резолютивная часть оглашена "03" апреля 2019 г.
изготовлено в полном объеме "04" апреля 2019 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в составе:
при участии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе:
- ИП <_>, зарегистрированной по адресу: г. Якутск, село <_>, ул. <_>;
Рассмотрев дело N014/05/7-18/2019, возбужденное по факту распространения рекламы простых медицинских услуг Салона красоты <_> с использованием рекламной конструкции, установленной по адресу: г. Якутск, ул. <_> с признаками нарушения части 7 статьи 7, части 9 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года "38-ФЗ "О рекламе", по существу
у с т а н о в и л а:
21 февраля 2019 г. Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в рамках осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе на территории г. Якутска отслежено распространение рекламы услуг Салона красоты <_> - парикмахерские услуги, ламинирование, лечение волос, ногтевой сервис, татуаж бровей, макияж. Режим работы: Пн-Пт: 10:00 -19:00. Сб-Вс: 10:00-18:00. <_> с признаками нарушения части 7 статьи 7, части 9 статьи 19 Федерального закона "О рекламе".
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) определением о возбуждении дела N014/05/7-18/2019 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе от 19.03.2019 г. возбуждено производство по делу.
На рассмотрение дела по существу, ИП <_> не явилась, запрашиваемые документы представила, пояснила, что установила рекламную конструкцию по адресу ул. <_> целях продвижения услуг, оказываемых в салоне <_>. Уточнила, что услуги перманентного макияжа бровей, на профессиональной основе, предоставляет ИП <_>. ИП <_> со слов <_> была уверена, которая полагает, что данный вид услуг относится к бытовым услугам, в связи, с чем на оказание услуги перманентному макияжу (татуажу) получение лицензии, не требуется. ИП <_> сообщила, что содержание рекламы определила лично, изготовлением рекламной конструкции и печатью баненного панно занимался супруг.
Изучив имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" рекламой признается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке. В статье 3 Федерального закона "О рекламе" под товаром как объектом рекламирования понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Объектом рекламирования выступают услуги Салона красоты <_>, в том числе и простые медицинские услуги, а именно перманентный макияж бровей.
Совокупное восприятие информации, размещенной в рекламе салона <_>, дает основание полагать, что объектом рекламирования выступают услуги, предоставляемые салоне красоты <_> по оказанию косметических (парикмахерские услуги, ламинирование, лечение волос, ногтевой сервис, макияж) и услуг по оказанию перманентного татуажа бровей.
В данный виду услуг относится по сути к простым медицинским услугам, оказание услуг татуажа (перманентный макияж) бровей, продвигает услуги ИП <_> по перманентному макияжу по технике микроблейдинг 6D, 10D и HD по адресу: г. Якутск, <_>.
При таких обстоятельствах, визуальная и текстовая информация, используемая в рекламе, привлекает внимание потребителей к объекту рекламирования, а именно к услугам, предоставляемым салоном красоты <_> по оказанию услуг косметических и простых медицинских услуг в области косметологии, а именно по оказанию услуг перманентного макияжа, способствует продвижению данной работы (услуги) на рынке однородных работ (услуг).
В соответствии с перечнем работ (услуг), составляющих лицензируемую медицинскую деятельность относятся работы (услуги) по косметологии. Перманентный татуаж в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" относится к методу медицинской услуги под номером A17.30.001 "Дермапигментация (перманентный татуаж)".
В соответствии с Перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, являющимся приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра <_>), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 работы (услуги) по оказанию услуг по проведению пирсинга, прокола ушей и перманентного татуажа являются медицинской деятельностью.
Согласно Перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, данные услуги относятся к медицинским. Так, в Перечне указаны услуги по косметологии.
Предоставление услуг перманентного макияжа бровей и губ (татуаж) относится к простым медицинским услугам согласно Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении, утвержденной Минздравсоцразвития России от 12.07.2004. Следует учитывать, что Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н утверждена Номенклатура медицинских услуг, согласно которой перманентный макияж к разделу 17 класса "А" медицинских услуг (электромагнитное лечебное воздействие на органы и ткани).
