Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
<_> - врио руководителя управления.
Члены Комиссии:
<_> - начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N 04-5/1 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО "Тренд" ненадлежащей рекламы с нарушением требований части 2 статьи 20 ФЗ "О рекламе",
в отсутствие ООО "Тренд", извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Хабаровского УФАС России поступило обращение ООО "Леруа Мерлен Восток" (вх. N 4/12877 от 15.11.2018 г.) об использовании транспортного средства автомобиль ММС Canter, государственный номер <_> 27 RUS, в качестве передвижной рекламной конструкции на территории стоянки торгового центра "Леруа Мерлен" по адресу: г. Хабаровск, ул. Павла Морозова, д. 86 с информацией "Много света 24/7 0% рассрочка Ремонт квартир Шкафы Кухни Натяжные потолки 11 м2 = 4900 р.Павловича, 13а Народные потолки 686-600 Ремонт квартир, шкафы, кухни, свет" .
Как следует из текста заявления, владелец данного автомобиля на протяжении длительного времени на территории стоянки торгового центра осуществляет рекламную деятельность товаров и услуг организации, не имеющей договорных отношений с ООО "Леруа Мерлен Восток". Кроме того, в течение длительного времени владельцем автомобиля не осуществляются никакие транспортные перевозки, данный автомобиль с прицепом выставляется на одно и то же место с началом работы торгового центра и до его закрытия.
Пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" определено, что реклама-это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования, в силу пункта 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе", могут выступать товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Независимо от формы или используемого средства распространения реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.
Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.
Содержание размещенной на автомобиле информации свидетельствует о том, что она по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования: услуги по установке натяжных потолков, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с частью 2 статьи 20 ФЗ "О рекламе" использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, запрещается.
К таким транспортным средствам могут быть отнесены, в частности, автомобили с переоборудованной кузовной частью в виде утолщенного рекламного щита или треугольной конструкции для размещения на них рекламы.
В письме от 02.05.2012 г. N АК/13623 Федеральная антимонопольная служба России разъяснила, что одним из случаев использования транспортного средства преимущественно в целях рекламной конструкции можно отнести случай, когда транспортное средство, на котором размещена реклама, в течение длительного времени стоит на одном месте без передвижения. При этом оценку длительности размещения транспортного средства на одном месте для целей части 2 статьи 20 Закона о рекламе следует проводить исходя из разумности стоянки транспортного средства, а также с учетом места размещения транспортного средства.
Хабаровским УФАС России в ходе выезда по адресу: г. Хабаровск, ул. Павла Морозова, д. 86 (торговый центр "Леруа Мерлен") установлено, что на корпусе специально переоборудованного грузового фургона (государственный номер <_>27 RUS) и транспортного прицепа (государственный номер <_>27 RUS) размещены рекламные материалы компании "Народные потолки". При этом на крыше транспортного средства также установлена четырехсторонняя дополнительная конструкция с надписью по боковым сторонам: "Много света 24/7 0% рассрочка Ремонт квартир Шкафы Кухни". На задней части рекламной конструкции имеется следующая информация: "Натяжные потолки Народные потолки 11 м2 = 4900 р Павловича, 13а 686- 600" . На окнах со стороны правого и левого пассажирского места имеется следующая информация: "Натяжные потолки Народные потолки".
Антимонопольным органом установлено, что указанный автомобиль с транспортным прицепом в период с 16.11.2018 г. по 06.12.2018 г. использовались исключительно в качестве рекламных конструкций (автомобиль с прицепом размещались на одном месте без передвижения в течение длительного времени, транспортное средство используется в качестве рекламной конструкции).
Данный факт подтвержден актом обследования средства наружной рекламы от 06.12.2018 г., составленным Комиссией Хабаровского УФАС России и фотоотчетом стоянки автомобиля <_>на территории торгового центра "Леруа Мерлен".
Согласно части 6, 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение части 2 статьи 20 несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Установлено, что рекламораспространителем является <_> (<_> года рождения, уроженец <_>области, паспорт серия: <_>, выдан <_>. УФМС России по <_>району г. Хабаровск, проживающий по адресу: <_>).
Данный факт подтверждается письмом УМВД России по Хабаровскому краю (вх. N 4/13720 от 05.12.2018 г.) о регистрации автомобиля <_>за владельцем <_>
Письмом от 31.05.2016 г. N АК /36350/16 Федеральной антимонопольной службой РФ даны разъяснения отдельных положений ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования лицо.
Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение к которым направлена реклама) и содержание рекламной информации.
При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы.
Согласно пункту 1 статьи 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
В размещенной на транспортном средстве (автомобиль ММС Canter, государственный номер <_>27 RUS и прицеп, государственный номер <_>27 RUS) рекламе о предлагаемых к продаже шкафах\x{00b8} кухнях, светотехники, натяжных потолков, а также об оказываемых услугах по ремонту квартир указан контактный телефон компании "Народные потолки".
Таким образом, лицом, заинтересованным в распространении рекламы является компания "Народные потолки" (ООО "Тренд", ИНН 2722088640, место нахождения: 680018, г. Хабаровск, ул. Краснофлотская, д. 19, кв. 3), поскольку Общество имеет коммерческий интерес в продвижении рекламируемого товара на рынке.
Кроме того, согласно информации, размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru генеральным директором и учредителем ООО "Тренд" является гр. <_>
При установленных обстоятельствах у Хабаровского УФАС России имеются правовые основания для вывода, что ООО "Тренд" является как рекламодателем, так и рекламораспространителем рекламы, размещенной на автомобиле ММС Canter, государственный номер <_>27 RUS с прицепом, государственный номер <_>27 RUS.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "Много света 24/7 0% рассрочка Ремонт квартир Шкафы Кухни Натяжные потолки 11 м2 = 4900 р.Павловича, 13а Народные потолки 686-600 Ремонт квартир, шкафы, кухни, свет", распространяемую ООО "Тренд" по адресу: г. Хабаровск, ул. Павла Морозова, д. 86, поскольку в ней нарушены требования части 2 статьи 20 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Тренд" обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 22 апреля 2019 года.
Решение может быть обжаловано в суд в трехмесячный срок.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 22 апреля 2019 г. N 04-5/1
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.04.2019