Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Сигнал" (далее - Заявитель) на действия администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог" (извещение N 0118300000419000020) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заявитель обжалует: 1) инструкция по заполнению заявки не соответствует требованиям Закона о контрактной системе; 2) требования к гвоздям описания объекта закупки противоречат ГОСТ; 3) требования описания объекта закупки к битуму не соответствуют инструкции по заполнению заявки аукционной документации; 4) требования к камням бортовым описания объекта закупки противоречат ГОСТ; 5) требования описания объекта закупки к гвоздям не соответствуют инструкции по заполнению заявки аукционной документации.
Представителем Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, протоколы, составленные в ходе проведения торгов, письменные пояснения по существу доводов жалобы. Представитель Заказчика не согласен с доводами жалобы и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Представителем Заинтересованного лица представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы, в соответствии с которыми ИП Бунгуев Т.У. частично согласен с доводами жалобы.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом/Заказчиком - администрацией Туапсинского городского поселения Туапсинского района проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог" (извещение N 0118300000419000020).
Начальная (максимальная) цена контракта - 74 946 098,00 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в работах, услугах, товарах. Не допускается посредством составления инструкции по заполнению заявок и применении ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участниками закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок.
В соответствии с письмом ФАС России от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В п.п. 9, 26, 47, 67, 87, 107 приложения 7 к Разделу 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации Заказчиком установлены следующие требования к гвоздям:
На основании инструкции по заполнению заявки аукционной документации предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами, терминами и знаками, указывающими на неконкретное значение показателя, в том числе: "эквивалент", "аналог", "типа", "или", "либо", "от", "до", "верхний предел" (во всех числах и падежах), "нижний предел" (во всех числах и падежах), "не более", "не менее", "более", "менее", "ниже", "выше", "свыше", "не ниже", "не выше", "допускается", "допустимо", "min", "минимальный(-ая, -ой)", "max", "максимальный(-ая, -ой)" ,"наибольший(-ая, -ее)" (во всех падежах), "наименьший(-ая, -ее)" (во всех падежах), ">", "<", "не должен(-на, -но) превышать", "должен(-на, -но) превышать", "в пределах", "шире", "уже", "в границах", "требуется" , "должен(-на, -но)", "должен(-на, -но) быть" (за исключением случаев, установленных настоящей инструкцией). Сведения, представленные в составе первых частей заявок, не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование.
Таким образом, Заказчик требует от участников закупки указания конкретного диаметра и высоты головки гвоздей без сопровождения слова "наименьший (ая)".
При этом, в соответствии с ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры" конструкция и размеры строительных гвоздей с плоской головкой должны соответствовать:
Диаметр стержня |
Длина гвоздя |
0,8 |
8 |
|
12 |
1,0 |
16 |
1,2 |
16 |
|
20 |
|
25 |
1,4 |
25 |
|
32 |
|
40 |
1,6 |
25 |
|
40 |
|
50 |
Конструкция и размеры гвоздей с конической головкой должны соответствовать:
Условный диаметр стержня |
Длина гвоздя |
Размер |
Наименьший диаметр головки |
1,8 |
32 |
- |
3,5 |
|
40 |
|
|
|
50 |
|
|
|
60 |
|
|
2,0 |
40 |
1,75 |
4,0 |
|
50 |
|
|
2,5 |
50 |
2,20 |
5,0 |
|
60 |
|
|
3,0 |
70 |
2,65 |
6,0 |
|
80 |
|
|
3,5 |
90 |
3,10 |
7,0 |
4,0 |
100 |
3,55 |
7,5 |
|
120 |
|
|
5,0 |
120 |
4,45 |
9,0 |
|
150 |
|
|
6,0 |
150 |
5,30 |
11,0 |
|
200 |
|
|
8,0 |
250 |
7,13 |
14,0 |
Таким образом, ГОСТ 4028-63 не определяет данные показатели конкретным значением, а предусматривает лишь минимально возможное значение.
Исходя из вышеизложенного, Заказчиком установлено требование к гвоздям, позволяющее указать в заявке значение, противоречащее положениям ГОСТ.
Таким образом, вышеуказанное требование Заказчика некорректно, вводит участников закупки в заблуждение и может привести к ограничению количества участников закупки, позволяя представить значения показателей, соответствующие требованиям аукционной документации и противоречащие ГОСТ.
В п.п. 1, 19, 38, 59, 79, 99 приложения 7 к Разделу 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации Заказчиком установлены следующие требования к битуму:
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки аукционной документации знак "," означает перечисление всех необходимых заказчику товаров, характеристик товаров, значений показателей товаров за исключением случаев указания нескольких допустимых характеристик, представляющих многообразие вариантов исполнения товара, перечисленных через запятую и обобщенных словом в единственном числе, после которого следует знак двоеточия (":"). В последнем случае знак "," следует читать как "или", участник закупки в составе первой части заявки предлагает одну конкретную характеристику товара из перечисленных заказчиком.
Если знак "( )" применяется для обозначения единственного и множественного числа показателя/характеристики, то он не переносится в состав первой части заявки, участнику необходимо выбрать один из предложенных вариантов множественного или единственного числа.
Таким образом, Заказчик, указывая в описании характеристик битума слова "класс(ы)", "марка(и)", не дает возможность участникам закупки определить в единственном или во множественном числе представлены обобщающие слова, и как следствие, не ясно какими положениями инструкции по заполнению заявки аукционной документации следует руководствоваться участникам закупки.
