Резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2019 года. Полный текст решения изготовлен 30 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в составе судьи Афанасьева А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Майоровой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (ИНН 2130104830, ОГРН 1122130007438)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии
о признании недействительными решения и предписания от 06.12.2018 по делу N09/05-АМЗ-2018,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - индивидуального предпринимателя Софронова Геннадия Николаевича и индивидуального предпринимателя Ишмуллиной Тамары Николаевны,
при участии:
от заявителя - Шамбулиной С.В. по доверенности от 19.04.2019 N 162,
от Управления ФАС по ЧР - Афанасьевой Т.А. по доверенности от 09.01.2019 N 01-46/29,
от третьего лица - индивидуального предпринимателя Софронова Г.Н. - Смирнова Ю.И. по доверенности от 16.10.2018,
от третьего лица - индивидуального предпринимателя Ишмуллиной Т.Н. - Ладина В.В. по доверенности от 31.12.2016,
установил:
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - Минтранс Чувашии, Министерство или заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии (далее - Управление ФАС по ЧР или Управление) о признании недействительными решения от 06.12.2018 по делу N09/05-АМЗ-2018 о признании совершенные Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики действия, нарушающими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и выдаче Министерству предписания о нарушении антимонопольного законодательства, и предписания от 06.12.2018 по делу N09/05-АМЗ-2018 о прекращении Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики в срок до 15.01.2019 нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем прекращения у индивидуального предпринимателя Софронова Г.Н. права осуществления пассажирских перевозок без надлежащего участия в торгах (по маршруту N 173 "Чебоксары - Цивильск"), аннулировав выданное свидетельство на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N 173 "Чебоксары - Цивильск". Министерство об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов должно проинформировать Управление ФАС по ЧР в срок до 18.01.2019.
Определением суда от 14.01.2019 к участию в деле NА79-57/2019 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Софронов Г.Н.
Определением суда от 04.02.2019 к участию в деле N А79-57/2019 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель Ишмуллина Тамара Николаевна.
01 апреля 2019 года в арбитражный суд от третьего лица - индивидуального предпринимателя Софронова Г.Н. поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства, в связи с участием представителя индивидуального предпринимателя Софронова Г.Н. - Смирнова Ю.И. в судебном заседании в Первом арбитражном апелляционном суде по делу NА79-9238/2018.
Представитель Управления ФАС по ЧР в судебном заседании 04.04.2019 просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, указанным в отзыве, рассмотрение ходатайства представителя индивидуального предпринимателя Софронова Г.Н. об отложении судебного разбирательства оставила на усмотрение суда.
Представитель третьего лица - индивидуального предпринимателя Ишмуллиной Т.Н. в судебном заседании 04.04.2019 просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, указанным в отзыве и дополнениям к нему, возразив против удовлетворения ходатайства представителя индивидуального предпринимателя Софронова Г.Н. об отложении судебного разбирательства.
В соответствии со статьями 123, 156 и части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие заявителя и третьего лица - индивидуального предпринимателя Софронова Г.Н., надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании.
С учетом ходатайства представителя индивидуального предпринимателя Софронова Г.Н., судом на основании статьи 158 и части 2 статьи 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было вынесено протокольное определение об отложении судебного разбирательства по настоящему делу до 16 часов 00 минут 16 апреля 2019 года.
Представитель Управления ФАС по ЧР в судебном заседании 16.04.2019 просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, указанным в отзыве, рассмотрение ходатайства представителя индивидуального предпринимателя Софронова Г.Н. о приостановлении производства по делу NА79-57/2019 до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии по делу NА79-13629/2018 оставила на усмотрение суда.
Представитель третьего лица - индивидуального предпринимателя Софронова Г.Н. в судебном заседании 16.04.2019 поддержал заявленные требования Минтранса Чувашии.
Одновременно представитель индивидуального предпринимателя Софронова Г.Н. заявил ходатайство о приостановлении производства по делу NА79-57/2019 до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии по делу NА79-13629/2018.
