резолютивная часть оглашена "07" февраля 2019 г.
изготовлено в полном объеме "14" февраля 2019 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в составе:
При участии:
лиц, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ООО <_>, 677000, РС (Я), г. Якутск, ул. <_>, в лице генерального директора <_>.;
Рассмотрев дело N014/05/9-12/2019, возбужденное по факту распространения рекламы стимулирующего мероприятия "1 комнатная с полной отделкой по акции 1790 тыс.руб.", предоставляемых ООО <_> с использованием рекламной конструкции типа "рекламная стойка", установленной в фойе административного здания, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. <_> с признаками нарушения требований части 7 статьи 5, статьи 9 Федерального закона от 13 марта 2006 N 38-ФЗ "О рекламе", по существу
у с т а н о в и л а:
21" января 2019 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в рамках осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе на территории г. Якутска по адресу ул. <_> отслежено распространение рекламы ООО <_> с использованием рекламной стойки, размещенной в фойе административного здания на первом этаже с признаками нарушения требований части 7 статьи 5, статьи 9 Федерального закона "О рекламе".
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) определением о возбуждении дела N014/05/9-12/2019 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе от 28.01.2019 г. возбуждено производство по делу.
28.01.2019 антимонопольным органом отслежен дополнительный факт распространения рекламы ООО <_> с использованием рекламных листовок в офисе продаж по адресу: г. Якутск, ул. <_>.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО <_>. сообщила, что Общество выступает рекламодателем рассматриваемой рекламы, реклама распространялась с октября 2018 г., содержание рекламы определялось ею, буклеты печатались в небольшом количестве, раздавались только в офисе продаж. <_> сообщила, что реклама связана с продвижением квартир в строящемся ООО <_> многоквартирном жилом доме с привлечением денежных средств участников долевого строительства. Уточнила, что в рекламе сообщается о реализации 1-комнатных квартир по с черновой и полной отделкой по акции, указанная в рекламе стоимость соответствует действительности. Акция цене по цене 1790 рублей за 1-комнатную квартиру действительно действует, срок акции назначается застройщиком, по информации указанной на сайте застройщика акция в настоящее время еще действует, но пока неизвестно, возможно к сдаче дома в эксплуатацию цена может быть другой.
<_> также пояснила, что изготовленные агентством реклама с застройщиком не согласовывались, отношение к вопросам производства и распространения рекламы, застройщик не имеет, уточнила, что по условиям агентского договора ООО <_> имеет право самостоятельно рекламировать данный объект долевого участия в целях привлечения клиентов.
<_> пояснила, что как агентство ООО <_> занимаются реализацией квартир в строящихся объектах долевого строительства, для этих целей заключены с тремя застройщиками ООО <_>, ООО <_> и ОАО <_>) агентские договоры, но по указанной в рекламе стоимости квартиры имеются только у ООО <_>, вся информация о стоимости квартир указана в рекламе по цене застройщика.
На вопрос Комиссии, что означает указанная в рекламе информация "полная отделка", <_> пояснила, что в данном случае речь идет, что за 200 000 рублей участник долевого строительства получит квартиру с ремонтом, с ванной, с унитазом, с покраской стен, полом т.е. квартиру под ключ, сразу пригодную для жилья.
На вопрос Комиссии, как называется наименование строящегося многоквартирного дома по проектной декларации.
<_> сообщила, что по проектной декларации, строящийся объект, наименован как, "Многоквартирный жилой дом по адресу: г. Якутск, ул. <_>", пояснил, что дом еще не сдан в эксплуатацию. Также уточнила, что у застройщика ООО <_>, строящего многоквартирный жилой дом с теплыми автостоянками по ул. <_> г. Якутска, также имеются квартиры по такой стоимости как указанно в рекламе. В связи с чем, полагает, что речь идет и о квартирах студиях, реализуемых строящихся в этом доме
Заслушав объяснения лица, участвующего в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), пришла к следующим выводам.
В рекламе ООО <_> указана следующая информация: "Сбербанк всегда рядом" Дом под ключ Квартиры под ключ 1 комнатная с черновой отделкой 1590 тыс рублей, 1 комнатная с полной отделкой по акции 1790 тыс.руб.", Новостройки по цене застройщика офис продаж ул <_> недвижимость на вторичном рыке <_>, также указана генеральная лицензия Банка России.".
В рекламной листовке, отслеженной по адресу ул. <_> размещена следующая информация: "<_> с ремонтом. Фиксированные сроки и стоимость. Все включено. Личный дизайнер, менеджер, прораб. Скидки, рассрочки, кредит. Качество работ. Гарантии. Акция! Ремонт всего за 200 000 руб! ул. <_>".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" рекламой признается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В статье 3 Федерального закона "О рекламе" под товаром как объектом рекламирования понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Совокупное восприятие информации содержащейся в рекламе дает основание полагать, что объектом рекламирования в данном случае выступают квартиры под ключ, реализация недвижимости в новостройке по цене застройщика, уже в сданном в эксплуатацию объекте недвижимости.