Исходя из вышеизложенного, данные положения аукционной документации вводят в заблуждение участников закупки.
В п.п. 15, 32, 54, 74, 94, 114 приложения 7 к Разделу 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации Заказчиком установлены следующие требования к бортовым камням:
То есть Заказчик позволяет участникам закупки указать класс бетона по прочности на сжатие В22,5 как для камней бортовых камней бортовых марки БР 100.30.15, так и для камней бортовых марки БР 100.20.8.
При этом, в соответствии с ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия" марки, форма и класс бетона по прочности на сжатие камней должны соответствовать указанным в табл.1:
|
|
|
|
|
Марки |
Форма |
Класс бетона по прочности на сжатие
|
Справочная масса, т |
Назначение камней |
БР100.30.15 |
|
В30 |
0,10 |
Для отделения проезжей части внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов |
БР300.30.15 |
|
|
0,32 |
|
БР600.30.15-A-IV |
|
|
0,64 |
|
БР100.20.8
|
|
В22,5
|
0,04
|
Для отделения пешеходных дорожек и тротуаров от газонов |
Таким образом, для камней бортовых марки БР 100.30.15 соответствует класс бетона по прочности на сжатие В30, для камней бортовых марки БР 100.20.8 соответствует класс бетона по прочности на сжатие В22,5.
Исходя из вышеизложенного, Заказчиком установлено требование к камням бортовым, позволяющее указать в заявке значение, противоречащее положениям ГОСТ.
Таким образом, вышеуказанное требование Заказчика некорректно, вводит участников закупки в заблуждение и может привести к ограничению количества участников закупки, позволяя представить значения показателей, соответствующие требованиям аукционной документации и противоречащие ГОСТ.
В п.п. 9, 26, 47, 67, 87, 107 приложения 7 к Разделу 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации Заказчиком установлены следующие требования к гвоздям:
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки аукционной документации при установлении заказчиком требований к нескольким допустимым альтернативным характеристикам товаров (материалов), разделенным союзами "или", "либо", "/", термином "допускается" участник закупки в первой части заявки указывает только те показатели, которые относятся к предлагаемой им характеристике товара (материала). Причем указанию в составе первой части заявки подлежит весь перечень показателей, относящихся к предлагаемой участником одной из альтернативных характеристик. Невыполнение данных требований влечет признание комиссией заявки не соответствующей положениям документации об аукционе.
То есть, Заказчик требует от участника размещения заказа указания либо плоской, либо конической головки гвоздей, при этом участник закупки может предложить диаметр стержня 0,8, 1,0, 1,2, 1,4, 1,6, 1,8, 2,0, 2,5, 3,0.
В соответствии с ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры" конструкция и размеры строительных гвоздей с плоской головкой должны соответствовать указанным в табл.1:
Диаметр стержня |
Длина гвоздя |
0,8 |
8 |
|
12 |
1,0 |
16 |
1,2 |
16 |
|
20 |
|
25 |
1,4 |
25 |
|
32 |
|
40 |
1,6 |
25 |
|
40 |
|
50 |
Конструкция и размеры гвоздей с конической головкой должны соответствовать указанным в табл.2:
Условный диаметр стержня |
Длина гвоздя |
Размер |
Наименьший диаметр головки |
1,8 |
32 |
- |
3,5 |
|
40 |
|
|
|
50 |
|
|
|
60 |
|
|
2,0 |
40 |
1,75 |
4,0 |
|
50 |
|
|
2,5 |
50 |
2,20 |
5,0 |
|
60 |
|
|
3,0 |
70 |
2,65 |
6,0 |
|
80 |
|
|
То есть, у гвоздей с плоской головкой имеется показатель диаметр стержня, а у гвоздей с конической головкой - условный диаметр стержня. При этом, у гвоздей с плоской головкой диаметр стержня может быть 0,8, 1,0, 1,2, 1,4, 1,6, а у гвоздей с конической головкой условный диаметр стержня может быть 1,8, 2,0, 2,5, 3,0.
Таким образом, Заказчиком установлено требование к гвоздям, позволяющее указать в заявке значение, противоречащее положениям ГОСТ.
Таким образом, вышеуказанное требование Заказчика некорректно, вводит участников закупки в заблуждение и может привести к ограничению количества участников закупки, позволяя представить значения показателей, соответствующие требованиям аукционной документации и противоречащие ГОСТ.
Согласно протоколу N 0118300000419000020-1-1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 23.04.2019 г. на участие в электронном аукционе подано 3 заявки участников закупки, всем участникам закупки отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Сигнал" обоснованной.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа/Заказчика - администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Уполномоченному органу/Заказчику - администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 185
по делу N 578/2019-КС о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
29 апреля 2019 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) на основании своего решения от 29.04.2019 года по делу N 578/2019-КС, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "Сигнал" (далее - Заявитель) на действия администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог" (извещение N 0118300000419000020) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Уполномоченного органа/Заказчика - администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района (аукционной комиссии) устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения открытого конкурса в электронной форме и аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение N 0118300000419000020).
2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения Заказчиком настоящего предписания. Уведомить участников закупки, подавших заявки, об аннулировании открытого конкурса в электронной форме. Осуществить возврат участникам закупки, подавшим заявки, денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7-ми рабочих дней со дня размещения в ЕИС.
4. В срок до 24.05.2019 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 29 апреля 2019 г. N 578/2019-КС
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.04.2019