резолютивная часть оглашена "02" апреля 2019 г.
изготовлено в полном объеме "05" апреля 2019 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в составе:
При участии:
лиц, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- АО <_>, Республика Саха (Якутия), 677014, г. Якутск, <_>, представитель по доверенности <_>;
- ООО <_>, Республика Саха (Якутия), 677014, г. Якутск, <_>, представитель по доверенности <_>;
Рассмотрев дело N014/05/28-16/2019, возбужденное по фактам распространения рекламы долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома c нежилыми помещениями, подземной автостоянкой и детским садом на 40 мест (2-5) в квартале <_> г. Якутска, распространяемой с использованием рекламных конструкций, размещенных на фасаде строящегося объекта долевого участия, расположенного по адресу г. Якутск, <_>, и путем размещения рекламной стойки по адресу г. Якутск, ул. <_> с признаками нарушения части 7 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 N 38-ФЗ "О рекламе", по существу
у с т а н о в и л а:
16 февраля 2019 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) рамках осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства РФ о рекламе на территории г. Якутска на фасаде строящегося <_> квартале объекта долевого участия "Многоквартирного жилого дома c нежилыми помещениями, подземной автостоянкой и детским садом на 40 мест (2-5)" отслежено распространение рекламы следующего содержания: "Квартиры, мащино-места, нежилые помещения <_> АО <_>".
15 марта 2019 г. антимонопольным органом отслежено распространение рекламы следующего содержания: "РИК АО <_> Приглашаем принять участие в долевом строительстве. Многоквартирный жилой дом c нежилыми помещениями, подземной автостоянкой и детским садом на 40 мест (2-5) в квартале <_> г. Якутска, 1-комн. - от 34,48 кв.м, 2-комн от 50,61 кв.м, 3-комн. - от 71, 74 кв.м Нежилые помещения, Машино-места. 1 очередь - введена в эксплуатацию. 2 очередь - 2 квартал 2019 г., 3 очередь - 1 квартал 2019 г. Рассрочка за квартал до ввода, первоначальный взнос с 20%, предусмотрены скидки! г. Якутск, ул. <_>".
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) определением о возбуждении дела N014/05/28-16/2019 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе от 19.03.2019 г. возбуждено производство по делу.
02.04.2019 г. в ходе рассмотрения дела, представитель АО <_> сообщил, что АО РИК выступает застройщиком "Многоквартирного жилого дома c нежилыми помещениями, подземной автостоянкой и детским садом на 40 мест (2-5) в квартале <_>", из текста рекламы не следует, что рекламодатель приглашает принять участие в строительстве, реклама направлена на реализацию квартир, мащино-мест, нежилых помещений 1-ой очереди, которая сдана в эксплуатацию.
<_> сообщил, что производством и распространяем рассматриваемых рекламных материалов на основании агентского договора с АО <_> заключенного в июле 2017 г. и с этого момента ООО <_> занималось вопросами размещения рекламы. АО <_> выступает застройщиком "Многоквартирного жилого дома c нежилыми помещениями, подземной автостоянкой и детским садом на 40 мест (2-5) в квартале <_>" 1-я, 2-я, 3-я очереди, застройщик отношение к вопросам производства и распространения рекламы не имеет.
<_> уточнил, что на данный Многоквартирный жилой дом c нежилыми помещениями, подземной автостоянкой и детским садом на 40 мест (2-5) в квартале <_> г. Якутска, состоит из 3 очередей. 1 очередь уже сдана в эксплуатацию в декабре 2018 г., по 2 и 3 очереди строительство не завершено и ведется с привлечением денежных средств на долевое участие.
<_> полагает, что поскольку 1-я очередь многоквартирного жилого дома, уже сдана в эксплуатацию, то реклама, распространяемая с использованием рекламной конструкции на внешней стене многоквартирного жилого дома c нежилыми помещениями, подземной автостоянкой и детским садом на 40 мест (2-5) в квартале <_>, привлекает внимание уже к готовым объектам недвижимости, на куплю-продажу квартир и машино-мест в сданном 19 декабря 2018 г. в эксплуатацию 1-ой очереди блок В1, В2, В3 многоквартирного жилого дома.
