Резолютивная часть объявлена 01.04.2019 г. В полном объеме решение изготовлено 15.04. 2019 г.
|
г. Симферополь |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
_
рассмотрев материалы дела N 05/1391 -18, возбужденного приказом Крымского УФАС России от 17.07.2018 г. N 96, в отношении ООО "1", ООО "2", ИП "1", ИП "2", ООО "3", ООО "4", ИП "3", ООО "5"ИП "4"по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон)
В присутствии:
представителей ИП "2" П, действующего на основании доверенности от 21 сентября 2018 г., Н, действующего на основании доверенности от 21 сентября 2018 г ;
представителя ООО "3" Р, действующего на основании доверенности от 28 февраля 2019 г. б/н;
представителя ИП "3" Л, действующего на основании доверенности от 20 сентября 2018 г.;
ИП "4", действующего на основании паспорта;
УСТАНОВИЛА:
По результатам рассмотрения информации предоставленной Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым (вх. N 2825ов от 02.07.2018), на действия перевозчиков на междугороднем маршруте "Симферополь-Ялта-Симферополь" Крымским УФАС России возбуждено дело N 05/1391-18 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11.1 Закона.
Двадцать шестого июля 2018 г. в адрес Министерства транспорта Республики Крым, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым направлены запросы о предоставлении информации относительно хозяйствующих субъектов, предоставляющих услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам "Симферополь-Ялта-Симферополь". В адрес ООО "1", ООО "2", ИП "1", ИП "2", ООО "3", ООО "4", ИП "3", ООО "5"ИП "4"направлены запросы относительно единовременного повышения тарифа.
На основании полученных данных был зафиксирован факт повышения ООО "1", ООО "2", ИП "1", ИП "2", ООО "3", ООО "4", ИП "3", ООО "5"ИП "4" цен на услуги по перевозке пассажиров и багажа по маршруту "Симферополь-Ялта-Симферополь".
Деятельность на данном маршруте осуществляют 9 перевозчиков. В течение месяца (07.07.2017 г.- 02.08.2017 г.) все 9 перевозчиков установили тарифы на уровне от 1,80 до 2,00 руб. пасс/км.
В частности, как видно из таблицы N1, предприятиями ООО "1", ИП "1", ООО "2" тариф в течение месяца повышался дважды.
При этом 27.07.2017 г. перевозчики ИП "1", ООО "1", ООО "4" одновременно произвели повышение тарифа.
Таб.1
Наименование |
Наименование |
Дата |
Дата |
Уровень |
автоперевозчика |
маршрутов |
заявления |
введения тарифа |
тарифа |
ООО "1" |
"Ялта-Симферополь(Аэропорт)" |
03.07.2017 |
07.07.2017 |
1,80 |
ООО "1" |
"Ялта-Симферополь" |
12.07,2017 |
12.07.2017 |
1,80 |
ООО "2" |
"Ялта-Симферополь" |
12.07.2017 |
13.07.2017 |
1,80 |
ИП "1" |
"Симферополь-Ялта" |
14.07.2017 |
14.07.2017 |
1,80 |
ИП "2" |
"Симферополь-Ялта" |
13.07.2017 |
14.07.2017 |
1,80 |
ООО "3" |
"Ялта-Симферополь" |
14.07.2017 |
15.07.2017 |
1 80 |
ООО "4" |
"Симферополь-Ялта" |
19.07.2017 |
21.07.2017 |
1,80 |
ИП "3" |
"Симферополь-Ялта" |
25.07.2017 |
26.07.2017 |
1,80 |
ИП "1" |
"Симферополь-Ялта" |
26.07.2017 |
27.07.2017 |
2,00 |
ООО "1" |
"Ялта-Симферополь" |
25.07.2017 |
27.07.2017 |
2,00 |
ООО "4" |
"Симферополь-Ялта" |
25.07.2017 |
27.07.2017 |
2,00 |
ООО "5" |
"Симферополь-Ялта" |
27.07.2017 |
28.07.2017 |
1,80 |
ООО "2" |
"Ялта-Симферополь" |
31.07.2017 |
01.08.2017 |
2,00 |
ИП "4" |
"Симферополь-Ялта" |
01.08.2017 |
02.08.2017 |
1,80 |
В январе 2018 г. ряд перевозчиков снова произвел повышение тарифа.
