Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
при участии:
от ПАО "Транснефть" - <...> (по доверенности от 29.11.2017 N 305), <...> (по доверенности от 22.08.2017 N 185), <...> (по доверенности от 22.12.2017 N 352),
от АО "НИЦПВ" - <...> (по доверенности от 31.07.2018 Nб/н), <...> (по доверенности от 30.07.2018 N б/н),
от АО "Биржа "Санкт-Петербург" - <...> (по доверенности от 07.08.2018 N 5157)
рассмотрев жалобу АО "НИЦПВ" (далее также - Заявитель) на действия ПАО "Транснефть" (далее также - Заказчик) при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку кабельной продукции (реестровый N 31806674849) (далее - Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подана со ссылками на Федеральный закон от 18.07.2011 N 223 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и мотивирована несогласием общества с пересмотром итогов Закупки, в которых первоначально Заявитель был признан победителем.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился, представив письменные возражения.
При этом довод ПАО "Транснефть" о том, что компания не является надлежащей стороной по делу, критически оценен Комиссией, поскольку непосредственными заказчиками являются аффилированные с Заказчиком 14 юридических лиц, и в целях процессуального упрощения по жалобе надлежащей стороной по делу признается ПАО "Транснефть", как лицо, координирующее деятельность заказчиков, указанных в извещении, с чем впоследствии названное общество согласилось.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на неё и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия признает жалобу необоснованной в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках в редакции, действующей на дату опубликования извещения о проведении Закупки, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт; ЕИС).
Согласно протоколу от 17.07.2018 N 0001-202-К-04-00168-2019/И об итогах Закупки Заявитель был признан победителем.
В соответствии с п. 15.4 Инструкции для участника закупки (далее - Инструкция) победитель закупки обязан не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам Закупки, предоставить в адрес организатора закупки документы, подтверждающие возможность поставки товаров по закупке, раскрывающие полную цепочку лиц, начиная от производителя товара и заканчивая победителем закупки, по позициям, по которым в столбце "Подтверждение возможности исполнения договора" Формы 2 "Расчет цены договора (цены лота)" установлено требование о предоставлении данного подтверждения. Указанные документы необходимо представить в графическом виде на адрес электронной почты организатора закупки, указанный в извещении о закупке с сопроводительным письмом на официальном бланке (при наличии) участника закупки.
Требование о предоставлении документов согласно п. 15.4 Инструкции установлено в п. 4 Извещения о Закупке: "Наличие подтверждения возможности исполнения договора установлено". Согласно приложению к инструкции для участника закупки (Форма 2) подтверждение возможности исполнения договора установлено по всем позициям закупаемой продукции.
Вместе с тем требование о предоставлении таких документов Заявителем до даты окончания подачи заявок не оспаривалось.
Заявитель в установленные сроки не предоставил документы, подтверждающие возможность поставки товаров, раскрывающие полную цепочку лиц, начиная от производителя товара, и заканчивая победителем закупки.
При этом, подавая заявку на участие в Закупке, участник несет риск отклонения его заявки либо наступления иных неблагоприятных для участника последствий, связанных с несоблюдением требований Документации к порядку оформления включаемых в заявку документов и сведений.
Согласно п. 15.6 Инструкции для участника закупки в случае непредставления со стороны победителя закупки документов, указанных в п. 15.4, договор с таким лицом не заключается.
Комиссия отмечает, что, принимая участие в публично-правовой процедуре, хозяйствующий субъект в силу статьи 8 ГК РФ конклюдентно соглашается с её условиями и должен соответствовать требованиям Заказчика.
При этом отношение "производитель - победитель" по одному из производителей товара не подтверждено.
Вместе с тем Комиссия в данном случае отмечает, что предоставление документов, подтверждающую полную цепочку лиц должно учитывать то обстоятельство, что участник Закупки не имеет право требовать, а изготовитель товара ни в рамках договора, в случае его наличия, ни в рамках действующего законодательства не обязан предоставлять участнику закупки любые письма и подтверждения возможности поставки товара в адрес третьего лица, то есть Заказчика. Дополнительно необходимо учитывать, что в указанной закупке участнику требовалось подтверждение от нескольких производителей товара.
Комиссия считает, что по каждой из представленных товарных позиций достаточно представить подтверждение в отношении одной цепочки от производителя до победителя Закупки, и этого будет достаточно для подтверждения готовности и способности поставить товары для нужд Заказчика, не ставя участников Закупки в зависимое положение от возможного недобросовестного поведения одного из производителей, который предоставит право поставлять свой товар только одному участнику на рынке.
В отсутствие обязанности производителя как-либо реагировать на обращения участников закупки на соответствующие запросы о представлении писем с гарантиями, соглашениями, возможность участников закупки сформировать и подать заявку, а также заключить договор по результатам Закупки в соответствии с требованиями Документации не должна всецело зависеть от волеизъявления третьих лиц - производителей закупаемого товара и его дилеров.
Заказчик в письменных возражениях также указывает, что Закон о закупках не запрещает заказчику устанавливать дополнительные требования, которые подтверждают возможность участника поставить предложенные им товары.
При этом Комиссия отмечает, что в законе не могут быть прописаны все возможные виды ограничения конкуренции, поэтому Законом о закупках указано, что Заказчик при установлении требований должен руководствоваться перечнем принципов, а именно: отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При этом объективное обоснование установления указанного требования Заказчиком не приведено. Вместе с тем участник закупки, подав заявку, принимает на себя весь объем обязательств по своевременной поставке товара в соответствии с условиями Документации, также, подписывая договор с Заказчиком, второй раз подтверждает свои обязательства по поставке, кроме того, может быть включен в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с чем требование дополнительного подтверждения возможности исполнить обязательства путем представления копий дилерских или иных договоров с производителями или дилерами является излишним и ограничивает количество участников Закупки.
Указанная правовая позиция подтверждается постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 30.05.2016 по делу N А14-9750/2015, решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2016 по делу N А40-127484/2016-92-1091.
Исходя из презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений (ч. 5 ст. 10 ГК РФ), каких-либо оснований сомневаться в готовности Заявителя поставить товары у Заказчика не имеется, поскольку участником могут быть представлены документы от одного из производителей, подтверждающие в достаточной степени намерение заключить договор и поставить определенный товар.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "НИЦПВ" (ИНН:7728309630, ОГРН:1047728023463) на действия ПАО "Транснефть" (ИНН:7706061801, ОГРН:1027700049486) при проведении Закупки необоснованной.
Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 03.08.2018 N НО/37270/18.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 августа 2018 г. N 1-00-1384/77-18
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.04.2019