Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ИП Черных С.И. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Армавирский онкологический диспансер" МЗ при проведении электронного аукциона: "Поставка медицинского расходного материала" (извещение N 0318200025019000090) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что документация электронного аукциона составлена с нарушениями ст.33 Закона о контрактной системе. В нарушение ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе Заказчиком не размещены разъяснения положений документации электронного аукциона.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился. На рассмотрение представлена документация электронного аукциона, письменные пояснения по существу жалобы, согласно которым документация составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Армавирский онкологический диспансер" МЗ проводился электронный аукцион: "Поставка медицинского расходного материала" (извещение N 0318200025019000090).
Начальная (максимальная) цена контракта - 499 224,00 руб.
В соответствии с ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что в адрес Заказчика поступило пять запросов на разъяснение аукционной документации с одинаковыми вопросами. На каждый запрос Заказчиком даны исчерпывающие разъяснения по всем обозначенным вопросам. Таким образом, доводы Заявителя о том, что Заказчик не дал разъяснений не обоснован.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1) п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчиком установлено Приложение к Разделу II "Описание объекта закупки", где указано:
Приложение к Разделу II "Описание объекта закупки" Обоснование необходимости использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии из источников, не связанных с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации |
Для более детального описания товара, отвечающего требованиям заказчика, помимо показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, использовались показатели, требования, условные обозначения и терминология, применяемые производителями в технической документации и на официальных сайтах производителя. |
Согласно п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Документация электронного аукциона содержит Раздел 2 "Описание объекта закупки", где Заказчиком установлены требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие).
N п/п |
Наименование товара, входящего в объект закупки |
Код по ОКПД 2 |
Товарный знак |
Ед. изм. |
Кол-во |
|
||
|
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Описание, значение |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
10 |
11 |
|
|
|
|||||||
2 |
Перчатки медицинские смотровые |
22.19.60.119 |
|
|
|
Перчатки смотровые (диагностические) |
соответствие |
|
Назначение |
для осмотров и ухода за пациентами |
|||||||
Материал |
латекс |
|||||||
нестерильные |
соответствие |
|||||||
Опудривание |
отсутствует |
|||||||
текстурный рисунок для улучшенного захвата инструментов |
на пальцах |
|||||||
Одинарная толщина (в области пальцев), в диапазоне, мм |
0,08-0,11 |
|||||||
Соответствие обязательным требованиям ГОСТ Р 52239-2004 |
соответствие |
|||||||
высокая тактильная чувствительность |
соответствие |
|||||||
пара |
2000 |
Размер |
L |
|||||
пара |
2900 |
Размер |
M |
|||||
3 |
Перчатки хирургические |
22.19.60.113 |
|
|
|
Перчатки хирургические |
соответствие |
|
|
|
|
Назначение |
для хирургических операций |
||||
|
|
|
Материал |
латекс |
||||
|
|
|
стерильные |
соответствие |
||||
|
|
|
Опудривание |
отсутствует |
||||
|
|
|
Текстурный рисунок для улучшенного захвата инструментов |
должен быть по всей наружной поверхности перчатки |
||||
|
|
|
Одинарная толщина (в области пальцев), мм |
не менее 0,16 не более 0,17 |
||||
|
|
|
Форма перчаток |
анатомически правильная большой палец должен быть расположен в направлении ладони |
||||
|
|
|
Соответствие обязательным требованиям ГОСТ Р 52238-2004 |
соответствие |
||||
|
|
|
Метод стерилизации |
радиационный |
||||
|
|
|
Класс потенциального риска применения |
не ниже 2а |
||||
|
пара |
2500 |
Размер |
7 |
||||
|
пара |
1700 |
Размер |
7,5 |
||||
|
пара |
2600 |
Размер |
8 |
||||
|
пара |
1700 |
Размер |
8,5 |
||||
4 |
Перчатки хирургические |
22.19.60.113 |
|
|
|
Перчатки хирургические |
соответствие |
|
|
|
|
Назначение |
для хирургических операций |
||||
|
|
|
Материал |
латекс |
||||
|
|
|
стерильные |
соответствие |
||||
|
|
|
Опудреннаяй внутренняя поверхность |
соответствие |
||||
|
|
|
Текстурный рисунок для улучшенного захвата инструментов |