Представитель третьего лица - индивидуального предпринимателя Ишмуллиной Т.Н. в судебном заседании 16.04.2019 просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, указанным в отзыве и дополнениям к нему, возразив против удовлетворения ходатайства представителя индивидуального предпринимателя Софронова Г.Н. о приостановлении производства по делу NА79-57/2019 до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии по делу NА79-13629/2018.
Судом на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было вынесено протокольное определение об объявлении перерыва в судебном заседании до 16 часов 30 минут 23 апреля 2019 года.
Представители лиц, участвующие в деле, в судебном заседании 23.04.2019 поддержали ранее изложенные доводы.
Заслушав мнения представителей Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, Управления ФАС по ЧР, третьего лица - индивидуального предпринимателя Ишмуллиной Т.Н., судом на основании статьи 159 и части 2 статьи 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было вынесено протокольное определение об отказе в удовлетворении ходатайства представителя индивидуального предпринимателя Софронова Г.Н. о приостановлении производства по делу NА79-57/2019 до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии по делу NА79-13629/2018, в связи с отсутствием необходимости и оснований для приостановления производства по делу NА79-57/2019.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Ишмуллина Т.Н. 10.07.2017 обратилась в Управление ФАС по ЧР с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства, в котором указала, что подавала заявку на участие в конкурсе, объявленном Министерством 24.02.2015, на право осуществления пассажирских перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N 173 "Чебоксары - Цивильск". До проведения открытого конкурса перевозку по указанному маршруту осуществлял индивидуальный предприниматель Софронов Г.Н., заключивший с Министерством краткосрочный договор до проведения конкурса.
Извещением от 31.05.2016 Министерство отменило конкурс. По мнению индивидуального предпринимателя Ишмуллиной Т.Н., в этом случае Министерство должно было выдать индивидуальному предпринимателю Софронову Г.Н. шестимесячное свидетельство по истечении краткосрочного договора. После этого Министерство должно было провести повторный конкурс, предметом которого являлась бы выдача свидетельства об осуществлении регулярных перевозок сроком на пять лет, однако вместо этого Министерство без каких-либо конкурсных процедур выдало такое свидетельство индивидуальному предпринимателю Софронову Г.Н.
По итогам рассмотрения указанного обращения, в связи с наличием в действиях Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в выдаче свидетельства на осуществление перевозок без торгов индивидуальному предпринимателю Софронову Г.П. Управление ФАС по ЧР, на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" рекомендовало прекратить указанные действия в срок до 20.02.2018, путем прекращения у индивидуального предпринимателя Софронова Г.Н. права осуществления пассажирских перевозок без надлежащего участия в торгах (по маршруту N 173 "Чебоксары- Цивильск"), аннулировав выданное свидетельство на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N 173 "Чебоксары- Цивильск".
Письмом от 20.02.2018 N 05/28-866 Минтранс Чувашии просило продлить срок исполнения выданного предупреждения в связи с запланированным совещанием с индивидуальным предпринимателем Софроновым Г.Н. по вопросу прекращения права осуществления пассажирских перевозок без надлежащего участия в торгах по маршруту N 173 "Чебоксары-Цивильск".
В связи с изложенным, Управление ФАС по ЧР сообщило, что предупреждение, направленное антимонопольным органом в адрес Минтранса Чувашии по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, со сроком его исполнения до 20.02.2018 продлено на срок до 27.03.2018.
В ответ на выданное предупреждение, Минтранс Чувашии письмом от 09.04.2018 N 051/11-1598 сообщило о направлении в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии искового заявления о признании вышеназванного предупреждения недействительным, что свидетельствует о неисполнении предупреждения.
В связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом Управления от 11.04.2018 возбуждено дело N 09/05-АМЗ-2018 в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.07.2018 по делу N А79-3648/2018 отказано в удовлетворении заявления Минтранса Чувашии к Управлению ФАС по ЧР о признании недействительным предупреждения Управления от 05.02.2018 N 05-04/704.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2018 по делу N А79-3648/2018 решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.07.2018 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба индивидуального предпринимателя Софронова Г.Н. - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 08.02.2019 по делу N А79-3648/2018 решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.07.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2018 по делу N А79-3648/2018 оставлены без изменения, кассационная жалоба индивидуального предпринимателя Софронова Г.Н. - без удовлетворения.