Наименование автоперевозчика |
Наименование маршрутов |
Дата заявления |
Дата введения тарифа |
Уровень тарифа |
ИП "2" |
"Симферополь-Ялта" |
09.01.2018 |
09.01.2018 |
2,00 |
ИП "3" |
"Симферополь (Аэропотр)-Ялта" |
15.01.2018 |
16.01.2018 |
2,15 |
ИП "1" |
"Симферополь-Ялта" |
18.01.2018 |
19.01.2018 |
2,20 |
ИП "4" |
"Симферополь-Ялта" |
31.01.2018 |
01.02.2018 |
2,20 |
Таб. 2
За период менее месяца (с 23.04.2018 г. по 16.05.2018 г.) 7 перевозчиков снова произвели увеличение тарифа, установив его на уровне 2,20-2,50 руб. за 1 пасс/км.
Таб.3
Наименование автоперевозчика |
Наименование маршрутов |
Дата заявления |
Дата введения тарифа |
Уровень тарифа |
ООО "3" |
"Ялта-Симферополь" |
18.04.2018 |
23.04.2018 |
2,20 |
ООО "4" |
"Симферополь-Ялта" |
23.04.2018 |
24.04.2018 |
2,20 |
ИП "4" |
"Симферополь-Ялта" |
07.04.2018 |
28.04.2018 |
2,50 |
ИП "3" |
"Симферополь (аэропорт)" Ялта" |
27.04.2018 |
28.04.2018 |
2,20 |
ИП "2" |
"Симферополь-Ялта" |
03.05.2018 |
04.05.2018 |
2,50 |
ООО "3" |
"Ялта-Симферополь" |
03.05.2018 |
07.05.2018 |
2,50 |
ООО "4" |
"Симферополь-Ялта" |
08.05.2018 |
09.05.2018 |
2,50 |
ИП "3" |
"Симферополь (аэропорт)-Ялта" |
08.05.2018 |
10.05.2018 |
2,50 |
ООО "5" |
"Симферополь-Ялта" |
15.05.2018 |
16.05.2018 |
2,00 |
Таким образом, всего за период июль 2017 г. - май 2018 г., в результате неоднократного повышения стоимости проезда, рост тарифа на данном маршруте составил в среднем 38%, не маловажное значение так же имеет единовременное повышение тарифа хозяйствующими субъектами конкурентами.
Указанные обстоятельства, согласно п. 1 ч. 2 статьи 39 Закона, послужили основанием для возбуждения дела по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 11.1 Закона, выразившимся в согласованных действиях хозяйствующих субъектов-конкурентов, которые привели к установлению и поддержанию тарифа на рынке перевозок пассажиров и багажа. Приказом Крымского УФАС России N96 от 17.07.2018 г. возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N05/1391-18 в отношении ООО "1", ООО "2", ИП "1", ИП "2", ООО "3", ООО "4", ИП "3", ООО "5"ИП "4"(далее - ответчики по делу) и создана комиссия по его рассмотрению (далее - Комиссия).
Определением Комиссии от 27.07.2018 г. ООО "1", ООО "2" ИП "1", ИП "2", ООО "3", ООО "4", ИП "3", ООО "5"ИП "4"привлечены в качестве ответчиков по делу N05/1391-18 по признакам нарушения п.1 ч.1 ст.11.1 Закона.
В целях получения дополнительной информации по делу Крымским УФАС России в адрес ответчиков по делу были направлены требования о предоставлении информации.
Девятого августа 2018 г. Крымским УФАС России в адрес ответчиков по делу направлены требования о предоставлении информации: расчет обоснованности повышения тарифа в июле-августе 2017 года, январе-феврале 2018 года и апреле-мае 2018 года; перечень хозяйствующих субъектов, работающих на маршруте "Симферополь-Ялта-Симферополь"; сведения о пассажиропотоке; сведения о количестве автобусов, выходящих ежедневно на маршрут.
