Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 2 апреля 2019 г. N 06-215/2018
Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
рассмотрев дело N06-215/2018 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Балтасинского муниципального района Республики Татарстан, Палатой имущественных и земельных отношений Балтасинского муниципального района Республики Татарстан и <_> статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в части размещения рекламной конструкции в неустановленном для этих целей месте без выданного органом местного самоуправления разрешения на ее установку, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
Основанием для возбуждения дела является результат контрольно-надзорных мероприятий в отношении Исполнительного комитета Балтасинского муниципального района Республики Татарстан (далее-Исполнительный комитет).
Исполнительным комитетом в ответ на запрос Татарстанского УФАС была представлена информация о рекламных конструкциях, расположенных на территории Балтасинского муниципального района <_>
Постановлением Исполнительного комитета от 04.11.2017 г. N249 была утверждена Схема размещения рекламных конструкций на территории Балтасинского муниципального района.
В ходе муниципального контроля Исполнительным комитетом была зафиксирована следующая рекламная конструкция с рекламой <_>
- <_>.
На основании изложенного издан приказ Татарстанского УФАС России от 26.09.2018 г. N02/471-к о возбуждении дела и создании комиссии по признакам нарушения Исполнительным комитетом, Палатой имущественных и земельных отношений Балтасинского муниципального района Республики Татарстан, <_> статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее- Закон о защите конкуренции).
В ходе рассмотрения дела N06-215/2018 было установлено следующее.
Рекламная конструкция с рекламой <_> расположена на земельном участке с кадастровым номером <_> по адресу: <_>., принадлежащем на праве собственности <_> согласно договору купли-продажи <_> от 07.10.2014 г.
Между <_> и <_> были заключены следующие договоры:
- N2 от 30.11.2015 г. на аренду земельного участка с кадастровым номером <_>.для установки и эксплуатации рекламной конструкции сроком до 31.10.2016 г., с ежемесячной арендной платой в размере 2 000,00 рублей;
- б/н от 31.10.2016 г. на аренду земельного участка с кадастровым номером <_>.для установки и эксплуатации рекламной конструкции сроком до 30.09.2017 г., с ежемесячной арендной платой в размере 2 000,00 рублей;
- N9/1 от 30.09.2017 г. на аренду земельного участка с кадастровым номером 16:12:010110:51 для установки и эксплуатации рекламной конструкции сроком до 31.08.2018 г., с ежемесячной арендной платой в размере 2 000,00 рублей.
Также <_>.было представлено разрешение на установку рекламной конструкции NRU16512101-01080-P от 02.11.2010 г., выданное Исполнительным комитетом, сроком действия до 30.09.2011 г.
Информации о продлении вышеуказанного разрешения на установку рекламной конструкции или о выдачи нового разрешения на установку рекламной конструкции ответчиками представлено не было.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что рекламная конструкция, размещенная на земельном участке, находящимся в частной собственности, была установлена без разрешения Исполнительного комитета.
Частью 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее- Закон о рекламе) предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 статьи 19 Закона о рекламе законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Согласно пункту 2 части 11 статьи 19 Закона о рекламе к заявлению на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции прилагается, в том числе, подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.
Вместе с тем, согласно части 17 статьи 19 Закона о рекламе разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Таким образом, необходимым условием для установки и эксплуатации рекламной конструкции является разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемое органом местного самоуправления.
В материалах дела имеются косвенные доказательства наличия взаимодействия Исполнительного комитета и <_> при размещении рекламной конструкции, расположенной на земельном участке с кадастровым номером <_>. Такими доказательствами являются:
отсутствие действий <_>, направленных на получение разрешения на размещение рекламных конструкций;
не осуществление Исполнительным комитетом надлежащего контроля за эксплуатацией рекламных конструкций, расположенных на территории Балтасинмкого муниципального района (до возбуждения дела <_>.о нарушении антимонопольного законодательства);
"молчаливое согласие" Исполнительного комитета на размещение рекламной конструкции, которое выразилось в бездействии Исполнительного комитета по демонтажу незаконно размещённой рекламной конструкции;
Косвенных доказательств достаточно для установления наличия антиконкурентного соглашения. Такой довод разделяется судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу <_>.).
Татарстанское УФАС России отмечает, что <_>., будучи арендатором объекта земельного участка, на котором была размещена рекламная конструкция, обязано было перед размещением рекламной конструкции обратиться в Исполнительный комитет для выдачи разрешения на размещение рекламной конструкции.