должен быть по всей наружной поверхности перчатки |
||||
|
|
|
Одинарная толщина (в области пальцев), мм |
не менее 0,16 не более 0,17 |
||||
|
|
|
Форма перчаток |
анатомически правильная большой палец должен быть расположен в направлении ладони |
||||
|
|
|
Упаковка |
пластиковая, должна быть устойчивая к механическим повреждениям и проникновению озона, газов и влаги |
||||
|
|
|
Метод стерилизации |
радиационный |
||||
|
|
|
Соответствие обязательным требованиям ГОСТ Р 52238-2004 |
соответствие |
||||
|
|
|
Класс потенциального риска применения |
не ниже 2а |
||||
|
пара |
170 |
Размер |
6 |
||||
|
пара |
500 |
Размер |
6,5 |
||||
|
пара |
500 |
Размер |
7 |
||||
|
пара |
500 |
Размер |
7,5 |
||||
|
пара |
700 |
Размер |
8 |
||||
|
пара |
500 |
Размер |
8,5 |
||||
|
|
|||||||
7 |
Перчатки повышенной прочности |
22.19.60.119 |
|
|
|
Перчатки смотровые (диагностические) |
соответствие |
|
|
|
|
Материал |
латекс |
||||
|
|
|
особо прочные |
соответствие |
||||
|
|
|
опудривание |
отсутствует |
||||
|
|
|
Красители |
отсутствуют |
||||
|
|
|
Текстурный рисунок для улучшенного захвата инструментов |
на пальцах |
||||
|
|
|
Одинарная толщина (в области пальцев), в диапазоне, мм |
не менее 0,25 не более 0,26 |
||||
|
|
|
усилие при разрыве, Н |
не менее 26 не более 27 |
||||
|
|
|
ладонь гладкая, для обеспечения механической прочности |
соответствие |
||||
|
|
|
Соответствие обязательным требованиям ГОСТ Р 52239-2004 |
соответствие |
||||
|
|
|
Вес одной перчатки, г |
не менее 15 не более 16 |
||||
|
|
|
Длина перчатки, мм |
не менее 290 не более 300 |
||||
|
пара |
170 |
Размер |
M (7-8) |
||||
|
пара |
90 |
Размер |
L (8-9) |
||||
8 |
Перчатки медицинские |
22.19.60.119 |
|
|
|
Перчатки медицинские диагностические |
соответствие |
|
|
|
|
Назначение |
для продолжительных клинико-диагностических манипуляций и лабораторных работ |
||||
|
|
|
Материал |
нитрил (нитрильный латекс) |
||||
|
|
|
внутреннее абсорбирующее покрытие |
должно быть на основе синтетического флока |
||||
|
|
|
Назначение синтетического флока |
должен обеспечивать абсорбцию влаги для профилактики мацерации кожи при длительном ношении перчаток |
||||
|
|
|
Одинарная толщина (в области пальцев), в диапазоне, мм |
0,17-0,19 |
||||
|
|
|
усилие при разрыве, Н |
не менее 15 не более 16 |
||||
|
|
|
Текстурный рисунок для улучшенного захвата инструментов |
в области пальцев и ладони |
||||
|
|
|
Соответствие обязательным требованиям ГОСТ Р 52239-2004 |
соответствие |
||||
|
|
|
Длина перчатки, мм |
не менее 240 не более 245 |
||||
|
|
|
Манжета перчатки |
должна быть закатана в венчик |
||||
|
пара |
60 |
Размер |
М |
||||
|
пара |
60 |
Размер |
L |
||||
9 |
Перчатки хирургические |
22.19.60.113 |
|
|
|
Перчатки хирургические |
соответствие |
|
|
|
|
Назначение |
для операций в условиях повышенного риска инфицирования, в том числе продолжительных |
||||
|
|
|
Материал |
латекс |
||||
|
|
|
Стерильные |
соответствие |
||||
|
|
|
опудривание |
отсутствует |
||||
|
|
|
Текстурный рисунок для улучшенного захвата инструментов |
по всей наружной поверхности перчаток |
||||
|
|
|
Состав полимерного покрытия |
антисептик (хлоргексидин), смягчающие и регенерирующие компоненты |
||||
|
|
|
Назначение хлоргексидина |
для непрерывной антисептической обработки кожи рук, снижающей инфекционную нагрузку при нарушении целостности перчаток |
||||
|
|
|
Назначение смягчающих и регенерирующих компонентов |
для обеспечения ухода за кожей рук |
||||
|
|
|
Одинарная толщина (в области пальцев), в диапазоне, мм |
0,21 - 0,24 |
||||
|
|
|
Форма |
анатомически правильная, с расположением большого пальца в направлении ладони |
||||
|
|
|
Манжета перчатки |
должна быть обрезана |
||||
|
|
|
венчик |
отсутствует |
||||
|
|
|
адгезивная полоса для препятствия скатывания и сползания перчатки в процессе операции |
наличие |
||||
|
|
|
Толщина перчатки в области манжеты, мм |
не менее 0,20 не более 0,21 |
||||
|
|
|
Метод стерилизации |
радиационный |
||||
|
|
|
Соответствие обязательным требованиям ГОСТ Р 52238-2004 |
соответствие |
||||
|
|
|
Класс потенциального риска применения |
не менее 2а |
||||
|
пара |
30 |
Размер |
7 |
||||
|
пара |
30 |
Размер |
8 |
Заказчиком установлены требования по поз.2 "Перчаткам медицинским смотровым": текстурный рисунок для улучшенного захвата инструментов на пальцах и одновременно с этим к одинарной толщине (в области пальцев) в диапазоне 0,08-0,11 мм, а также соответствие обязательным требованиям ГОСТ 52239-2004.