Определением Комиссии от 21.09.2018 г. срок рассмотрения дела N05/1391-18 продлен до 21.03.2019 г. в связи с необходимостью получения дополнительной информации, связанной с рассмотрением указанного дела.
Определением от 21.09.2018 г. Комиссией повторно была запрошена та же информация у хозяйствующих субъектов, не предоставивших сведения.
В соответствии с частью 3 статьи 42 закона Комиссией вынесено определение о прекращении участия в рассмотрении дела N05/1391-18 в качестве ответчиков по делу о нарушении п. 1 ч.1 ст. 11.1 Закона ООО "1", ООО "2", ИП "1", ООО "5".
В результате проведенного анализа материалов, дополнительной информации и документов, представленных по запросам, иных материалов дела N05/1391-18 Комиссией Крымского УФАС России установлено следующее.
Анализ рынка междугородних перевозок пассажиров и багажа на маршруте Симферополь-Ялта-Симферополь
Согласно части 5.1 статьи 45 Закона при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно пункта 10.3 Приказа ФАС России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11.1 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:
а) определение временного интервала исследования товарного рынка;
б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится исходя из предмета соглашения хозяйствующих субъектов, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;
в) определение географических границ товарного рынка;
г) установление факта наличия конкурентных отношений между участниками соглашения.
Географические границы обуславливаются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия покупателей в приобретении данной продукции на рассматриваемой территории, и устанавливают территорию, на которой покупатели из выделенной группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемую продукцию. Географические границы рынка были определены как территория деятельности субъектов хозяйствования, осуществляющих междугородние перевозки пассажиров и багажа по маршруту "Симферополь-Ялта-Симферополь" и их основных потребителей, а именно - территория Республики Крым.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг данный вид деятельности относится к услугам пассажирского автомобильного транспорта в междугороднем сообщении (ОКУН- 021522).
Принимая во внимание требования статьи 5 Закона временной интервал исследования определен как 2017 -2018 годы.
Анализ уровня цен перевозчиков
Согласно предоставленным пояснениям и прослеживая динамику изменения цен на перевозки пассажиров и багажа, следует отметить, что за период с июля 2017 года до мая 2018 года рост тарифа составил в среднем 38%.
Таб.4
Наименование |
Наименование |
Дата |
Уровень |
автоперевозчика |
маршрутов |
введения тарифа |
тарифа |
ООО "1" |
"Ялта-Симферополь( Аэропорт)" |
07.07.2017 |
1,80 |
ООО "1" |
"Ялта-Симферополь" |
12.07.2017 |
1,80 |
ООО"2" |
"Ялта-Симферополь" |
13.07.2017 |
1,80 |
ИИ "1" |
"Симферополь-Ялта" |
14.07.2017 |
1,80 |
ИП "2" |
"Симферополь-Ялта" |
14.07.2017 |
1,80 |
ООО "3" |
"Ялта-Симферополь" |
15.07.2017 |
1,80 |
ООО "4" |
"Симферополь-Ялта" |
21.07.2017 |
1,80 |
ИП "3" |
"Симферополь-Ялта" |
26.07.2017 |
1,80 |
ИП "1" |
"Симферополь-Ялта" |
27.07.2017 |
2,00 |
ООО "1" |
"Ялта-Симферополь" |
27.07.2017 |
2,00 |
ООО "4" |
"Симферополь-Ялта" |
27.07.2017 |
2,00 |
ООО "5" |
"Симферополь-Ялта" |
28.07.2017 |
1,80 |
ИП "2" |
"Симферополь-Ялта" |
09.01.2018 |
2,00 |
ИП "3" |
"Симферополь (Аэропотр)-Ялта" |
16.01.2018 |
2,15 |
ИП "1" |
"Симферополь-Ялта" |
19.01.2018 |
2,20 |
ИП "4" |
"Симферополь-Ялта" |
01.02.2018 |
2,20 |
ООО "3" |
"Ялта-Симферополь" |
23.04.2018 |
2,20 |
ООО "4" |
"Симферополь-Ялта" |
24.04.2018 |
2,20 |
ИП "4" |
"Симферополь-Ялта" |
28.04.2018 |
2,50 |
ИП "3" |
"Симферополь (аэропорт)" Ялта" |
28.04.2018 |
2,20 |
ИП "2" |
"Симферополь-Ялта" |
04.05.2018 |
2,50 |
ООО "3" |
"Ялта-Симферополь" |
07.05.2018 |
2,50 |
ООО "4" |
"Симферополь-Ялта" |
09.05.2018 |
2,50 |
ИП "3" |
"Симферополь (аэропорт)-Ялта" |
10.05.2018 |
2,50 |
ООО "5" |
"Симферополь-Ялта" |
16.05.2018 |
2,00 |
Ответчик по делу ИП "4"сообщил о том, что рост цен обоснован повышением цены на дизельное топливо, увеличение затрат на ТО и покупку запасных частей. Тариф на 28.04.2018 г. вырос до 2,50 руб. Рост тарифа за 10 месяцев составил 67%.
