Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <_> [должностное лицо], рассмотрев материалы в отношении индивидуального предпринимателя <_> по факту размещения по адресам: г. Альметьевск, ул. Герцена 1ж/1, ул. Советская, д.147а, ул. Ризы Фахретдинова, д.18а вывесок объемных светодиодных буквы на композитном основании короба с надписью "Пиво даром", содержащего признаки нарушения п. 5 ч. 2 ст. 21, ч. 7 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе",
УСТАНОВИЛ:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) поступило обращение Председателя некоммерческой организации "Пивная ассоциация РТ" <_> (вх. N2794/ж от 21.02.2019 г.) о проверке соблюдения Федерального закона "О рекламе" от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ по факту размещения по адресам: г. Альметьевск, ул. Герцена 1ж/1, ул. Советская, д.147а, ул. Ризы Фахретдинова, д.18а, вывесок объемных светодиодных букв на композитном основании короба с надписью "Пиво даром", содержащего признаки нарушения п. 5 ч. 2 ст. 21, п. 7 ст. 5 Закона о рекламе (представлены принт-скрины).
Управлением установлено, что по вышеуказанному адресу осуществляет свою деятельность индивидуальный предприниматель <_>.
При выявлении признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Управление руководствовалось следующим.
К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Законом о рекламе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Исходя из норм п. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Вместе с тем, пунктом 16 Письма Президиума ВАС РФ N37 разъясняется, что информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
С учетом вышеизложенного, основная масса продукции, реализуемой в данном магазине под обозначением "Пиво даром" является алкогольная продукция (пиво). Более того, наличие в рекламной надписи "Пиво даром" указывает на то, что в данном заведении реализуется пивные напитки.
Более того, в городе Альметьевск есть несколько магазинов с привлекательным названием "Пиво Даром". Однако в название слово "даром" вводит в заблуждение потребителей рекламы. Таким образом, внимание потребителя фокусируется на утверждении "Пиво Даром", и содержание дает потребителям основание полагать, что данная продукция предоставляется бесплатно и является рекламой, так как содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем, что имеет признаки нарушения ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно вступившим в силу с 1 июля 2012 года нормам, установленным Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" пиво отнесено к алкогольной продукции.
Требованиям действующего законодательства, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента отнесены к алкогольной продукции.
На территории Российской Федерации требования к рекламе алкогольной продукции устанавливаются статьей 21 Закона о рекламе.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 21 Законом о рекламе, реклама алкогольной продукции (пива), не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Таким образом, по факту размещения по адресам: г. Альметьевск, ул. Герцена 1ж/1, ул. Советская, д.147а, ул. Ризы Фахретдинова, д.18а, рекламной конструкции объемных светодиодных букв на композитном основании короба с надписью "Пиво даром", были нарушены требования п. 5 ч. 2 ст.21, ч.7 ст. 5 Закона о рекламе.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.
Из положений части 7 статьи 38 Закона о рекламе следует, что за нарушение п. 5 ч. 2 ст. 21, ч.7 ст. 5 названного закона ответственность несет рекламораспространитель, рекламодатель
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20,21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возбудить дело N016/05/21 - /2019 по признакам нарушения п. 5 ч. 2 ст. 21, ч.7 ст.5 Закона "О рекламе".
Назначить дело N016/05/21 - /2019 к рассмотрению на 12 апреля 2019 года в 9 часов 00 мин. по адресу: г. Казань, ул. Московская, д.55, 2-й этаж, зал заседаний.
Признать лицом, участвующим в деле, в действиях которого содержатся признаки нарушения Федерального Закона "О рекламе" - <_>
<_> в срок до 08 апреля 2019 года (включительно) представить в Татарстанское УФАС России следующие документы:
свидетельство о государственной регистрации ИП;
паспортные данные <_> (вторая, третья страница бланка паспорта, страница бланка паспорта с отметкой о регистрации гражданина по месту жительства);
информацию обо всех действующих по состоянию на 04 апреля 2019 г. магазинах (питейных заведениях), в которых осуществляется продажа (реализация) пива и пивных напитков с вывеской содержащий текст "Пиво Даром";
копии документов, подтверждающих право использования <_> (помещений используемых под магазины, указанные в пункте 3 настоящего определения);
технический паспорт помещения;
копии всех договоров на изготовление, размещение и распространение рекламной вывески содержащей текст "Пиво Даром", с приложением документов подтверждающих исполнение указанного договора (акт выполненных работ, счет на оплату, платежное поручение);
информация об изготовителе вышеуказанной рекламной вывески, письменные пояснения данного лица;
копии всех документов, свидетельствующих о разрешении и согласовании органами исполнительной власти размещения <_> на магазинах рекламной вывески содержащей текст "Пиво Даром" (с приложением подтверждающих документов);
бухгалтерская баланс, отчет о прибылях и убытках за 2017, 2018, 2019 год;
письменные пояснения по делу.
В случае, если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.
При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер, указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.
Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт административную ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Явка ответчика по делу или его законного представителя, а также лиц, участвующих в деле (с доверенностью на участие в рассмотрении настоящего дела), обязательна.
<_> [должностное лицо]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 29 марта 2019 г. N 016/05/21-272/2016
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.04.2019