Председатель Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
УСТАНОВИЛ:
По итогам мониторинга сайта zakupki.gov.ru ФАС России было выявлено, что на территории Новосибирской области ООО "Экология-Новосибирск" в нарушение подпункта "а" пункта 10 и пункта 13 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016
(далее - Правила N 1133), было проведено 3 закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Новосибирской области.
В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998
N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно статье 1 Закона об отходах под региональным оператором понимается юридическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.6 Закона об отходах юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 (далее - Правила N 881).
Таким образом, Законом об отходах предусмотрена обязанность регионального оператора обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории конкретной зоны деятельности в соответствии с региональной программой и территориальной схемой.
При этом пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), установлено, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 13.3 Закона об отходах в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Статьей 6 Закона об отходах предусмотрено, что разработка таких схем отнесена к полномочиям субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Новосибирской области, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области
от 26.09.2016 N 292-п, зоной деятельности регионального оператора была определена вся территория Новосибирской области.
На основании Правил N 881 Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области на сайте torgi.gov.ru провело торги (извещение N 230318/25164680/01).
По результатам проведенных торгов на территории Новосибирской области был выбран региональный оператор ООО "Экология-Новосибирск".
Согласно протоколу от 12.07.2018 "О подведении итогов на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области"
ООО "Экология-Новосибирск" определено региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области, в соответствии с которым, 25.07.2018 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области и ООО "Экология-Новосибирск" заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области (далее - Соглашение).
Потребителями услуг ООО "Экология-Новосибирск" являются население и юридические лица на территории Новосибирской области.
Согласно части 4 статьи 24.7 Закона об отходах собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Таким образом, население и юридические лица на территории Новосибирской области в соответствии с пунктом 5 Правил N 1156, не имеют возможности заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с иными хозяйствующими субъектами, так как
ООО "Экология-Новосибирск" является единственным региональным оператором на территории Новосибирской области.
Учитывая изложенное, ООО "Экология-Новосибирск" является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность регионального оператора на территории Новосибирской области.
Таким образом, положение ООО "Экология-Новосибирск" на территории Новосибирской области следует признать доминирующим.
Согласно конкурсной документации, размещенной Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области на сайте torgi.gov.ru к обязанностям регионального оператора относится формирование цен на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории своей зоны деятельности по результатам торгов в соответствии с Правилами N 1133.
Разделом II Правил N 1133 определены случаи, при которых цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов формируются по результатам торгов.
Пунктом 10 Правил N 1133 предусмотрено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан провести аукцион в следующих случаях:
- если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации, то в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора;
- если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором, то в отношении территорий, указанных в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении с субъектом Российской Федерации.
Пунктом 9 Правил N 1133 установлено, что услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на определенной территории в зоне деятельности регионального оператора выделяются в отдельный лот. В целях формирования лотов территория, в отношении которой региональный оператор обязан провести аукцион, разбивается не менее чем на 3 лота (территории).
Таким образом, при проведении торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, организатор торгов обязан руководствоваться законодательством Российской Федерации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе положениями Правил N 1133.
В соответствии с пунктом 3 Соглашения зоной деятельности регионального оператора является вся территория Новосибирской области.
Согласно подпункту 6 части 9 Соглашения региональный оператор обязан заключить по результатам торгов и в соответствии с порядком проведения таких торгов, установленным законодательством Российской Федерации, договоры на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Учитывая изложенное, в соответствии с пунктом 10 Правил N 1133, а также в соответствии с подпунктом 6 пункта 9 Соглашения,
ООО "Экология-Новосибирск" было обязано провести торги, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношений территорий, на которых образуется не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе), образующихся на территории Новосибирской области.
В целях осуществления антимонопольного контроля в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) ФАС России письмом
от 30.01.2019 N ВК/6197/19 запросила у ООО "Экология-Новосибирск" информацию, в том числе копии договоров, заключенных между
ООО "Экология-Новосибирск" и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими транспортирование твердых коммунальных отходов на территории Новосибирской области.
Письмом от 20.02.2019 вх. N 28475/19 (далее - Письмо) ООО "Экология-Новосибирск" была представлена следующая информация.
В соответствии с Правилами N 1133 ООО "Экология-Новосибирск" были проведены торги в форме аукциона в электронной форме, в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) с учетом особенностей, предусмотренных Правилами N 1133, по 6 лотам.
