резолютивная часть оглашена "10" апреля 2019 г.
изготовлено в полном объеме "15" апреля 2019 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в составе:
При участии:
лиц, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ГУП <_>, Республика Саха (Якутия), 677014, г. Якутск, <_>, представителя не направили, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя;
- ООО <_>, Республика Саха (Якутия), 677007, г. Якутск, ул. <_>, представители по доверенности <_>, начальник отдела продаж, представитель по доверенности <_>;
- <_>, привлечен к участию в деле в качестве рекламопроизводителя по ходатайству ООО <_>.
Рассмотрев дело N014/05/28-19/2019, возбужденное по распространения на телеканале <_> рекламы ООО <_> о долевом участии в строительстве многоквартирного жилого дома c магазинами и теплой автостоянкой по Вилюйскому тракту, <_> в г. Якутске с признаками нарушения части 7 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", по существу
у с т а н о в и л а:
16 февраля 2019 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) рамках осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства РФ о рекламе на телеканале <_> отслежено распространение рекламы ООО <_> о долевом участии в строительстве многоквартирного жилого дома c магазинами и теплой автостоянкой по Вилюйскому тракту, <_> в г. Якутске с признаками нарушения части 7 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) определением о возбуждении дела N014/05/28-19/2019 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе от 29.03.2019 г. возбуждено производство по делу.
10.04.2019 г. в ходе рассмотрения дела, представитель ООО <_> сообщил, что Общество выступает застройщиком рекламируемого объекта долевого участия. Как только получили заключение УГСЖН на застройщика и проектную декларацию, разместили проектную декларацию на сайте. В ноябре 2018 г. в целях привлечения денежных средств участников долевого строительства, решили разместить рекламу. По рекомендации <_> 15.10.2018 г., заключили договор с <_>. Поручили <_> изготовление ролика, согласно условиям технического задания, в котором были указаны требования к содержанию рекламы, предварительно, мы просмотрели готовый вариант, утвердили. Но окончательный вариант, сверстанный после нашего утверждения, который распространялся, он направил на <_> без согласования. Окончательную вариант до проката, мы не утверждали, акт подписали 01.11.2018 г., до передачи ролика на <_>, поскольку, нам позвонили с <_> и попросили подписать акт. На телеканале <_> распространение, осуществлялось с 02.11.2018 г. на основании договора, помесячно оплачивали по факту распространения рекламы. Сообщил, что перед размещением в эфир телеканала, юристы рекламораспространителя, проверили рассматриваемую рекламу на предмет соблюдения требований законодательства, после чего заверили Общество, что нарушения в рекламе не имеется.
На вопрос Комиссии, видел ли сами работники Общества, ролик во время проката на телеканале <_>.
<_> пояснил, что ролик, распространяемый на телеканале <_> видели, сомнений на предмет нарушения закона о рекламе не возникало, поскольку не знали о требованиях закона к рекламе долевого участия, доверились производителю ролика, поскольку Обществу рекомендовал сам прокатчик.
<_> сообщил, что Общество признает нарушение закона о рекламе, полагает, что рекламопроизводитель должен был знать о требованиях закона, уточнил, что все вопросы размещения и проката на телеканале <_> рекламы решались <_>.
Представитель ООО <_>, уточнил, что распространение осуществлялось, согласно месячного медиа-плана, распространение рекламы, осуществлялось с 02.11.2018 г. по 30.03.2019 г. Ежемесячно заключались новые договоры, по факту распространения, оплачивали услуг телеканала по распространению, подписывали акты выполненных работ по прокату ролика.
На вопрос Комиссии вносились ли изменения в содержание рекламы за период проката, <_>, сообщил, что как только получили аккредитацию в Сбербанке в конце ноября 2018 г., дополнили содержание информацией о возможности приобретения квартир, через ипотечный кредит Сбербанка. При этом, упустили указание на организационно правовую форма Банка. Сообщил, что цена 2600 тысяч рублей, указанная в рекламе за квартиру, фактически присутствует. Проектную декларацию изначально, после получения заключения разместили на сайте дом.рф., затем когда создали сайт, разместили на свеем сайте.