Заявитель в жалобе указывает, что установленные Заказчиком диапазонные значения по одинарной толщине перчатки не соответствуют требованиям действующего ГОСТ 52239-2004. Заказчик намеренно вводит в заблуждение потенциальных участников закупки.
Представитель с доводом не согласился, из пояснений следует, что при подготовке "Описания объекта закупки", Заказчик исходил из своих потребностей и собственного опыта работы, руководствовался необходимостью обеспечить высокую эффективность работы, удобство применения товаров медицинским персоналом, оказания высококвалифицированной медицинской помощи пациентам.
Указанные в разделе N2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе требования к закупаемым товарам обусловлены потребностями заказчика и не противоречат Закону о контрактной системе, а также Закону о защите конкуренции.
Медицинские перчатки относятся к медицинским изделиям, которые не подлежат сертификации, но требуют декларирование соответствия согласно постановлению Правительства РФ от 01.12.2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 г. N 982 установлено, что Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службе надлежит обеспечить публикацию информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования.
На сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) http://protect.gost.ru опубликована информация о том, какие положения того или иного стандарта обязательны для медицинских изделий. В данной информации сказано, что в ГОСТ 52238-2004 и ГОСТ 52239-2004 обязательны только требования пунктов 6.2, 6.3 и 6.4. Данные пункты отвечают за показатели прочности, герметичности и стерильности.
ГОСТы допускают, что перчатка может быть, как опудренная, так и без пудры с текстурой и без текстуры, манжета может быть закатана в венчик, или же может быть обрезана, а также, что длина, толщина и ширина должны быть не менее определенного показателя. При этом ГОСТ не раскрывает сути данных характеристик, не, устанавливает, какое у них функциональное назначение. Обоснование всех требований к товарам в достаточной для соблюдения законодательства мере содержится в самой аукционной документации (в том числе в форме описания функциональных свойств и специфики применения). При этом указание на товар, содержащий улучшенные характеристики, не противоречит требованиям действующего законодательства РФ.
В Описании объекта закупки Заказчика отсутствует позиция 10, в отношении которой Заявителем подана жалоба.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком установлены требования к толщине перчаток, отличающиеся от требований п.6.1 ГОСТ Р 52238-2004, где по поз.3, 4 "Перчатки хирургические" указано "одинарная толщина (в области пальцев), мм не менее 0,16 мм не более 0,17 мм". Требования установленные по поз.7 "Перчатки повышенной прочности" по показателю "одинарная толщина (в области пальцев), диапазоне, мм не менее 0,25 не более 0,26"; по поз.8 "Перчатки медицинские" установлено "одинарная толщина (в области пальцев), диапазоне, мм 0,17 - 0,19" противоречат п.6.1 ГОСТ Р 52239-2004.
Представитель Заказчика с указанным доводом не согласился, из пояснений следует, что параметры перчаток, указанные Заказчиком по позициям 2, 3, 4, 7, 8 "Описания объекта закупки", входят в диапазоны, установленные ГОСТ Р 52238-2004 и ГОСТ Р 52239-2004. При подаче заявки на участие в электронном аукционе участник вправе предложить конкретное значение показателя в соответствии с ГОСТом.
Применение перчаток с антибактериальным покрытием предусмотрено Методическими рекомендациями MP 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях" (утв. Федеральной службой, но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом РФ 02.09.2016 г.). Согласно пункту 4.6. указанных Методических рекомендаций "При выборе типа хирургических перчаток необходимо принимать во внимание особые условия вида оперативного вмешательства, которые могут быть удовлетворены за счёт дополнительных свойств перчаток:
- перчатки с внутренним антибактериальным покрытием (Внутреннее покрытие таких перчаток содержит антисептик)".