При таких обстоятельствах, рассматриваемая информация признается рекламой, распространяемой любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, а именно к услугам по реализации готовых квартир под ключ.
Общие требования к рекламе установлены в статье 5 Федерального закона "О рекламе", в которой определено, что реклама должна быть достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" потребителями рекламы считаются лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама (неопределенный круг лиц).
Присутствие в рекламе информации: "Новостройки по цене застройщика", в контексте с информацией "квартиры под ключ", отсутствие в рекламе части существенной информации о способе реализации, при указании, стоимости 1-комнатной квартиры с черной (1550 тыс рублей) и полной отделкой (1790 тысяч рублей) по акции, наличие наименования Сбербанка, генеральной лицензии Банка, приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами, поскольку из содержания рекламы непонятно, каким способом осуществляется реализация объектов, путем продажи готовых квартир уже в сданных в эксплуатацию домах или строящихся объектах, путем заключения договора долевого участия.
Кроме того, в рекламе при указании о проведении стимулирующего мероприятия о реализации 1 комнатной квартиры с "полной отделкой по акции на сумму 1790 тыс. рублей, а также при указании в рекламной листовке о ремонте всего за 200 000 рублей в период проведения акции, отсутствует информация о сроке проведения такого аукционного мероприятия, что указывает на признаки нарушения статьи 9 Федерального закона "О рекламе".
Согласно статьи 9 Федерального закона "О рекламе" в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны: 1) сроки проведения такого мероприятия; 2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Материалами дела установлено, что ООО <_> заключены агентские договоры с тремя застройщиками ООО <_>, ООО ЖСК <_>, ООО <_>, ООО <_>, ОООАЭБ <_>, ООО <_> и ОАО <_>, предметом договора является привлечение третьих лиц с целью заключения с застройщиком договоров долевого участия для привлечения денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов.
Как установлено в ходе рассмотрения дела рассматриваемой рекламе указаны 1-комнатные квартиры с черновой отделкой, реализуемые по цене 1550 тысяч рубле, и с чистовой отделкой по 1790 тысяч рублей, реализуемые "Многоквартирном жилом доме по адресу: г. Якутск, ул. <_>", застройщиком ООО <_>.
Из информации размещенной на официальном сайте застройщика ООО <_> по адресной ссылке <_> "Многоквартирный жилой дом по адресу: г. Якутск, ул. <_>", сдан в эксплуатацию марте 2018 г. При этом, в указанном доме из оставшихся 8 квартир все квартиры студии с 21 кв.м, стоимость которых варьируется в зависимости от этажа с по 5 этаж от 1550 тысяч рублей до 1650 тысяч рублей с черневой отделкой, от застройщика за доплату в размере 120 000 рублей возможно предоставление квартиры студии с чистовой отделкой от 1670 до 1770 тысяч рублей.
Установлено, что данный застройщик в настоящее время также реализует объекты долевого участия в строящемся "Многоквартирном жилом доме с магазином и теплыми автостоянками по Вилюйскому тракту 3 км", но стоимость кв.м. в 1 комн. составляет 68 000 рублей за 1 кв.м., площадь квартир от 39 кв.м - 2690 тысяч рублей.
При таких, обстоятельствах, указанные в рекламе 1-комнатные квартиры с черновой отделкой, реализуемые по цене 1550 тысяч рубле, и с чистовой отделкой по 1790 тысяч рублей, у застройщика ООО <_>, фактически с марта 2018 г. реализуются только в сданном в эксплуатацию "Многоквартирном жилом доме по адресу: г. Якутск, ул. <_>", иных объектов долевого строительства, по указанной в рекламе стоимости в настоящее время застройщиком не реализуются. При этом, максимальная стоимость квартиры студии имеющейся у застройщика в продаже с чистовой отделкой составляет 1770 тысяч рублей, а не 1790 тысяч рублей.
В силу пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В рассматриваемой рекламе ООО <_> о наличии информации о стоимости -комнатные квартиры с черновой отделкой, реализуемые по цене 1590 тысяч рублей, и с чистовой отделкой по 1790 тысяч рублей, в нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара.
Вместе с тем, из пояснений генерального директора ООО <_> следует, что в Агентство недвижимости "Дом под ключ", реализует 1-комнатные квартиры с черновой и чистовой отделкой в многоквартирных домах по стоимости 1590 и 1790 тыс. рублей, строящихся привлечением денежных средств участников долевого строительства, застройщиками с которыми заключены агентские договоры, считает, что рассматриваемая реклама привлекает внимание к реализации 1-комнатных квартир в строящихся с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Согласно части 7 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте размещения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, фирменное наименование (наименование) застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение. Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, может содержать коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов) капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов - наименование жилого комплекса), если такое коммерческое обозначение (наименование жилого комплекса) указано в проектной декларации.