<_> пояснил, что систематически осуществляет деятельность по производству рекламных роликов, принимает заказы, уточнил, что рассматриваемый ролик изготовил лично, упор делал на красоту ролика, упустил требования законодательства о рекламе.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), пришла к следующим выводам.
Рекламный ролик состоит из звукового и видео ряда, звуковой ряд содержит следующую информацию: "Застройщик <_>, начал строительство уникального жилого комплекса на пересечении улиц <_>, для жильцов предусмотрены теплые автостоянки, а также комфортные зоны отдыха, квартиры от двух миллионов шестисот тысяч, ипотека от сбербанка , телефон <_>". Визуальный ряд состоит из отдельных кадров: Отдел продаж: <_>", Застройщик ООО <_>, проектная декларация <_>. Теплые автостоянки. Квартиры от 2600 тыс. Потека от Сбербанка. <_>. Реклама сопровождается изображением проекта жилого дома, имеется логотип Общества и Сбербанка.
Исходя из содержания рассматриваемой рекламы рекламируемого объекта: "Многоквартирный жилой дом c магазинами и теплой автостоянкой по Вилюйскому тракту, <_> в г. Якутске выступает застройщиком ООО <_>, строительство осуществляется с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" рекламой признается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке. В статье 3 Федерального закона "О рекламе" под товаром как объектом рекламирования понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Объектом рекламирования в данном случае, выступает привлечение застройщиком ООО <_> денежных средств участников долевого строительства на строительство уникального жилого комплекса на пересечении улиц <_>, с теплыми автостоянками, а также комфортной зоной отдыха, квартиры от двух миллионов шестисот тысяч.
Исходя из способа и формы размещения вышеуказанной информации (телевизионный видеоролик), реклама адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, способствует формированию интереса к рекламируемому товару и его продвижению на рынке.
В соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте размещения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, фирменное наименование (наименование) застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение. Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, может содержать коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов) капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов - наименование жилого комплекса), если такое коммерческое обозначение (наименование жилого комплекса) указано в проектной декларации.
При этом номер проектной декларации либо выдержки из нее Федеральный закон "О рекламе" указывать не обязывает. По мнению специалистов ФАС России, для обеспечения доступа к тексту проектной декларации может быть приведено указание на место, способ, где или с помощью которого можно получить необходимые сведения (адрес сайта в Интернете, адрес офисов, в которых можно получить информацию, номера справочных телефонов, указание на средства массовой информации, в которых опубликована данная декларация, и т.п.).
Наличие у потребителей рекламы потенциальной возможности получить необходимую информацию, обратившись к рекламодателю по телефону, приведенному в рекламе, или при посещении его интернет-сайта не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности, предусмотренной частью 7 статьи 28 Закона о рекламе.
Материалами дела установлено, что в проектной декларации N<_>, указано коммерческое обозначение, индивидуализирующее застройщика ООО <_>; коммерческое обозначение, индивидуализирующее объекты капитального строительства: "Многоквартирные жилые дома c магазинами и теплой автостоянкой по Вилюйскому тракту, <_> в г. Якутске", строительство начато с 2018 г., дата планируемого ввода в эксплуатацию объекта - 4 квартал 2020 г. Данные обстоятельства подтверждаются разрешением на N<_> от 29.06.2018 г.
Согласно проектной декларации, строительство "Многоквартирных жилых домов c магазинами и теплой автостоянкой по Вилюйскому тракту, <_> в г. Якутске", осуществляется с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Таким образом, в рекламе ООО <_>, распространяемой на телеканале <_> с 02.11.2018 г. с использованием 20 секундного рекламного ролика в нарушение требованиям части 7 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", отсутствуют сведения о месте размещения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом.