Требование к антисептику - хлоргексидину в составе полимерного покрытия вызвано необходимостью непрерывной антисептической обработки кожи рук, снижающей инфекционную нагрузку при нарушении целостности перчаток. Другие антисептики имеют большое количество противопоказаний, в том числе, полигексанид.
Хлоргексидин официально зарегистрирован в качестве средства для антисептической обработки и дезинфекции кожи.
При этом другие группы антисептиков не используются в медицинских перчатках, так как повреждают структуру латекса, вызывают раздражение кожи и дерматиты при длительном контакте с кожей.
Требование к антисептику - хлоргексидину обусловлено его свойствами, показанием к применению, отсутствием ограничений при контакте с внутренней средой организма, отсутствием раздражающего действия на кожу и ткани организма, отсутствием противопоказаний и отсутствием аллергических реакций. Только антисептики на основе хлоргексидина предназначены (по показаниям) в качестве профилактического средства и для антисептической обработки и дезинфекции именно кожи рук. В связи с чем, по показаниям в качестве внутреннего антисептического покрытия подходит именно хлоргексидин.
Изменение в документации требования к антисептику приведет к увеличению риска распространения внутрибольничных инфекцй для медицинского персонала, что также негативно скажется на оказании медицинской помощи населению.
В аукционной документации Заказчика имеется обоснование использования нестандартного показателя, а именно: для непрерывной антисептической обработки кожи рук, снижающей инфекционную нагрузку при нарушении целостности перчаток.
Кроме того, перчатки нескольких производителей, помимо Ansell, соответствуют требованиям Заказчика, в том числе имеют антибактериальное покрытие (хлоргексидин): Armilla (Yixing НВМ Latex Production Co. Ltd., Китай), SFM (SFM Hospital Products GmbH, Германия), Yutchinson (Франция).
Приведенный Заявителем в качестве примера СанПиН 2.1.3.2630-10 не имеет ничего общего с существующей потребностью, указанной в техническом задании Заказчика. Это совершенно не взаимосвязанные события - обработка рук перед процедурой и дополнительная защита пациента и персонала во время манипуляций. Довод о том, что поскольку СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" устанавливают специальный алгоритм обработки рук хирурга антисептиком до надевания перчаток, наличие антисептика в составе перчаток является избыточным, не может быть признан состоятельным, поскольку указанный СанПиН предусматривает алгоритм обработки рук до надевания перчаток, при этом Заказчику требуется обеспечения непрерывной антисептической обработки, снижающей бактериальную и вирусную нагрузку при нарушении целостности перчаток.
Установление определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, также не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц и об ограничении числа участников торгов.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что требования к манжете хирургической перчатки - "Манжета с адгезивной полосой для препятствия скатыванию" обусловлены объективными потребностями специалистов Заказчика, а отсутствие понятия "адгезивная полоса" в ГОСТ 52238-2004 не лишает права Заказчика использовать данное понятие при описании объекта закупки. В техническом задании имеется обоснование использования нестандартного показателя, а именно: для препятствия скатывания и сползания перчатки в процессе операции.
Манжета перчатки без валика отличается усиленной толщиной и формирует цилиндрическое ребро жесткости, надежно удерживающее манжету на предплечье. Адгезивная полоса, которой дополнительно оснащена с внутренней стороны усиленная манжета без валика, является дополнительным фиксатором, который предотвращает скатывание и сползание ее во время проведения оперативного вмешательства.
Манжета без валика с адгезивной полосой не является уникальным параметром. В методических рекомендациях MP 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях" (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 02.09.2016 г.) способ формирования манжеты по принципу наличия или отсутствия валика и противоскользящей полосы является критерием выбора медицинской перчатки персоналом. Следовательно, манжета без валика с адгезивной полосой (полосой против скольжения) является стандартным показателем, прямо предусмотренным методическими рекомендациями в качестве выбора перчатки персоналом Заказчика.
Согласно ГОСТу Р ИСО 10993-7-2016, настоящий стандарт обосновывает необходимость проведения контроля содержания остаточных количеств этиленоксида (ЭО) и этиленхлоргидрина (ЭХГ) после стерилизации в изделиях медицинского назначения в связи с их токсическим действием в определенных концентрациях. В стандарте обращается особое внимание на биологические реакции, включающие раздражение, повреждение органов, мутагенность и канцерогенность у человека и животных, влияние на репродуктивную функцию у животных. Для изделий кратковременного контакта (не более 24 ч) - среднесуточная доза ЭО для пациента должна быть не более 4 мг.
