Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е.В. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Филатьева И.Е. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Авис Трэвел Альянс" (далее - ООО "Авис Трэвел Альянс") на действия заказчика торгов Акционерного общества "Новосибирский механический завод "Искра" (далее - АО "НМЗ "Искра") при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации деловых поездок (извещение N 31907627001 на сайте http://zakupki.gov.ru),
в отсутствие представителей заявителя - ООО "Авис Трэвел Альянс", надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
в присутствии представителя заказчика торгов АО "НМЗ "Искра", организатора торгов АО "СПЕЦХИМИЯ": "_"
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России области поступила жалоба ООО "Авис Трэвел Альянс" на действия заказчика торгов АО "НМЗ "Искра" при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации деловых поездок (извещение N 31907627001 на сайте http://zakupki.gov.ru).
Заявитель сообщает следующее.
12.03.2019 года Организатором закупки АО "Спецхимия" в интересах Заказчика АО "НМЗ "Искра" в единой информационной системе http://zakupki.gov.ru было размещено уведомление N 31907627001 о проведении конкурса в электронном виде на оказание услуг по организации деловых поездок, начальная максимальная цена одной услуги в месяц составляет 15 333 рублей 33 копейки, начальная максимальная цена контракта составляет 18 000 000 рублей, срок оказания услуг с даты заключения контракта до момента оказания услуг или до 29.02.2020 года, в зависимости от того, какой момент наступит ранее.
27.03.2019 года ООО "Авис Трэвел Альянс" подало заявку на участие в конкурсе в электронном виде через электронную торговую площадку ООО "ЭТП", расположенную в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: www.etprf.ru.
Заявка зарегистрирована оператором электронной торговой площадки с входящим номером 22443, что подтверждается соответствующим сообщением от электронной торговой площадки.
В состав Заявки, поданной в электронном виде, входили следующие документы:
1. Заявка (Форма 1) на 3 листах.
2. Коммерческое предложение (Форма 2) на 1 листе.
3. Копия выписки из ЕГРЮЛ на 7 листах.
4. Техническое предложение на 1 листе.
5. Копия учредительных документов на 16 листах.
6. Копия решения об одобрении или о совершении крупной сделки на 1 листе.
7. Уведомление о применении УСН на 1 листе.
8. Сведения из реестра СМП на 2 листах.
9. Справка о наличии опыта на 3 листах.
10. Копии договоров оказания услуг с приложением документов подтверждающих их исполнение участником процедуры закупки (акты сдачи-приемки, подписанные с обеих сторон, акты сверки с приложением счетов) на 89 листах.
Данная информация отражена в сообщении оператора электронной площадки о принятии заявки на участие в открытом конкурсе вх. 22443.
Закупочной комиссией, утвержденной приказом АО "ФНТЦ "Информхиммаш" от 12.07.2018 года N 9 (в редакции Приказа от 10.09.2018 года N 23), при проведении рассмотрения заявок поданных на участие в закупке была неправомерно не допущена к участию заявка N 9.
В соответствии с Протоколом N 31907627001-2 от 28.03.2019 года заявке 22443 отказано в допуске к участию в закупке на основании следующего:
Заявка участника не соответствует критериям отбора, указанным в пункте 27.1 информационной карты документации о закупке, а именно: в составе заявки участника отсутствуют документы и сведения, предусмотренные приложением N 3 к информационной карте (пп. 7), что является несоблюдением требований подраздела 4.5. к содержанию и составу заявки. В связи с чем заявка подлежит отклонению на основании пункта 4.14.9(1) документации о закупке.
ООО "Авис Трэвел Альянс" считает, что заявка была неправомерно не допущена к участию по следующим основаниям:
1. Согласно пункту 27.1 Информационной карты документации закупки N 31907627001 в составе заявки должны быть представлены документы и сведения согласно Приложению N 3 к информационной карте с соблюдением требований подраздела 4.5. к составу и содержанию Заявки.
2. Подраздел 7.7 Приложения 3 к Информационной карте является "Декларация о соответствии критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (форма 7).
3. Согласно подпункту 4.5.1. Документации: Участник процедуры закупки должен подготовить заявку в соответствии с образцами форм, установленными в разд. 7 настоящей документации, предоставив полный комплект документов согласно перечню, определенному в приложении N 3 к информационной карте.