Решением Управления ФАС по ЧР от 06.12.2018 по делу N09/05-АМЗ-2018 признаны совершенные Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики действия, нарушающими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Управлением ФАС по ЧР 06.12.2018 Минтрансу Чувашии выдано предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в срок до 15.01.2019, путем прекращения у индивидуального предпринимателя Софронова Г.Н. права осуществления пассажирских перевозок без надлежащего участия в торгах (по маршруту N 173 "Чебоксары- Цивильск"), аннулировав выданное свидетельство на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N 173 "Чебоксары- Цивильск".
Не согласившись с оспариваемыми решением и предписанием Управления ФАА по ЧР от 06.12.2018 по делу N09/05-АМЗ-2018, Минтранс Чувашии обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заслушав объяснения представителей лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органом местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие в совокупности двух условий: несоответствие решений, действий, ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение решением, действием, ненормативным правовым актом государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.
В части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции указано, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет функции по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов.
Статья 23 Закона о защите конкуренции предусматривает, что антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями с целью соблюдения антимонопольного законодательства.
В части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ), основные положения которого вступили в законную силу с 15.01.2016 (180 дней со дня официального опубликования).
Порядок выдачи свидетельств об осуществлении перевозок регламентируется положениями статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 N220-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 N220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - открытый конкурс) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
- данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации;
- данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, указанного в пункте 1 части 3 названной статьи;
- в случае, если в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона в отношении данного маршрута принято решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Частью 3 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 г. N220-ФЗ предусмотрено, что без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок:
1) после наступления предусмотренных пунктом 1 и 2 части 1 статьи 29 Закона обстоятельств и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса;
2) по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.
В силу части 6 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 N220-ФЗ без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются один раз на срок, который не может превышать сто восемьдесят дней, в день наступления обстоятельств, которые явились основанием для их выдачи.
Таким образом, из приведенных положений названной нормы следует, что открытый конкурс не проводится в случаях, когда выдача свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и карты маршрута имеет временный характер. Такой временный характер связан с конкретными обстоятельствами: наличие чрезвычайной ситуации, либо аннулирование лицензии перевозчика или прекращение действия ранее выданного свидетельства в силу решения суда.
Во всех остальных случаях, когда свидетельство и карта выдаются для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту регулярных перевозок, или после прекращения действия вышеуказанных обстоятельств, или при смене на маршруте регулируемых тарифов на нерегулируемые, такие документы выдаются только по результатам открытого конкурса.
Федеральный закон от 13.07.2015 N220-ФЗ предусматривает выдачу свидетельства об осуществлении перевозок и карт маршрута по итогам проведения открытого конкурса сроком на 5 лет с возможностью продления, то есть в силу части 2 статьи 17 вышеуказанного Закона право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок теперь подтверждается не договором, а свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута.
Указанные свидетельства, а также карты маршрута в соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 N220-ФЗ выдаются по результатам открытого конкурса, то есть по Чувашской Республике, как и ранее, законодательство предусматривает конкурсный отбор претендентов на получение права осуществления регулярных перевозок в условиях конкуренции.
При этом части 3 и 6 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 N220-ФЗ предусматривают возможность выдачи свидетельства об осуществлении регулярных перевозок (ранее - заключение договора) без проведения открытого конкурса один раз на срок, не превышающий 180 дней, в день наступления обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N220-ФЗ, а также в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.
Такие свидетельства и карты маршрута действуют либо на срок до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством, выданным новому перевозчику по результатам проведения открытого конкурса, либо до окончания условий чрезвычайной ситуации, но в любом случае, не более 180 дней.
Так, в соответствии с частью 4 статьи 4 Закона Чувашской Республики "Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике" (далее -Закон Чувашской Республики N 48) в редакции, действовавшей на момент заключения между Министерством и предпринимателем Софроновым Г.Н. договора от 22.06.2015 N 133 на осуществление регулярных пассажирских перевозок по маршруту N 173, договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом заключается по результатам конкурса, за исключением случаев, установленных частью 5 настоящей статьи.