ООО "3" в ответе на запрос Крымского УФАС России сообщило о том, что рост тарифа обоснован обновлением подвижного состава, повышением уровня заработных плат, повышением цен на топливо, повышением налогов и сборов. Тариф 07.05.2018 г. вырос до 2,50 руб. Рост тарифа за 10 месяцев составил 67%.
ИП "2" в ответе на запрос Крымского УФАС России сообщил о том, что рост тарифа произведен согласно Распоряжения Министерства транспорта РФ N НА-37р от 18.04.2013 г. Тариф 04.05.2018 г. вырос до 2,50 руб. Рост тарифа за 10 месяцев составил 67%.
ООО "4" в ответе на запрос Крымского УФАС России сообщило о том, что повышение тарифа было согласовано с ГУП РК "Крымавтотранс" и полагает, что антимонопольное законодательство их действиями не было нарушено. Тариф 09.05.2018 г. вырос до 2,50 руб. Рост тарифа за 10 месяцев составил 67%.
ИП "3" в ответе на запрос Крымского УФАС России сообщил о том, что увеличение тарифа обусловлено ростом цен на топливо, запасных частей, ростом затрат на обязательное страхование гражданской ответственности пассажиров и транспортных средств, необходимостью обновления подвижного состава. Тариф 10.05.2018 г. вырос до 2,50 руб. Рост тарифа за 10 месяцев составил 67%.
ООО "5" в ответе на запрос Крымского УФАС России ООО "Фундамент" поясняет, что до июля 2017 года действовал тариф 1,50 руб. за пассажирокилометр, в июле 2017 года тариф подняли до 1,80 руб., а в мае 2018 года до 2 руб., увеличение тарифа обусловлено ростом цен на топливо, запасных частей, ростом затрат на обязательное страхование гражданской ответственности пассажиров и транспортных средств, необходимостью обновления подвижного состава. Тариф 16.05.2018 г. вырос до 2,00 руб. Рост тарифа за 10 месяцев составил 25 %.
ООО "2" в ответе на запрос Крымского УФАС России сообщило о том, что по данным бухгалтерского учета цены в 2018 году по сравнению с 2015 годом повысились на дизельное топливо в среднем с 35 руб. до 48 руб. (38%), шины (24%), масла (30%), минимальная заработная плата (87%). Тариф 13.07.2017 г. вырос до 1,80 руб. Рост тарифа составил 20%.
ООО "1" в ответе на запрос Крымского УФАС России предоставило аудиторский отчет, подготовленный фирмой ООО "Л", и сообщило о том, что рост тарифа произведен согласно Распоряжения Министерства транспорта РФ N НА-37р от 18.04.2013 г. Тариф 27.07.2017 г. вырос до 2,00 руб. Рост тарифа составил 25%.
ИП "1" в ответе на запрос Крымского УФАС России сообщил о том, что повышение тарифа связано с повышением стоимости моторного топлива и ростом МРОТ. Тариф 14.07.2017 г. вырос до 1,80 руб. Рост тарифа составил 20%.