Участником закупки в Заявке представлены сведения (выписка) из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на участника закупки, сформированная менее чем за один месяц до подачи Заявки, что является надлежащим способом предоставления информации о принадлежности участника закупки к субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с разделом 15, 16 Информационной карты закупки общие и специальные требования к участникам закупки устанавливаются в соответствии с Приложением N 1 к Информационной карте. В соответствии с Приложением N 1 к Информационной карте не установлены требования о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и/или среднего предпринимательства.
Согласно разделу 17 Информационной карты закупки к участникам закупки не применяются квалификационные критерии.
Разделом 18 Информационной карты закупки четко и однозначно установлено: "Участником настоящей закупки может быть любое лицо, в том числе субъект МСП, определяемый в соответствии с условиями Закона 209-ФЗ". Данная формулировка настоящего раздела не свидетельствует об отнесении закупки к закупкам, проводимым только для субъектов малого или среднего предпринимательства, равно как и отсутствуют сведения о наличии преференций для субъектов малого или среднего предпринимательства.
Отсутствие ограничения допуска к участию участников закупки, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, подтверждается отсутствием соответствующего указания в извещении на проведение закупки, размещенном на портале www.zakupki.gov.ru .
Исходя из изложенного, форма 7, указанная в подразделе 7.7. Приложения N 3 к Информационной карте, не является обязательной к заполнению, и не может служить поводом для недопуска к участию участника, что четко и однозначно указано в пункте 4.14.9.(1) документации о закупке: "ЗК (закупочная комиссия) отклоняет заявку участника процедуры закупки по следующим основаниям: непредставление в составе заявки документов и сведений, предусмотренных Приложением N 3 к Информационной карте (за исключением сведений, подтверждающих статус субъекта МСП - в случае отсутствия в п. 18 информационной карты установленных организатором особенностей участия субъектов МСП в проводимой закупке, а также копий документов, требующихся исключительно для целей оценки и сопоставления заявок); нарушение требований подраздела 4.5. к содержанию заявки".
Более того, пунктом 11 Приложения N3 к Информационной карте, указано, что в состав заявки включается Документ, включающий в себя сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Законом 209-ФЗ, или Декларация о соответствии критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (форма 7), в случае принадлежности участника процедуры закупки и/или привлекаемых к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) к субъектам МСП.
Это значит что предоставление участником выписки из ЕР МСП исключает необходимость предоставления декларации соответствия по форме 7.
Исходя из положений пункта 4.14.9.(1) документации о закупке следует, что документы и сведения, указанные в Приложении 3 к Информационной карте, направленные только на подтверждение статуса МСП, исходя из чего, сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства являются надлежащим способом предоставления информации о принадлежности участника к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ).
Так статья 4 Федерального закона N 209-ФЗ устанавливает критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, а в силу статьи 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ все лица, включенные в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствуют требованиям установленным статьей 4 Федерального закона N 209-ФЗ.
По мнению заявителя, действия закупочной комиссии организатора закупки, выразившиеся в отказе в допуске к участию в закупке участника ООО "Авис Трэвел Альянс", противоречат пункту 2 части 1 статьи 3, пункту 4 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Вышеуказанные действия закупочной комиссии АО "Спецхимия" привели к нарушению прав и законных интересов ООО "Авис Трэвел Альянс", как участника закупки.
В своих возражениях АО "СПЕЦХИМИЯ" сообщило следующее.
Конкурс в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации деловых поездок (N в Единой информационной системе 31907627001) проведен АО "НМЗ "Искра" с привлечением организатора закупки АО "СПЕЦХИМИЯ" (АО "ФНТЦ "Информхиммаш" до 02.11.2018 года) на основании агентского договора с АО "НМЗ "Искра" от 23.08.2018 года N 3017-984-2018.
Принятие решений по вышеуказанной закупке осуществлено Специальной закупочной комиссией АО "СПЕЦХИМИЯ". Состав специальной закупочной комиссии (далее - "закупочная комиссия") утвержден Приказом АО "ФНТЦ "Информхиммаш" от 12.07.2018 N 9 (в ред. Приказа от 10.09.2018 года N 23). В комиссию входит 7 (семь) постоянных членов и 1 (один) переменный член от АО "НМЗ "Искра".
В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии от 28.03.2019 года N 31907627001-2 закупочной комиссией принято решение о несоответствии заявки участника ООО "Авис Трэвел Альянс" (номер в реестре аккредитованных участников размещения заказа, присвоенный ООО "ЭТП", http://etprf.ru 22443) (далее - участник) критериям отбора, указанным в пункте 27.1 информационной карты документации о закупке, а именно: в составе заявки участника отсутствуют документы и сведения, предусмотренные приложением N 3 к информационной карте (подпункт 7), что является несоблюдением требований подраздела 4.5 к содержанию и составу заявки. Заявка подлежит отклонению на основании пункта 4.14.9(1) документации о закупке.
