 N 367 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области" (далее - Территориальная схема).
При этом в соответствии с пунктом 7.1 Конкурсной документации региональный оператор обязан обеспечить обращение с твердыми коммунальными отходами, ранее размещенными на территории зоны деятельности регионального оператора на земельных участках, не предназначенных для этих целей и указанных в территориальной схеме, на условиях, установленных соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами за счет средств собственников земельных участков.
На заседании ФАС России представитель ООО "Чистый город Кемерово" пояснил, что сведения, предусмотренные подпунктом "д" пункта 12 Правил, также отсутствовали и в Территориальной схеме, что препятствовало исполнению требований пункта 7.1 Конкурсной документации.
Таким образом, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что в нарушение требований подпункта "д" пункта 12 Правил Конкурсная документация не содержала сведений о расположении в зоне деятельности регионального оператора земельных участков (с указанием их кадастровых номеров и собственников), на которых на момент проведения конкурсного отбора складированы твердые коммунальные отходы и которые не предназначены для этих целей, количестве твердых коммунальных отходов, складированных в таких местах.
По результатам рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России было принято решение от 12.07.2018 N Т-127/18 о признании Жалобы обоснованной в части указания порядка расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора в нарушение требований Правил, отсутствия в Конкурсной документации сведений о расположении в зоне деятельности регионального оператора земельных участков (с указанием их кадастровых номеров и собственников), на которых на момент проведения конкурсного отбора складированы твердые коммунальные отходы и которые не предназначены для этих целей, количестве твердых коммунальных отходов, складированных в таких местах (далее - Решение), Департаменту жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области было выдано обязательное для исполнения предписание от 12.07.2018 N Т-127/18 (далее - Предписание).
Решение, Предписание в судебном порядке Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области обжалованы не были.
Конкурсная документация была утверждена 08.05.2018 исполняющим обязанности начальника Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области <_>.
Таким образом, в действиях <_> при утверждении Конкурсной документации обнаружены признаки нарушения пунктов 12, 35 Правил.
Ответственность за нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов предусмотрена частью 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Согласно части 10 статьи 7.32.4 КоАП нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-9 статьи 7.32.4 КоАП и статьями 7.29-7.32 и 7.32.3 КоАП влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей.
Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела.
Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Возбудить в отношении <_> дело N 04/04/7.32-29/2019 об административном правонарушении по признакам нарушения пунктов 12, 35 Правил, выразившихся в указании порядка расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора в нарушение требований Правил, отсутствия в Конкурсной документации сведений о расположении в зоне деятельности регионального оператора земельных участков (с указанием их кадастровых номеров и собственников), на которых на момент проведения конкурсного отбора складированы твердые коммунальные отходы и которые не предназначены для этих целей, количестве твердых коммунальных отходов, складированных в таких местах, ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 7.32.4 КоАП.
2. Провести административное расследование.
3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП <_> надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в ФАС России следующие заверенные надлежащим образом сведения (документы и материалы):
- паспортные данные (с указанием даты и места рождения, места регистрации), адрес фактического места проживания;
- сведения о материальном положении (справка о заработной плате за последние 6 месяцев, а также информацию об иных доходах (при наличии);
- письменные пояснения по существу рассматриваемого дела.
4. <_> явиться "23" апреля 2019 г. в "10" час. "30" мин. по адресу: 123995, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, этаж 2, каб. N 255, для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении либо направить защитника с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу N 04/04/7.32-29/2019, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП.
Неявка в указанный срок будет расценена как отказ от подписания протокола.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП.
В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Федеральной антимонопольной службы от 8 апреля 2019 г. N 04/04/7.32-29/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.04.2019