Согласно требованиям СанПиН 1.2.2353-08 "Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности, санитарные правила являются нормативным правовым документом, действующим на всей территории Российской Федерации и определяющим канцерогенную опасность для человека химических (исключая радиоактивные изотопы), физических и биологических факторов среды обитания, а также производственных процессов (далее - канцерогенные факторы), установленную по результатам эпидемиологических и экспериментальных исследований.
В пункте II- Канцерогенные факторы СанПиН 1.2.2353-08, этилен оксид имеет номер CAS 75-21-8, поступает в организм ингаляционно и через кожу, обладает наркотическим и генотоксическим действием, может вызывать острое или хроническое отравление, при попадании на кожные покровы может вызывать раздражение. Так же выявлен повышенный риск развития опухолей лимфатической или кроветворной ткани и рака молочной железы у персонала, подвергающегося действиям этилен оксида.
Согласно требованиям, СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" сотрудники операционного блока, хирургии, операционные медсестры, медицинские сестры, санитарки всю рабочую смену проводят в перчатках, следовательно, риск воздействия доз токсического агента значительно повышен за счет длительного времени воздействия.
Требование к определенному виду стерилизации перчаток обусловлено необходимостью использования максимально безопасных изделий при работе с пациентами. Данное требование важно и жизненно необходимо как для медицинского персонала, так и для пациентов, так как опасность, связанная с использованием изделий, стерилизованных газовым методом, обусловлена высокой вероятностью сохранения этилена оксида, в изделиях после процесса стерилизации, который поступает в организм ингаляционно и через кожу, обладает наркотическим и генотоксическим действием.
Таким образом, перчатки с радиационным методом стерилизации имеют преимущество в отношении безопасности как для пациента, так и для медицинского работника. При этом закупка изделий с отсутствием токсичности не противоречит нормам законодательства.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком по поз.7 "Перчатки повышенной прочности" установлены требования "усилие при разрыве, Н не менее 26 не более 27"; по поз.8 "Перчатки медицинские" требование "усилие при разрыве, Н не менее 15 не более 16", которые противоречат ГОСТ Р 52239-2004 "Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора".
ГОСТ Р 52239-2004 "Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора". П.6.3.2 Усилие и удлинение в момент разрыва до ускоренного старения.
Таблица 3 - Характеристики растяжения
|
|
|
Характеристика |
Значение для перчатки типа |
|
|
1 |
2 |
1 Усилие при разрыве до ускоренного старения, Н, не менее |
7,0 |
7,0 |
2 Удлинение при разрыве до ускоренного старения, %, не менее |
650 |
500 |
3 Усилие при разрыве после ускоренного старения, Н, не менее |
6,0 |
6,0 |
4 Удлинение при разрыве после ускоренного старения, %, не менее |
500 |
400 |
В Таблице 3 ГОСТ Р 52239-2004 установлены показатели: Усилие при разрыве до ускоренного старения и Усилие при разрыве после ускоренного старения.
Более того, указанный показатель определяется по результатам испытаний в соответствии с ГОСТ 270 используют образец типа 2. Усилие и удлинение при разрыве должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 3, при уровне контроля и приемлемом уровне качества (AQL), приведенным в таблице 1.
Таблица 1 - Уровни контроля и допустимый уровень качества (AQL)
|
|
|
Характеристика |
Уровень контроля |
AQL |
Размеры (ширина, длина, толщина) |
S-2 |
4,0 |
Герметичность |
G-1 |
2,5 |
Усилие и удлинение в момент разрыва (до и после ускоренного старения) |
S-2 |
4,0 |
Таким образом, из требований, установленных Заказчиком в "Описании объекта закупки" по поз.7, 8 по показателю "усилие при разрыве" не понятно какое усилие при разрыве имел ввиду Заказчик, а именно: до ускорения старения или после. Указанные требования установлены с нарушением п.1) ч.1 ст.33, п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в действиях Заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП.
На основании п.3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Доказательства, подтверждающие невозможность подачи заявки, Заявителем не предоставлены. На участие в аукционе поступило 4 заявки, три из которых признаны соответствующими требованиям документации электронного аукциона.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Черных С.И. обоснованной в части неправомерного установления по поз.7, 8 требования "усилие при разрыве, Н".
Признать в действиях Заказчика - ГБУЗ "Армавирский онкологический диспансер" МЗ нарушение ч.3 ст.7, п.1) ч.1, ч.2 ст.33, п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что допущенное нарушение на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияло, предписание не выдавать.
Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N0318200025019000090).
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 17 апреля 2019 г. N 521/2019-КС
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.04.2019