Пунктом 27.1 информационной карты документации о закупке установлено, что все поступившие в установленные сроки и в установленном порядке заявки рассматриваются на соответствие следующему критерию отбора: "представление в составе заявки документов и сведений, предусмотренных приложением N 3 к информационной карте; соблюдение требований подраздела 4.5 к содержанию и составу заявки".
Согласно пункту 4.5.1 документации о закупке участник процедуры закупки должен подготовить заявку в соответствии с образцами форм, установленными в разделе 7 документации о закупке, предоставив полный комплект документов согласно перечню, определенному в приложении N 3 к информационной карте.
Подпунктом 7 Приложения N 3 к информационной карте "Требования к составу заявки" установлено, что заявка на участие в закупке должна включать в себя декларацию участника процедуры закупки (для юридических лиц) о том, что ему не требуется представление решения об одобрении или о совершении сделки с заинтересованностью (в составе формы Заявки - подраздел 7.1 документации о закупке), либо копию такого решения об одобрении или о совершении сделки с заинтересованностью, если требование о наличии такого решения установлено законодательством, учредительными документами юридического лица и если для участника процедуры закупки заключение договора или предоставление обеспечения заявки, обеспечения договора является сделкой с заинтересованностью. В случае, если получение указанного решения до окончания срока подачи заявок невозможно в силу необходимости соблюдения установленного законодательством и учредительными документами участника процедуры закупки порядка созыва заседания органа, к компетенции которого относится вопрос об одобрении или о совершении сделки с заинтересованностью, участник процедуры закупки обязан предоставить письмо, содержащее обязательство о предоставлении вышеуказанного решения до момента заключения договора, в случае принятия закупочной комиссией решения о заключении договора с таким участником.
Форма 1 документации о закупке "Заявка", установленной разделом 7.1 документации о закупке, предусматривает включение в текст заявки следующей декларации: "В соответствии с законодательством, а также учредительными документами [наименование участника процедуры закупки] решение об одобрении и/или о совершении сделки с заинтересованностью в связи с заключением договора на условиях нашей заявки не требуется." Также Форма 1 документации о закупке "Заявка" содержит указание, что данный абзац необходимо исключить из текста заявки в случае подачи заявки физическим лицом, а также в случае, если участнику процедуры закупки требуется получение указанного решения, что отражено в примечании номер 10 к Форме 1 документации о закупке "Заявка" со следующим текстом: "Данный абзац следует исключить из текста заявки в случае подачи заявки физическим лицом, а также в случае, если участнику процедуры закупки требуется получение указанного решения. ВНИМАНИЕ! В последнем случае к заявке необходимо приложить копию такого решения либо письмо, содержащее обязательство о предоставлении указанного решения до момента заключения договора, в случае принятия ЗК решения о заключении договора с таким участником".
Представленная участником заявка на участие в закупке не содержит вышеуказанной декларации о том, что решение об одобрении и/или о совершении сделки с заинтересованностью в связи с заключением договора на условиях заявки участнику не требуется.
Так как участник закупки не является физическим лицом, согласно требованиям документации и в связи с отсутствием в заявке вышеуказанной декларации, в состав заявки должна включаться копия решения об одобрении и/или о совершении сделки с заинтересованностью в связи с заключением договора либо письмо, содержащее обязательство о предоставлении указанного решения до момента заключения договора, в случае принятия закупочной комиссией решения о заключении договора с таким участником.
Заявка в нарушение требований подпункта 7 Приложения N 3 к информационной карте "Требования к составу заявки" не содержит копию решения об одобрении или о совершении сделки с заинтересованностью либо письмо, содержащее обязательство о предоставлении вышеуказанного решения до момента заключения договора, в случае принятия закупочной комиссией решения о заключении договора с таким участником.
В связи с чем заявка участника закупки подлежит отклонению на основании пункта 4.14.9(1) документации о закупке, согласно которому закупочная комиссия отклоняет заявку участника процедуры закупки в связи с непредставлением в составе заявки документов и сведений, предусмотренных приложением N 3 к информационной карте (за исключением сведений, подтверждающих статус субъекта МСП - в случае отсутствия в пункте 8 информационной карты установленных организатором особенностей участия субъектов МСП в проводимой закупке, а также копий документов, требующихся исключительно для целей оценки и сопоставления заявок); нарушение требований подраздела 4.5 к содержанию заявки.