Вместе с тем, в рекламе ООО <_> сообщается о возможности приобретения объектов долевого участия за 2600 тысяч рублей, путем получения ипотечного кредита, рассматриваемая реклама привлекает внимание к деятельности кредитной организации ПАО <_> по выдаче ипотечного кредита участникам долевого строительства "Многоквартирных жилых домов c магазинами и теплой автостоянкой по Вилюйскому тракту, <_> в г. Якутске".
Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество)
В силу части 1 статьи 54 юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
В рассматриваемой рекламе отсутствует указание на фирменное наименование кредитной организации, а именно на указание организационно-правовой формы: Публичное акционерное общество <_> - ПАО <_>, что противоречит требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Материалами дела установлено, 30.11.2018 г. застройщиком ООО <_>, получена аккредитация ПАО <_> при реализации рекламируемого объекта строительства.
При таких обстоятельствах, реклама ООО <_>, распространяемая на телеканале <_>, после внесения дополнений в содержание рекламного ролика, в части возможности получения ипотечного кредита в ПАО <_> (аккредитация с 30.11.2018 г.), противоречит требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Согласно ст. 3 Федерального закона "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, реклама ООО <_>, распространяемая на телеканале <_> с 02.11.2018 г., связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства "Многоквартирных жилых домов c магазинами и теплыми автостоянками по Вилюйскому тракту, <_> в г. Якутске", является ненадлежащей, является ненадлежащей, нарушающей требования части 1 и 7 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
В силу части 4 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем законодательства о рекламе.
На основании статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем понимается лицо, изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, под рекламопроизводителем понимается лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, под рекламораспространителем понимается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 28 настоящего Федерального закона.
Согласно части 8 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В ходе рассмотрения дела из устных и письменных пояснений, представителей ООО <_>, <_> установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы, выступает ООО <_>, рекламопроизводителем является <_>. Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела договором оказания услуг от 15.10.2018 г., заключенным между Обществом и <_>, актом приема передачи рекламных материалов от 01.11.2018 г., актом выполненных работ N1 от 01.11.2018 г., согласно которому заказчик ООО <_>, претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг по производству рекламного ролика по договору от 15.10.2018 г. <_> не имеет.
Материалами дела установлено, что распространение ненадлежащей рекламы на телеканале <_>, осуществлялось на основании договора N<_> от 30.10.2018 г., N<_> от 21.11.2018 г., N<_> от 19.12.2018 г., медиа-планов проката рекламного видео ролика от 03.11.2018 г. по 30.03.2019 г., эфирной справкой от 01.04.2019 г., актами выполненных работ N<_> от 30.11.2018 г., N<_> от 31.12.2018 г., N<_> от 31.01.2019 г. и N<_> от 28.02.2019 г., N<_> от 31.03.2019 г. согласно которому заказчик ООО <_>, претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет.
Таким образом, материалами дела установлено, что рекламораспространителем выступает ГУП <_> (вещатель).
Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение части 1 и 7 статьи 28 указанного закона несет рекламораспространитель.
На момент принятия решения, в материалы ООО <_> документальных подтверждений фактов прекращения распространения рекламы, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, с использованием иных средств распространения рекламы не представлено, при отсутствии документальных доказательств, подтверждающих, прекращения распространения рекламы на территории г. Якутска, возникает необходимость в выдаче ООО <_> предписания о прекращении дальнейшего нарушения законодательства о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1 статьи 28 и частью 7 статьи 28, пункта 1 части 2 статьи 33, части 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Комиссия
решила:
1. Признать рекламу ООО <_>, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, распространяемую на телеканале <_> ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 и 7 статьи 28 Федерального закона "О рекламе";
2. Выдать ООО <_> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе;
3. Материалы настоящего дела передать уполномоченному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня вынесения настоящего решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 10 апреля 2019 г. N 014/05/28-19/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.03.2019