<_>. уточнил, что вторая реклама изготовлена с использованием стенд-рола, распространяется ООО <_>.
Уточнил, что в настоящее время распространение рекламы на фасаде здания и с использованием стенд-рола прекращено, АО <_>, просит учесть данное обстоятельство при принятии решения.
<_> сообщила, что реклама "Многоквартирного жилого дома c нежилыми помещениями, подземной автостоянкой и детским садом на 40 мест (2-5) в квартале <_> г. Якутска, распространяемая с использованием рекламной конструкции, на фасаде здания, размещалась ООО <_>, изготавливалась ООО <_> в апреле 2018 г., телефоны указанные в рекламе принадлежат Обществу.
<_> уточнила, что вторая реклама, распространяемая с использованием стенд-рола по адресу ул. <_>, изготавливалась ООО <_>, содержание рекламы определялось Обществом, изготовленные Обществом рекламные материалы до размещения с застройщиком не согласовывались, отношение к вопросам производства и распространения рекламы, застройщик не имеет.
На вопрос Комиссии, входят ли в состав рекламируемого многоквартирного жилого дома c нежилыми помещениями, подземной автостоянкой и детским садом на 40 мест (2-5) в квартале <_> строящиеся 2-я и 3-я очереди, каким способом в этих очередях строительства, реализуются объекты недвижимости.
<_> пояснил, что данный многоквартирный жилой дом, согласно проектной декларации состоит из трех очередей, строительство 2-ой и 3-ой очередей еще не завершено, в них на данный момент реализация квартир, машино-мест, осуществляется с привлечением денежных средств участников долевого участия.
<_> просит с учетом обстоятельств дела, признать данное нарушение малозначительным, пояснила, что лиц пострадавших от рекламы не имеется.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), пришла к следующим выводам.
16 февраля 2019 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) рамках осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства РФ о рекламе на территории г. Якутска на фасаде строящегося <_> квартале объекта долевого участия "Многоквартирного жилого дома c нежилыми помещениями, подземной автостоянкой и детским садом на 40 мест (2-5)" отслежено распространение рекламы следующего содержания: "Квартиры, мащино-места, нежилые помещения <_> АО <_>".
15 марта 2019 г. антимонопольным органом отслежено распространение рекламы следующего содержания: "РИК АО <_> Приглашаем принять участие в долевом строительстве. Многоквартирный жилой дом c нежилыми помещениями, подземной автостоянкой и детским садом на 40 мест (2-5) в квартале <_> г. Якутска, 1-комн. - от 34,48 кв.м, 2-комн от 50,61 кв.м, 3-комн. - от 71, 74 кв.м Нежилые помещения, Машино-места. 1 очередь - введена в эксплуатацию. 2 очередь - 2 квартал 2019 г., 3 очередь - 1 квартал 2019 г. Рассрочка за квартал до ввода, первоначальный взнос с 20%, предусмотрены скидки! г. Якутск, ул. <_>".
Исходя из содержания рассматриваемой рекламы застройщиком рекламируемого объекта: "Многоквартирный жилой дом c нежилыми помещениями, подземной автостоянкой и детским садом на 40 мест (2-5) в квартале <_>" выступает РИК АО <_>.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" рекламой признается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке. В статье 3 Федерального закона "О рекламе" под товаром как объектом рекламирования понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Объектом рекламирования в данном случае, выступает привлечение ООО <_> денежных средств участников долевого строительства.
Исходя из способа и формы размещения вышеуказанной информации (наружная реклама на фасаде строящегося объекта, рекламная стойка на входной группе), реклама адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, способствует формированию интереса к рекламируемому товару и его продвижению на рынке.
При таких обстоятельствах, рассматриваемая информация признается рекламой, распространяемой любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, а именно к услугам по реализации объектов недвижимости находящихся в составе рекламируемого "Многоквартирного жилого дома c нежилыми помещениями, подземной автостоянкой и детским садом на 40 мест (2-5)".
В соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте размещения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, фирменное наименование (наименование) застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение. Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, может содержать коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов) капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов - наименование жилого комплекса), если такое коммерческое обозначение (наименование жилого комплекса) указано в проектной декларации.
Материалами дела установлено, что "Многоквартирный жилой дом c нежилыми помещениями, подземной автостоянкой и детским садом на 40 мест (2-5) в квартале <_> г. Якутска", состоит из 1-ой, 2-ой и 3-ей очереди, строительство 1-ой очереди начато с 2016 г., завершено в 14 декабря 2018 г.
Согласно проектной декларации "Многоквартирного жилого дома c нежилыми помещениями, подземной автостоянкой и детским садом на 40 мест (2-5) в квартале <_> г. Якутска" строительство 2-ой очереди начато в 2017 г., количество квартир 360, площадь торговых помещений 893,90 кв.м., площадь автостоянки 7 418, 8 кв., планируемый ввод в эксплуатацию 2 квартал 2019 г. строительство 3-ой очереди начато в 2017 г., количество квартир 93, площадь детского сада - 561,40 кв.м., площадь автостоянки 7 418, 8 кв., планируемый ввод в эксплуатацию 1 квартал 2019 г.
Материалами дела установлено, что на момент выявления рекламы 16 февраля 2019 г. реализация квартир и иных объектов недвижимости, указанных в рекламе, осуществляется путем заключения договора купли-продажи. Данные обстоятельства подтверждаются разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N<_> от 19.10.2018 г.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, реклама ООО <_> содержащая информацию: "Квартиры, мащино-места, нежилые помещения <_> РИК АО <_>", распространяемая с использованием рекламной конструкции монтированной на внешней стене "Многоквартирного жилого дома c нежилыми помещениями, подземной автостоянкой и детским садом на 40 мест (2-5) в квартале <_> г. Якутска", изготовлена и размещена ООО <_>, содержание рекламы утверждалось 12 апреля 2018 г. письмом АО РИК N<_>, оплата услуг производства, установки конструкции осуществлялась по счету N<_> от 09 апреля 2018 г., платежным поручениемN<_> от 12 апреля 2018 г.
Материалами дела установлено, что размещение (монтаж) рекламы: "Квартиры, машино-места, нежилые помещения <_> РИК АО <_>" на внешнюю стену строящегося многоквартирного жилого дома, осуществлялось 28 апреля 2018 г., что подтверждается актом N<_> от 28 апреля 2018 г., макетом рекламы.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт размещения и распространения рекламы ООО <_> о реализации квартир, машино-мест и нежилых помещений, на внешней стене "Многоквартирного жилого дома c нежилыми помещениями, подземной автостоянкой и детским садом на 40 мест (2-5) в квартале <_> г. Якутска" с 28 апреля 2018 г. по настоящее время.
При этом, как установлено в ходе рассмотрения дела, в настоящее время застройщиком осуществляется реализация квартир, машино-мест и нежилых помещений, в строящихся в составе 2-ой и 3-ей очереди в "Многоквартирного жилого дома c нежилыми помещениями, подземной автостоянкой и детским садом на 40 мест (2-5) в квартале <_> г. Якутска" с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
При таких обстоятельствах, в рекламе "Квартиры, машино-места, нежилые помещения <_> РИК АО <_>" ООО <_>, распространяемой с 28 апреля 2018 г. по настоящее время, при указании объектов долевого строительства, реализуемых в составе 2-го и 3-го очередей "Многоквартирного жилого дома c нежилыми помещениями, подземной автостоянкой и детским садом на 40 мест (2-5) в квартале <_> г. Якутска" в нарушение части 7 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" отсутствуют сведения о месте размещения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом.
Согласно части 9 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Материалами дела установлено, что распространение рекламы "Квартиры, машино-места, нежилые помещения <_> РИК АО <_>" ООО <_> с 28 апреля 2018 г. осуществлялось в нарушение требований части 9 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого органом местного самоуправления.