Основной довод перевозчиков основывается на росте цен на моторное топливо, поэтому Крымским УФАС России приведены цены на бензин и дизельное топливо, согласно мониторингу:
- цены на моторное топливо в среднем на июль 2017 года:
АИ92- 40,45 руб.;
АИ 95- 43,27 руб.;
Дизтопливо- 40,17 руб.;
- цены на моторное топливо в среднем на май 2018 года:
АИ92- 44, 45 руб., рост 9,9 %;
АИ 95- 46,48 руб., рост 7,4 %;
Дизтопливо-46,48 руб., рост 15,7 %.
По результатам анализа предоставленной информации о перевозчиках и их ценах можно сделать вывод об отсутствии объективных причин единовременного повышения цен на перевозки пассажиров и багажа, поскольку цены на топливо и сопутствующие затраты повышались в течение года и это не могло послужить основанием для резкого и столь высокого повышения цен на перевозки у ИП "4", ИП "2", ООО "3", ООО "4", ИП "4" в период с 28.04.2018 по 10.05.2018 г. В этой связи необходимо также отметить, что цены на перевозки пассажиров и багажа были увеличены указанными перевозчиками на 67% в течении 10 месяцев.
Калькуляция цены услуги перевозки
Порядок формирования цены услуги перевозки
В письменных пояснениях по делу от 14.11.2018 г. вх. N5347 ИП "4"пояснил, что повышение тарифа на перевозки на указанном маршруте связано с повышением цен на моторное топливо. В апреле 2018 г. цены на дизельное топливо увеличились до 46 руб./л. (разница за год 6 руб.), что составило 15%. Система налогообложения, по которой он производит платежи в бюджет-УСН, не обязывает его вести расчеты доходов и расходов, и все средства, полученные после уплаты налогов, являются его прибылью. Из этих же средств производится покупка топлива, эксплуатационных материалов, запасных частей, для технического обслуживания и ремонта подвижного состава, расчет за ремонт автобусов.
В связи с чем ИП "4"было принято решение "поднять тариф на указанном маршруте до 2,5 рублей". Сделано это было следующим образом: 02.08.2017 до 1,80 руб., 01.02.2018 до 2,20 руб., 28.04.2018 до 2,50 руб. Таким образом, размер увеличения тарифа на перевозки по маршруту "Симферополь- Ялта - Симферополь" 1,0 рубль (0,30+0,40+0,30=1 руб.).
Учитывая тот факт, что ИП "4"не был представлен порядок расчета устанавливаемого тарифа в соответствии со статьями затрат по видам услуг, приведенные выше пояснения по установлению нового тарифа не могут быть приняты Комиссией во внимание в качестве экономического обоснования повышения цены. Таким образом, отсутствие обоснованного расчета повышения тарифа на междугородние перевозки пассажиров и багажа по маршруту "Симферополь - Ялта - Симферополь", а также тот факт, что повышение тарифа произошло одновременно с другими участниками рынка (ответчиками по делу) свидетельствует о наличии договоренности участников рынка по установлению одинакового уровня тарифа.
ИП "4"в пояснениях по делу N05/1391-18 также отметил, что уровень тарифа установлен по его решению. Этот факт свидетельствует о том, что "его решение" может быть связано с договоренностью с другими участниками рынка об установлении нового тарифа.
Представителем ООО "3" в пояснительной записке от 31.10.2018 г. N 300 (вх.N 5156 от 01.11.2018 г) отмечено, что повышение тарифа связанно с ежемесячными затратами направленными на закупку ГСМ, увеличением перечислений налогов и сборов в бюджет, ростом заработной платы сотрудников, заключенными лизинговыми и кредитными договорами.
Отмечено также, что ООО "3" не известно, как поведут себя другие хозяйствующие субъекты, когда и как они изменят тариф, более того согласованные действия должны подтверждаться соответствующим документом.