Данный довод основан на положениях части 5 статьи 19 и части 9 статьи 19 Закона о рекламе.
Так, в соответствии с частью 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5,6,7 статьи 19 Закона о рекламе законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления.
Следовательно, <_>. будучи арендатором земельного участка, разместило рекламную конструкцию арендуемом земельном участке, однако не исполнило обязанности, предусмотренной частью 9 статьи 19 Закона о рекламе, по получению разрешения на размещение рекламной конструкции.
Также Татарстанское УФАС России обращает внимание на то, у Исполнительного комитета имеется обязанность по выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района (пункт 3.2 Положения об Исполнительном комитете Балтасинмкого муниципального района).
Стоит отметить, что Исполнительный комитет несёт вышеуказанную обязанность вне зависимости от того, в муниципальной или частной собственности находится земельный участок, на котором размещена рекламная конструкция, так как разрешение на размещение рекламной конструкции должно быть получено в любом случае, то есть не имеет правового значения вид собственности на земельный участок, на котором размещена рекламная конструкция.
Однако исполнительный комитет не осуществил обязанности по осуществлению контроля за размещением рекламных конструкций на территории муниципального района и не потребовал демонтажа незаконной рекламной конструкции.
Таким образом, незаконное размещение рекламной конструкции стало возможным вследствие целенаправленных действий <_>. и Исполнительного комитета на достижение одного результата: предоставление <_>. преимущества при размещении рекламной конструкции. <_>. со своей стороны не исполнило обязанности по получению разрешения на размещение рекламной конструкции, а Исполнительный комитет, со своей стороны, не выдал предписания на демонтаж рекламной конструкции, которая установлена без разрешения.
Также Татарстанское УФАС России отмечает, что спорная рекламная конструкция была демонтирована после возбуждения дела N06-215/2018 о нарушении антимонопольного законодательства. Отсутствие вмешательства Татарстанского УФАС России привело бы к дальнейшему нарушению антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 5.1. статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
В рамках рассмотрения настоящего дела Комиссией были проанализированы сложившиеся в период за 2015 г.-2018 г. рыночные отношения на товарном рынке, на котором усматриваются признаки нарушения в действиях ответчиков, - временной интервал исследования товарного рынка.
Для определения товарного рынка необходимо установление его продуктовых границ и географических границ.
Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке по предоставлению права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций показали следующее.
На исследуемом товарном рынке под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Таким образом, предоставление права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций может рассматриваться как товар.
Органами местного самоуправления Балтасинмкого муниципального района Республики Татарстан, юридическими и физическими лицами на правах собственника осуществляется правомочие по распоряжению земельными участками для установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории Балтасинмкого муниципального образования Республики Татарстан.
Предметом договоров является предоставление права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций .
Так как товаром является предоставление права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, следовательно, продавцом такого права может быть собственник земли, на которой предполагается установка и эксплуатация рекламных конструкций - органы местного самоуправления Балтасинмкого муниципального района Республики Татарстан (Исполнительный комитет), а также частные собственники земельных участков, находящихся на территории Балтасинского муниципального района Республики Татарстан.
Таким образом, Исполнительный комитет, а также частные собственники земельных участков, расположенных на территории Балтасинского муниципального района Республики Татарстан, выступают единственными продавцами на рынке предоставления права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Балтасинского муниципального района Республики Татарстан.
Учитывая, что предоставление права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций осуществляется на территории Балтасинмкого муниципального района, за продуктовые границы исследуемого товарного рынка принимается территория Балтасинского муниципального района Республики Татарстан.
Возможность приобретения товара имеется у всех заинтересованных субъектов. Следовательно, потенциально имеется большое число покупателей товара, ограниченное только территориальными границами Балтасинского муниципального района.
В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.
Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.
Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.
Вышеуказанные действия Исполнительного комитета и <_>. содержат признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции в части размещения рекламной конструкции без выданного органом местного самоуправления разрешения на ее установку, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 16, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49, пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия Татарстанского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать Исполнительный комитет Балтасинмкого муниципального района Республики Татарстан и <_>. нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в части размещения рекламной конструкции без выданного органом местного самоуправления разрешения на ее установку, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Передать имеющиеся материалы должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 26 марта 2019 г. N 06-215/2018 (ключевые темы: конкуренция - товарный рынок - разрешение на установку рекламной конструкции - антимонопольный орган - закон о рекламе)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.04.2019
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 ноября 2019 г. по делу N А65-18932/2019 пункты 1, 2 настоящего решения признаны незаконными