Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
при участии:
от ООО "ГосКонтракт" - <...> (генерального директора
ООО "ГосКонтракт"),
в отсутствие представителей ФГБОУВО "РГУП", ЗАО "Сбербанк-АСТ" извещены надлежащим образом письмами Московского УФАС России от 10.01.2019
N ИГ/342/19, от 17.01.2019 N ПО/1465/19,
рассмотрев жалобу ООО "ГосКонтракт" (далее также - Заявитель) на действия заказчика - ФГБОУВО "РГУП" (далее также - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по профессиональной уборке помещений, ведению гардероба. (реестровый
N 31807198825) (далее - Аукцион) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении его заявки.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что жалоба обоснована по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт; ЕИС).
Заказчиком на Официальном сайте размещено извещение о проведении Аукциона и Аукционная документация.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 18.12.2018 N 31807198825 заявка Заявителя отклонена от участия в Аукционе по следующей причине: в составе заявки на участие в Аукционе участник закупки обязан предоставить заявку и декларацию (п. 2.3.10 Аукционной документации), подписанные ЭЦП участника закупки.
В своей жалобе Заявитель ссылается на избыточность такого требования, так как Заказчик требует в составе подписанной им заявки дополнительно подписать еще
и отдельные документы, а именно заявку и декларацию.
На заседании Комиссии установлено следующее.
Согласно п. 18.11 раздела 18 Положения о закупках для участия в Аукционе участник закупки подает посредством ЭТП заявку на участие в Аукционе, подготовленную в соответствии с требованиями, изложенными в закупочной документации. Аукционная заявка подписывается усиленной электронной подписью участника закупки.
В соответствии с пп. 2.3.10 п. 2.3 раздела 2 Аукционной документации заявка
на участие в Аукционе должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
При этом Комиссия отмечает, что, подписывая документ, состоящий из нескольких приложений и объединенных в один файл, можно подписать этот файл целиком, без дублирования подписи к каждому приложению в составе заявки.
В данном случае Заявитель подписал всю заявку ЭЦП с помощью функционала электронной торговой площадки. Комиссия считает данное обстоятельство достаточным для идентификации участия Заявителя в Аукционе и его воли, а также отмечает следующее.
Учитывая наличие в рассматриваемых правоотношениях публично-правовых элементов, действующее законодательство предъявляет к Заказчику повышенные требования при проведении закупочных процедур.
Документация о закупке не является единственным правовым актом, регламентирующим деятельность заказчиков, и не является актом нормативного содержания (его законность не презюмируется), поэтому при проверке той или иной конкурентной процедуры в административном порядке антимонопольный орган не может ограничиться исключительно проверкой соответствия обжалуемых действий разработанному Заказчиком документации о закупке. Законность действий Заказчика при формальном соответствии проводимой процедуры требованиям документации не презюмирует их соответствие действующему законодательству, в том числе специальному.
Таким образом, само по себе наличие у Заказчика права устанавливать в положении о закупках требования к участкам не свидетельствует о законности таких требований. Право заказчиков, предусмотренное Законом о закупках, не является абсолютным и ограничено правами участников, как более слабой стороны
в рассматриваемых правоотношениях.
Статьей 10 ГК РФ установлены пределы осуществления гражданских прав.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Оценивая поведение Заказчика, в том числе в ходе допуска заявок, антимонопольный орган исходит из того, в допустимых ли пределах Заказчиком осуществляются его полномочия, либо имеют место необоснованные и неразумные ограничения или условия реализации участниками их прав.
Комиссия отмечает, что в свете всеобщей компьютеризации предоставление участниками как гражданских, так и публичных правоотношений возможности подписать один документ одной электронной подписью в полной мере отвечает обычаям делового оборота (статья 5 ГК РФ).
Отклонение же заявки участника на основании представления им подписанного документа, но не каждого приложения в нем, явно противоречит обычаям делового оборота и является злоупотреблением правом.
Вместе с тем 28.12.2018 Московским УФАС России была рассмотрена аналогичная жалоба ООО "Авангард Сервис" в отношении данного Аукциона
и вынесено решение о признании жалобы обоснованной с выдачей соответствующего предписания (дело N 1-00-2443/77-18).
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ГосКонтракт" (ИНН:7842023467) на действия ФГБОУВО "РГУП" (ИНН:7710324108) при проведении Аукциона обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 1-00-25/77-19 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
28.01.2019 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 28.12.2018 N 1-00-25/77-19,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ФГБОУВО "РГУП" (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по профессиональной уборке помещений, ведению гардероба (реестровый N 31807198825) (далее - Аукцион), а именно:
Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона.
Заказчику разместить информацию об отмене вышеуказанных протоколов на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система; Официальный сайт)
в сети Интернет.
Заказчику разместить на Официальном сайте информацию о новой дате рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Аукционе, подведения итогов Аукциона.
Заказчику провести рассмотрение поступивших заявок с учетом решения Комиссии Московского УФАС России от 28.01.2019 N 1-00-25/77-19.
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 06.05.2019.
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 08.05.2019 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 января 2019 г. N 1-00-25/77-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.04.2019