Комиссия Крымского УФАС России полагает, что согласованные действия не имеют какого-либо документального оформления, являются моделью группового поведения и предполагают совершение хозяйствующими субъектами координированных, сознательных действий (не обусловленных внешними условиями функционирования конкретного товарного рынка), направленных в той или иной мере на ограничение конкуренции.
Согласованные действия, в отличие от соглашения, не предполагают наличие устной или письменной договоренности между хозяйствующими субъектами о совершении определенных действий. Согласованность действий может достигаться путем повторения действий одного хозяйствующего субъекта одновременно или следом за другим хозяйствующим субъектом.
Согласованные действия хозяйствующих субъектов замещают конкурентные отношения между ними сознательным объединением, которое наносит ущерб интересам потребителей.
ИП "3" письмом от 20.09.2018 г. N57 предоставил в адрес Крымского УФАС России пояснения, в которых указал, что рост тарифа на указанном маршруте связан с повышением цен на топливо и другие затратные механизмы. Однако, согласно мониторингу, рост цены на моторное топливо происходил плавно и за период с июля 2017 года по май 2018 года цена на моторное топливо поднялась от 9,9% до 15,7%., из этого следует, что рост цены не является определяющим фактором роста тарифа. Такая позиция ИП "3" подтверждает тот факт, что в процессе установления тарифов на указанный маршрут немаловажное значение имеет уровень тарифа конкурентов и в случае его изменения ИП "3" проводит соответствующую корректировку собственных тарифов.
Представителем ИП "2" на заседании Комиссии поданы пояснения относительно повышения тарифа из которых следует, что ИП "2" не нарушал нормы антимонопольного законодательства и расчет обоснованности тарифа произведен согласно Распоряжения Министерства транспорта РФ N НА-37р от 18.04.2013 г., размер обоснованного тарифа на июль 2017 года составил 2,26 руб. (когда было установлено 1,80 руб.), на январь 2018 года - 2,49 руб. (когда было установлено 2 руб.), на май 2018 года - 2,63 (когда было установлено 2,50 руб.). В исследуемый период цену на пассажирские перевозки повысили не все перевозчики. Так, цена на перевозки была от 1,80 до 2,50 руб. - за один пассажиро-километр, что подтверждает факт необоснованности единовременного повышения тарифа пятью перевозчиками в период с 28.04.2018 г. по 10.05.2018 г.
ООО "4" письменное пояснение относительно обоснования повышения тарифа в адрес Крымского УФАС России предоставлено не было.
Проанализировав полученные данные, Комиссия пришла к следующим выводам. Учитывая значительные неоднократные повышения тарифа хозяйствующими субъектами на указанном рынке прослеживается, что рынок является конкурентным и тарифы корректируются согласно Распоряжения Министерства транспорта РФ от 18.04.2013 N НА-37р. Однако, несмотря на то, что перевозчики имеют разное количество задействованных на маршрутах транспортных средств разных марок и разных годов выпуска, а соответственно несут разные затраты на их содержание и ремонт; в структуру цены услуги на перевозку пассажиров входят другие затраты (фонд оплаты труда, накладные расходы), которые также различны у каждого перевозчика, пять перевозчиков на указанном рынке в период с 28.04.2018 г по 10.05.2018 г. (в течение 2 недель) подняли тариф до 2,50 рублей за один пассажиро-километр. В вышеуказанный период не происходило столь значительных скачков цен на топливо, что прослеживается из цен на моторное топливо согласно мониторингу (таблица 5).
Таб. 5
ДАТА |
А-92 |
А-95 |
ДТ |
01.2018 |
41,38 |
43,48 |
43,28 |
02.2018 |
41,68 |
43,98 |
43,88 |
03.2018 |
41,68 |
43,98 |
43,88 |
04.2018 |
41,98 |
44,38 |
44,28 |
05.2018 |
42,98 |
44,98 |
44,98 |
Таким образом, Комиссией сделан вывод о том, что доводы ответчиков по делу о повышении тарифа в связи с повышением цен на моторное топливо и сопутствующие расходы не подтверждаются фактическими данными по соотношению с ростом тарифа на 67% за 10 месяцев.