Вместе с тем, информация, размещенная в рекламе: "РИК АО <_>. Приглашаем принять участие в долевом строительстве. Многоквартирный жилой дом c нежилыми помещениями, подземной автостоянкой и детским садом на 40 мест (2-5) в квартале <_> г. Якутска, 1-комн. - от 34,48 кв.м, 2-комн от 50,61 кв.м, 3-комн. - от 71, 74 кв.м Нежилые помещения, Машино-места. 1 очередь - введена в эксплуатацию. 2 очередь - 2 квартал 2019 г., 3 очередь - 1 квартал 2019 г. Рассрочка за квартал до ввода, первоначальный взнос с 20%, предусмотрены скидки! г. Якутск, ул. <_>, ООО <_>, распространяемой с использованием стенд-ролла, установленного по адресу г. Якутск, ул. <_> (входной группе) в нарушение требований части 7 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" отсутствуют сведения о месте размещения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом.
По мнению специалистов ФАС России, для обеспечения доступа к тексту проектной декларации может быть приведено указание на место, способ, где или с помощью которого можно получить необходимые сведения (адрес сайта в Интернете, адрес офисов, в которых можно получить информацию, номера справочных телефонов, указание на средства массовой информации, в которых опубликована данная декларация, и т.п.).
Согласно ст. 3 Федерального закона "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, реклама ООО <_>, распространяемая с использованием стенд-ролла, установленного по адресу г. Якутск, ул. <_> является ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", реклама <_>, распространяемая с использованием рекламной консрукции, монтированной на внешнюю стену, строящегося "Многоквартирного жилого дома c нежилыми помещениями, подземной автостоянкой и детским садом на 40 мест (2-5) в квартале <_> г. Якутска" с 28 апреля 2018 г. признается ненадлежащей, нарушающей требования, части 9 статьи 19 и части 7 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
В силу части 4 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем законодательства о рекламе.
На основании статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем понимается лицо, изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, под рекламопроизводителем понимается лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, под рекламораспространителем понимается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В ходе рассмотрения дела из устных и письменных пояснений представителей АО <_> и ООО <_> установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемых реклам, выступает ООО <_>. Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела, агентским договором N<_> от 05 июля 2017 г., актом N<_> от 28 апреля 2018 г., подписанным между ООО <_> и ООО <_>, согласно которому заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет, а также договором N26/17 на изготовление рекламной продукции от 18 августа 2017 г., заключенного между ООО <_> и ООО <_> на основании которого осуществлялось изготовление стенд-ролла, установленного по адресу г. Якутск, ул. <_>.
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 28 настоящего Федерального закона.
Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение части 7 статьи 28 указанного закона несет рекламораспространитель.
На момент принятия решения, в материалы ООО <_> документальных подтверждений фактов прекращения распространения рекламы не представлено, при отсутствии документальных доказательств, подтверждающих прекращение нарушение законодательства о рекламе, возникает необходимость в выдаче ООО <_> предписания о прекращении распространения ненадлежащей рекламы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 9 статьи 19 и частью 7 статьи 28, пункта 1 части 2 статьи 33, части 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Комиссия
решила:
1. Признать рекламу ООО <_> "Многоквартирного жилого дома c нежилыми помещениями, подземной автостоянкой и детским садом на 40 мест (2-5) в квартале <_> г. Якутска", связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, распространяемую с использованием рекламной конструкции, распространяемой с использованием рекламной стойки по адресу г. Якутск, ул. <_> ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 28 Федерального закона "О рекламе";
2. Признать рекламу ООО <_>, связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, распространяемую с использованием рекламной конструкции, распространяемой с использованием рекламной конструкции с 28 апреля 2018 г. на внешней стене "Многоквартирного жилого дома c нежилыми помещениями, подземной автостоянкой и детским садом на 40 мест (2-5) в квартале <_> г. Якутска", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 9 статьи 19, части 7 статьи 28 Федерального закона "О рекламе";
2. Выдать ООО <_> (рекламораспространителю) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе;
3. Материалы настоящего дела передать уполномоченному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня вынесения настоящего решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 2 апреля 2019 г. N 014/05/28-16/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.03.2019