Согласно части 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Следовательно, указанная в рассматриваемой рекламе услуга по оказании услуги по перманентному макияжу (татуажу), оказываемая в Салона красоты <_>, по г. Якутск, ул. <_>, является медицинской услугой и относится к медицинской деятельности, которая может осуществляться только лицами, получившими лицензию на оказание медицинских услуг.
Согласно статье 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" N 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. медицинская услуга -это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Таким образом, услуги перманентного татуажа являются медицинскими и для их оказания организациям и индивидуальным предпринимателям, необходимо иметь лицензию на медицинскую деятельность.
Следовательно, указанная в рассматриваемой рекламе услуга по оказании услуги по перманентному макияжу (татуажу), оказываемая в салоне красоты <_> ИП <_> по адресу: г. Якутск, ул. <_> является медицинской услугой и относится к медицинской деятельности, которая может осуществляться только лицами, получившими лицензию на оказание медицинских услуг. данные обстоятельства подтверждаются письменным разъяснением Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 17.04.2018 г. N11-01-22/299.
Из представленных в материалы дела документов и пояснений ИП <_> следует, что <_> арендует у ИП <_> в помещении салона красоты <_> по адресу: г. Якутск, ул. <_> место для оказания услуг по перманентному макияжу (татуажу) бровей.
При этом, лицензии на осуществление медицинской деятельности у ИП <_> не имеется.
Лицензирование данных услуг, как медицинской деятельности предусмотрено п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Услуги перманентного макияжа (татуажу) бровей, относятся как к бытовым косметическим услугам, так и к медицинским услугам, одновременно.
При этом принадлежность оказываемых услуг к бытовым услугам, не исключает их медицинского характера и обязанности предпринимателям получать лицензию. Поскольку при проведении манипуляций по перманентному макияжу (татуажу), происходит повреждения целостности кожных покровов и слизистых оболочек, что требует обеспечения соблюдения требований нормативно-правовых документов, профессиональной и гигиенической подготовкой персонала, санитарно-противоэпидемического контроля, применения стерильных инструментов и материалов.
Согласно части 9 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Из материалов дела следует, что на установление рекламной конструкции (типа щита) по адресу: г. Якутск, ул. <_>, осуществлюсь ИП <_> без получения разрешения в органе местного самоуправления, что нарушает требования части 9 статьи 19 Федерального закона "О рекламе".
Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Следовательно, рассматриваемая реклама о предоставлении медицинских услуг в салоне красоты <_> в части оказания услуг перманентного татуажа, распространяемая с использованием рекламной конструкции, установленной по адресу: г. Якутск, ул. Кирова, 18, блок, В является ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 7, части 9 статьи 19 Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем законодательства о рекламе.
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несут ответственность за нарушение требований, установленных статьей 5 названного Федерального закона.
Согласно части 8 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламопроизводитель также несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 указанной статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Рассматриваемая реклама размещается с использованием технического средства стабильного территориального размещения - рекламной конструкции типа "двухсторонняя щитовая конструкция на ножках", вблизи салона красоты <_> по адресу: г. Якутск, ул. <_>.
На основании статьи 3 Федерального закона "О рекламе" под рекламораспространителем понимается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Материалами дела установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы выступает ИП <_>, содержание рекламы привлекает внимание косметическим услугам салона красоты <_> в том числе к медицинской деятельности, оказываемой <_> в салоне красоты <_>.
Поскольку, на момент принятия решения ИП <_>, в материалы дела не представлены письменные доказательства устранения нарушения, возникает необходимость выдаче ИП <_>, предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь статьями 7, 19, 33, 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктов 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Комиссия
р е ш и л а:
Признать рекламу ИП <_> об оказании медицинских услуг по перманентному татуажу бровей, распространяемую с использованием рекламной конструкции типа "двухсторонняя щитовая конструкция на ножках", установленной по адресу: г. Якутск, ул. <_>, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 7 и части 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Выдать ИП <_> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Материалы настоящего дела передать уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для решения вопроса о наличии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 3 апреля 2019 г. N 014/05/7-18/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.03.2019