Каждый из ответчиков заранее знает, что действия по изменению его цен повлекут за собой соответствующее изменение цен друг друга, в результате преследования выгоды и интересов каждого из них, в ущемление интересов неопределенного круга лиц, - потребителей, и ограничения конкуренции на товарном рынке. Тем самым ответчики преследуют цель дополнительного извлечения прибыли. Данное поведение является следствием систематических и относительно синхронных действий указанных участников рынка.
Согласованные действия ответчиков по установлению и поддержанию цен на рынке маршрутных перевозок на междугороднем маршруте "Симферополь-Ялта-Симферополь" в Республике Крым в период с 28.04.2018 г. по 10.05.2018 г. привели к ограничению конкуренции, а именно росту и поддержанию тарифа на указанном маршруте, не связанных с соответствующими изменениями общих условий обращения товара (услуги) на товарном рынке, отказу остальных участников товарного рынка, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на рынке предоставления услуг перевозчиками, а также, к обстоятельствам, создающим возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов (ответчиков) создающим возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
При этом рыночное поведение участника согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, является их оправданность лишь в качестве модели группового поведения, когда достижение цели отдельным участником согласованных действий возможно лишь в результате ролевого поведения остальных участников согласованных действий. Обычно это повторяющиеся (аналогичные) действия нескольких хозяйствующих субъектов, которые не обусловлены внешними объективными условиями обращения соответствующих товаров, что отличает согласованные действия от одинаковой рациональной реакции всех хозяйствующих субъектов на общие и не зависящие от них действия изменений общих условий деятельности на соответствующих товарных рынках.
Пункт 1 части 1 статьи 11.1 Закона о защите конкуренции запрещает согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 30 июня 2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными (статья 8 Закона о защите конкуренции), следует учитывать: согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, - может быть сделан исходя из фактических их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены синхронно при отсутствии на то объективных причин.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 49 ФЗ 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 23 от ФЗ 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в частности, о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (п. п. "б");
В соответствии с ч. 5 ст. 39 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
Статьей 14.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление хозяйствующим субъектом ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством согласованных действий.
На заседаниях Комиссии представители ответчиков отрицали факт заключения и участия в антиконкурентном соглашении. Комиссия, заслушав позицию ответчиков, полагает, что доводы об отсутствии факта заключения антиконкурентного соглашения опровергаются совокупностью полученных доказательств.
Комиссия по рассмотрению дела N 05/1391-18 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, в частности:
Отсутствие расчетов увеличения издержек предприятий, повлекших увеличение тарифа 1,0 руб.;
Отсутствие экономически обоснованных расчетов поднятия тарифа до 2,50 рублей с 28.04.2018 г. по 10.05.2018 г.;
Несоответствие соотношений роста цен на топливо и сопутствующие расходы с ростом уровня тарифа на перевозки,считает, что доводы ответчиков об отсутствии в их действиях нарушения антимонопольного законодательства являются несостоятельными и приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ИП "4", ИП "2", ООО "3", ООО "4", ИП "3" по пункту 1 части 1 статьи 11.1 Закона о защите конкуренции.
Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела и переквалификации нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Поскольку в период рассмотрения настоящего дела ответчиком продолжается совершение действий, нарушающих антимонопольное законодательство, Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи ответчикам предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем совершения определенных предписанием действий. Комиссия полагает, что принятие настоящего решения и выдача ответчику предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства являются достаточными мерами по установлению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о конкуренции, пункта 3.156. Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА
1. Признать ООО "3", ООО "4", ИП "3", ИП "2", ИП "4"нарушившими требования пункта 1 части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ООО "3", ООО "4", ИП "3", ИП "2", ИП "4" обязательное для исполнения предписание о прекращении и недопущении повторения ограничивающих конкуренцию согласованных действий, приводящих к установлению или поддержанию цен (тарифов) на маршруте "Симферополь-Ялта-Симферополь".
3. Передать материалы дела N 05/1391-18 о нарушении антимонопольного законодательства соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России для последующего осуществления производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 1 апреля 2019 г. N 05/1391-18
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.04.2019