Согласно части 5 статьи 4 названного Закона, заключение договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом без проведения конкурса допускается на период до проведения очередного либо повторного конкурса, но не более чем на 6 месяцев, с любым лицензированным перевозчиком в следующих случаях: если потребность в регулярных пассажирских перевозках автомобильным транспортом по маршруту обусловлена обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер (вследствие действия непреодолимой силы); досрочного прекращения регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на существующем маршруте, включая отказ от исполнения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом и (или) досрочного расторжения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, а также истечения срока договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом; признания конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах несостоявшимся; приостановления действия или аннулирования лицензии перевозчика, обязанного осуществлять транспортное обслуживание по конкретному маршруту; возникновения потребности в открытии, изменении регулярного автобусного маршрута в связи с вводом в эксплуатацию автомобильной дороги или строительством новых объектов общественной инфраструктуры.
Как следует из материалов дела и подтверждается выводами судебных актов по делу NА79-3648/2018 об оспаривании предупреждения Управления ФАС по ЧР от 05.02.2018 N 05-04/704, договор между Минтрансом Чувашии и индивидуальным предпринимателем Софроновым Г.Н. был заключен именно на основании части 5 статьи 4 Закона Чувашской Республики N 48, то есть как исключение из общего правила, на что также указано в преамбуле к договору.
В решении от 10.07.2018 по делу N А79-3648/2018 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии пришел к выводу, что Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ не отменяет конкурсного порядка привлечения перевозчиков для работы на маршрутах в соответствии с действующими нормативными актами
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, свидетельствующие о нарушении Министерством части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установленные судебными актами по делу N А79-3648/2018, имеют применительно к настоящему делу преюдициальное значение и не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом настоящего дела.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу, что Управлением ФАС по ЧР правомерно установлено, что у Минтранса Чувашии вопреки доводам заявителя отсутствовали основания для выдачи свидетельства на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N 173 "Чебоксары- Цивильск".
Кроме того, суд приходит к выводу, что выдача индивидуальному предпринимателю Софронову Г.Н. указанного свидетельства без проведения конкурентных процедур создает для данного субъекта преимущественные условия в получении прав на осуществление деятельности и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести данные права. В свою очередь, соблюдение порядка предоставления права на осуществление пассажирских перевозок по рассматриваемому маршруту позволило бы обеспечить равный доступ к праву на заключение муниципального контракта всех заинтересованных лиц.
При этом в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 N14686/10 указано, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Минтранс Чувашии допустил индивидуального предпринимателя Софронова Г.Н. на конкурентный рынок пассажирских перевозок, минуя обязательный конкурсный отбор, предоставив ему необоснованные преимущества. Рассматриваемые действия привели либо могли привести к недопущению, ограничению конкуренции потенциальных участников, которые могли бы претендовать на право осуществления деятельности на данном товарном рынке.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Управлением ФАС по ЧР по результатам рассмотрения дела в действиях Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики правомерно установлен факт нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного суд отклоняет доводы Минтранса Чувашии изложенные в заявлении и дополнениям к нему как несоответствующие материалам дела и основанные на неверном толковании норм материального права.
Подлежат отклонению и доводы индивидуального предпринимателя Софронова Г.Н. о неисполнимости оспариваемого предписания, поскольку Министерство не ограничено в выборе способа исполнения данного предписания, с учетом того, что указанное предписание направлено на восстановление конкурентной среды на рассматриваемом товарном рынке путем аннулирования выданного индивидуальному предпринимателю Софронову Г.Н. свидетельства на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N 173 "Чебоксары - Цивильск".
Частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При подаче заявления в арбитражный суд Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики освобождено от уплаты государственной пошлины в силу подпунктов 1, 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении заявления Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (ИНН 2130104830, ОГРН 1122130007438) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии о признании недействительными решения и предписания от 06.12.2018 по делу N09/05-АМЗ-2018 отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, в течение месяца с момента его принятия.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород, при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда или Первый арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии.
Судья А.А. Афанасьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 23 апреля 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.04.2019