Как следует из Письма, по лоту N 1 поступила единственная заявка от
ООО "Латранс", по лоту N 2 также поступила единственная заявка от
ИП Волковой И.А., по лоту N 3 (Первомайский р-он, Красноозерский р-он, Доволенский р-он, Кочковский р-он, Барышевский с/с, Березовский с/с, Новолуговский с/с, Криводановский с/с, Кудряшовский с/с) не подано ни одной заявки на участие в аукционе, и в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона N 44-ФЗ указанный аукцион был признан несостоявшимся, по лоту N 4 - единственная заявка от ООО "НовосибСпецТранс", по лоту N 5 -единственная заявка от ИП Волковой И.А., по лоту N 6 (Октябрьский р-он, Каргатский р-он, Убинский р-он, Чулымский) - единственная заявка от
ООО "Чистый Сервис".
В соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ ООО "Экология-Новосибирск" были заключены договоры с участниками торгов по лоту N 1 с ООО "Латранс", по лотам N 2 и N 5 с ИП Волковой И.А., по лоту N 4 с
ООО "НовосибСпецТранс".
По лоту N 6 с ООО "Чистый Сервис" договор не был заключен, поскольку ООО "Чистый Сервис" были нарушены положения Закона N 44-ФЗ.
ООО "Чистый Сервис" уклонилось от заключения договора в связи с не представлением денежного обеспечения исполнения указанного договора.
Учитывая вышеизложенное, по лотам NN 3,6 указанные торги не состоялись.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 1133 в случае, если аукцион признан несостоявшимся, организатор аукциона вправе самостоятельно обеспечить транспортирование твердых коммунальных отходов или проводит аукцион повторно.
В нарушение Правил N 1133 ООО "Экология-Новосибирск" осуществило закупки у единственных поставщиков на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов с территорий, ранее указанных в лотах NN 3,6.
Так, согласно извещению N 31807387357 ООО "Экология-Новосибирск" осуществило Закупку на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов у МУП г. Новосибирска "Спецавтохозяйство" на территориях Первомайского р-она, Красноозерского р-она, Доволенского р-она, Кочковского р-она, Барышевского с/с, Березовского с/с, Новолуговского с/с, Криводановского с/с, Кудряшовского с/с, т. е. по территориям лота N 3.
Территория лота N 6 была разделена на 2 отдельные закупки.
Согласно извещению N 31807387423 ООО "Экология-Новосибирск" осуществило Закупку на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов у ИП Волкова И.А. на территории Октябрьского р-на, т. е. на части территории лота N 6.
В соответствии с извещением N 31807387379 ООО "Экология-Новосибирск" осуществило Закупку на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов также с ИП Волкова И.А. на территориях Каргатского р-она, Убинского р-она, Чулымского р-она, т. е. на части территории лота N 6.
Однако Правилами N 1133 не предусмотрено заключение договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).
Исполнение положений Правил N 1133 не ставится в зависимость от организационно-правовой формы регионального оператора, либо от распространения на него положений Закона N 44-ФЗ.
В случаях, предусмотренных пунктом 10 Правил N 1133, региональный оператор обязан провести аукцион в порядке, установленном Правилами
N 1133.
Непроведение торгов по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора в нарушение Правил N 1133 могут привести к ограничению конкуренции на рынке обращения с твердыми коммунальными отходами, следовательно, такие действия свидетельствуют о признаках нарушения запрета, установленного пунктом 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного издан приказ ФАС России от 24.04.2019 N 516/19 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения
ООО "Экология-Новосибирск" пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в создании препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам, в отношении организаций, осуществляющих свою деятельность в области транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Новосибирской области.
руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Назначить дело N 10/01/10-4/2019 к рассмотрению на 14.05.2019
в 13 часов 00 минут по адресу: 125993, ул. Садовая-Кудринская, д. 11,
каб. N 204 (КУБ), город Москва.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика:
ООО "Экология-Новосибирск" ИНН 5410772955 (ул. Советская, д. 5,
г. Новосибирск, 630007).
3. Явка представителей ответчика по делу (при наличии доверенности на участие в рассмотрении дела) обязательна.
Примечание:
1. С материалами дела можно ознакомиться в ФАС России, контактный телефон
8-(495)-755-23-23 (доб. 088-365) - Сударикова Инна Алексеевна.
2. Для обеспечения пропусков в здание ФАС России информацию о представителях необходимо сообщить за 1 день до рассмотрения дела.
Председатель Комиссии А.Г. Матюхин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Федеральной антимонопольной службы от 26 апреля 2019 г. N 10/01/10-4/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.04.2019