При таких обстоятельствах, в рекламе ООО <_> при указании объекта долевого строительства, а именно 1-комнатной квартиры с черновой отделкой, реализуемые по цене 1550 тысяч рубле, и с чистовой отделкой по 1790 тысяч в нарушение части 7 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" содержать сведения о месте размещения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, фирменное наименование (наименование) застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение, не указан коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов) капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов - наименование жилого комплекса), если такое коммерческое обозначение (наименование жилого комплекса) указано в проектной декларации.
По мнению специалистов ФАС России, для обеспечения доступа к тексту проектной декларации может быть приведено указание на место, способ, где или с помощью которого можно получить необходимые сведения (адрес сайта в Интернете, адрес офисов, в которых можно получить информацию, номера справочных телефонов, указание на средства массовой информации, в которых опубликована данная декларация, и т.п.).
Таким образом, с учетом доводов представителя ООО <_> о том, что в рекламе указаны объекты долевого строительства, а именно 1-комнатные квартиры с черновой отделкой и по цене 1550 тысяч рубле, и с чистовой отделкой по 1790 тысяч реализуемые с застройщиками с которыми ООО <_> заключены агентские договоры, присутствует нарушение требований части 7 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Вместе с тем, информация, размещенная в рекламе, дает основание полагать, что стоимость 1-квартиры с чистовой отделкой в размере 1790 рублей, а также предоставление услуг по ремонту в размере 200000 рублей, размещенная в рекламной листовке, может быть доступна в период акции, данное мероприятие по смыслу является мероприятием стимулирующим приобретение определенного товара в данном случае рекламируемых объектов недвижимости при этом, в рекламе не указаны сроки проведения такого мероприятия, что указывает на нарушение требований статьи 9 Федерального закона "О рекламе".
Отсутствие в рекламе существенной информации об условиях приобретения объекта долевого участия, в строящемся объекте строительства, в части изменения стоимости квадратного метра в зависимости от размера первоначального взноса, а также условия, по которому возможно заключение договора о предоставлении услуги чистовой отделки, искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребители рекламы.
Согласно ст. 3 Федерального закона "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, реклама ООО <_>, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов, распространённая с октября 2018 г. с использованием рекламной стойки и рекламных листовок по адресу г. Якутск, ул. <_> признается ненадлежащей, нарушающей требования пункта 4 част 3 статьи 5, части 7 статьи 5, статьи 9 и части 7 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
В силу части 4 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем законодательства о рекламе.
На основании статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем понимается лицо, изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, под рекламопроизводителем понимается лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, под рекламораспространителем понимается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В ходе рассмотрения дела из устных и письменных пояснений ООО <_> установлено, что рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы выступает ООО <_>, данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела, агентскими договорами, договором на размещение N85/18 информационных материалов, заключенных с ООО "Дирекция по эксплуатации" от 01.06.2018 г.
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5, статьи 9 и статьей 28 настоящего Федерального закона.
Материалами дела установлено, что рекламораспространителем ненадлежащей рекламы нарушающей требования части 7 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" выступает ООО <_>. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, установлены пояснениями генерального директора <_>, согласно которой размещенная с октября 2018 г. в фойе первого этажа административного здания, расположенного по адресу г. Якутск, ул. <_> рекламная стойка с рассматриваемой рекламой, принадлежит Обществу.
Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение части 7 статьи 28 указанного закона несет рекламораспространитель.
На момент принятия решения, материалами дела установлено, что ООО <_> прекращено распространения рекламы с использованием рекламной стойки, установленной в фойе первого этажа административного здания, расположенного по адресу г. Якутск, ул. <_> и рекламных листовок в офисе продаж.
При этом, доказательства прекращения распространения рассматриваемой рекламы, в материалы дела не представлены, при отсутствии документальных доказательств, подтверждающих прекращение нарушение законодательства о рекламе, возникает необходимость в выдаче ООО <_> предписания о прекращении распространения ненадлежащей рекламы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пункта 4 части 3, части 7 статьи 5, статьи 9 и части 7 статьи 28, пункта 1 части 2 статьи 33, части 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Комиссия
решила:
Признать рекламу ООО <_>, распространяемую с использованием рекламных буклетов, рекламной конструкции, ненадлежащими нарушающими требования пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, статьи 9 и части 7 статьи 28 Федерального закона "О рекламе",
Выдать ООО <_> обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе;
Материалы настоящего дела передать должностному лицу антимонопольного органа для принятия процессуального решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренной статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня вынесения настоящего решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 7 февраля 2019 г. N 014/05/9-12/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.01.2019