Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - заместитель руководителя Омского УФАС России, рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения Бюджетным учреждением Омской области "Редакция газеты "Омская правда" (далее - БУ "Редакция газеты "Омская правда") требований части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
УСТАНОВИЛА:
В Омское УФАС России из Управления Роскомнадзора по Омской области (вх. N 3661э от 10.04.2019, вх. N 3820 от 15.04.2019) поступила информация о проведении 10.04.2019 мониторинга печатных изданий, распространяемых на территории Омской области, в ходе которого был установлен факт размещения в газете "Омская правда" N 14 (25317) от 10.04.2019 рекламы зрелищных мероприятий с указанием знака информационной продукции "5+".
В результате рассмотрения представленных материалов Омским УФАС России установлено, что в газете "Омская правда" (свидетельство о регистрации ПИ N ТУ55-00097 от 25 февраля 2009 года, учредитель - Правительство Омской области, издатель - БУ "Редакция газеты "Омская правда", главный редактор - А.Е. Мотовилов) N 14 (25317) от 10.04.2019 на странице 30 в разделе "Афиша" размещалась реклама экскурсий "Открывая космос", "Тайны особняка Кабалкина", "Театральное закулисье ТЮЗа" с указанием знака информационной продукции "5+".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
По определению (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Размещенная в газете "Омская правда" информация по своему содержанию, способу распространения адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к объектам рекламирования - вышеуказанным экскурсиям, то есть в полной мере обладает всеми признаками рекламы.
Статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию") устанавливает следующие понятия:
- информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи;
- зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий;
- знак информационной продукции - графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 6 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями указанного Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
информационная продукция для детей, достигших возрасти шести лет;
информационная продукция для детей, возраста двенадцати лет;
информационная продукция для детей, возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:
1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры "0" и знака "плюс";
2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры "6" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше шести лет";
3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры "12" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 12 лет";
4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры "16" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 16 лет";
5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры "18" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "запрещено для детей".
К рекламе зрелищных мероприятий законодательством Российской Федерации установлено требование об обязательном указании в рекламе категории информационной продукции, при этом обозначение категории знаком информационной продукции должно соответствовать требованиями части 1 статьи 12 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Однако в нарушение данной нормы размещенная в газете "Омская правда" N 14 (25317) реклама сопровождалась знаком информационной продукции "5+".
В классификации знаков информационной продукции, содержащейся в части 1 статьи 12 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", отсутствует такой знак информационной продукции, как "5+", следовательно, размещение рекламы информационной продукции с обозначением категории информационной продукции не предусмотренным Федеральным законом "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" знаком информационной продукции свидетельствует о несоблюдении требований части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно выходным данным, издателем газеты "Омская правда" является БУ "Редакция газеты "Омская правда", которое по определению (пункт 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить производство по делу N 055/05/5-322/2019 по признакам нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Признать лицом, участвующим в деле:
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - Бюджетное учреждение Омской области "Редакция газеты "Омская правда" (ОГРН 1025500975268, ИНН 5504040259, адрес местонахождения: 644099, г. Омск, ул. Красный путь, д. 9).
3. Назначить дело N 055/05/5-322/2019 к рассмотрению на 15 мая 2019 года в 15:30 часов по адресу: 644010, г. Омск, пр. Карла Маркса, 12 А, к. 102.
4. БУ "Редакция газеты "Омская правда" в срок до 14 мая 2019 года представить в адрес Управления:
а) письменный отзыв на настоящее определение;
б) экземпляр газеты "Омская правда" N 14 (25317) от 10.04.2019.
Одновременно предупреждаю, что непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), а равно предоставление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо предоставление недостоверных сведений (информации) влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Явка представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - БУ "Редакция газеты "Омская правда", для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 19 апреля 2019 г. N 055/05/5-322/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.04.2019