Довод участника закупки о причинах отклонения заявки в связи с непредоставлением "Декларации о соответствии критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства" необоснован в связи с тем, что предоставление данного документа предусмотрено подпунктом 11 Приложения N 3 к информационной карте "Требования к составу заявки".
Вместе с тем, согласно пункту 4.14.13 документации о закупке любой участник процедуры закупки или участник закупки после официального размещения протокола рассмотрения заявок вправе направить организатору закупки запрос о разъяснении результатов рассмотрения своей заявки в порядке, аналогичном порядку направления запросов разъяснения документации о закупке (подраздел 4.3 документации о закупке). Организатор закупки в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления такого запроса обязан предоставить такому участнику соответствующие разъяснения. Участник закупки указанным правом не воспользовался.
На основании вышеизложенного, считаем принятое комиссией решение правомерным, а жалобу участника закупки необоснованной.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
12.03.2019 года АО "НМЗ "Искра" опубликовало извещение N 31907627001 на сайте http://zakupki.gov.ru о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации деловых поездок.
В соответствии с Протоколом N 31907627001-1 от 28.03.2019 года на участие в процедуре поступило девять заявок.
В соответствии с Протоколом N 31907627001-2 от 28.03.2019 года заявке ООО "Авис Трэвел Альянс" (номер в реестре аккредитованных участников размещения заказа, присвоенный ООО "ЭТП", http://etprf.ru 22443) отказано в допуске к участию в закупке в связи с несоответствием критериям отбора, указанным в пункте 27.1 информационной карты документации о закупке, а именно: в составе заявки участника отсутствуют документы и сведения, предусмотренные приложением N 3 к информационной карте (подпункт 7), что является несоблюдением требований подраздела 4.5 к содержанию и составу заявки. Заявка подлежит отклонению на основании пункта 4.14.9(1) документации о закупке.
В соответствии с пунктом 27.1 информационной карты документации о закупке критерием отбора заявок является, в том числе, представление в составе заявки документов и сведений, предусмотренных приложением N 3 к информационной карте; соблюдение требований подраздела 4.5 к содержанию и составу заявки.
Подпунктом 7 приложения N 3 к информационной карте предусмотрено, что заявка на участие в закупке должна включать в себя декларацию участника процедуры закупки (для юридических лиц) о том, что ему не требуется представление решения об одобрении или о совершении сделки с заинтересованностью (в составе формы Заявки - подраздел 7.1), либо копию такого решения об одобрении или о совершении сделки с заинтересованностью, если требование о наличии такого решения установлено законодательством, учредительными документами юридического лица и если для участника процедуры закупки заключение договора или предоставление обеспечения заявки, обеспечения договора является сделкой с заинтересованностью. В случае, если получение указанного решения до окончания срока подачи заявок невозможно в силу необходимости соблюдения установленного законодательством и учредительными документами участника процедуры закупки порядка созыва заседания органа, к компетенции которого относится вопрос об одобрении или о совершении сделки с заинтересованностью, участник процедуры закупки обязан предоставить письмо, содержащее обязательство о предоставлении вышеуказанного решения до момента заключения договора, в случае принятия ЗК решения о заключении договора с таким участником.
ООО "Авис Трэвел Альянс" из формы заявки удалило декларацию участника процедуры закупки (для юридических лиц) о том, что ему не требуется представление решения об одобрении или о совершении сделки с заинтересованностью, соответственно ООО "Авис Трэвел Альянс" в составе заявки необходимо было представить копию решения об одобрении или о совершении сделки с заинтересованностью, либо письмо, содержащее обязательство о предоставлении вышеуказанного решения до момента заключения договора.
Рассмотрение заявки ООО "Авис Трэвел Альянс" показало, что вышеуказанные документы в составе заявки отсутствуют, соответственно заявка была отклонена правомерно.
Комиссией Новосибирского УФАС России не установлено нарушений порядка проведения и организации торгов в действиях заказчика торгов АО "НМЗ "Искра" и организатора торгов АО "СПЕЦХИМИЯ" при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации деловых поездок (извещение N 31907627001 на сайте http://zakupki.gov.ru).
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Авис Трэвел Альянс" на действия заказчика торгов АО "НМЗ "Искра" и организатора торгов АО "СПЕЦХИМИЯ" при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации деловых поездок (извещение N 31907627001 на сайте http://zakupki.gov.ru) необоснованой.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 25 апреля 2019 г. N 054/01/18.1-754/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.04.2019