Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
рассмотрев дело N016/05/25-27/2019 в отношении ООО "Медиа1", дата регистрации юридического лица: 10.12.2013 г.), <...> [ИП], ООО "Центр Медиа" по факту рекламы БАДов с предупреждением в менее чем 10% рекламной площади (рекламного пространства) в газете "Ва-БанкЪ" выпуск N6(161) от 15.02.2019 г. рекламы, с текстом: "Улей т. 239-43-82 Акция* 4 кг цветочного меда 950 руб. мед · живица · травы_", которая имеет признаки нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 г. N38-ФЗ "О рекламе",
УСТАНОВИЛА:
В ходе проведения мониторинга Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) были установлены признаки правонарушения по факту распространения в газете "Ва-БанкЪ" выпуск N6(161) от 15.02.2019 г. рекламы, с текстом: "Улей т. 239-43-82 Акция* 4 кг цветочного меда 950 руб. мед · живица · травы_", которая имеет признаки нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно пункту 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 2012 г. N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
Согласно части 1.1 статьи 25 Закона "О рекламе", реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Согласно измерениям Управления, в которых расчеты производились путем нахождения объема необходимого предупреждения об имеющихся противопоказаниях (82 мм \x{00d7} 3 мм = 246 мм) и общего объема вышеуказанной рекламы (94 мм \x{00d7} 84 мм = 7896 мм), процент объема предупреждения от общего объема составил 246 мм \x{00d7} 100% \x{00f7} 7896 мм = 3,11%.
Скан-копия рекламного материала представлен ниже:
В пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе") дано понятие рекламы - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона "О рекламе" объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон о качестве продуктов) биологически активные добавки - это природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.
Согласно п. 2.1 СанПиН 2.3.2.1290 - 03.2.3.2. "Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 17.04.2003 N50 (далее - СанПиН от 17.04.2003), БАД используются как дополнительный источник пищевых и биологически активных веществ, для оптимизации углеводного, жирового, белкового, витаминного и других видов обмена веществ при различных функциональных состояниях, для нормализации и/или улучшения функционального состояния органов и систем организма человека, в т.ч. продуктов, оказывающих общеукрепляющее, мягкое мочегонное, тонизирующее, успокаивающее и иные виды действия при различных функциональных состояниях, для снижения риска заболеваний, а также для нормализации микрофлоры желудочно-кишечного тракта в качестве энтеросорбентов.
Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N880, определяет БАД как природные и (или) идентичные природным биологически активные вещества, а также пробиотические микроорганизмы, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевой продукции.
Путем компиляции указанных определений можно сформулировать общее понятие БАД - это биологически активные вещества и пробиотические микроорганизмы, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов, в т.ч. используемые для оптимизации обмена веществ, нормализации, улучшения функционального состояния органов и систем организма человека и для снижения риска заболеваний.
На заседании Комиссии, <...> [ИП] было пояснено, что в макете рекламного материала не рекламировались БАДы, а лишь рекламировались товары торгового магазина. Комиссия отклонила данный довод <...> [ИП], так как в спорном макете рекламного материала указываются лечебные масла холодного отжима, а также Алтайские фиточаи, травы и бальзамы.
Также в рекламном макете указывается ссылка на интернет-страницу www.kazan-uley.ru. Комиссия произвела осмотр указанного сайта, в ходе которого была обнаружена продажа БАДов, на которых указывается принадлежность к биологически активным добавкам, таких как Чесночное масло обогащенное - 100 капсул по 0,3 г., Фиточай С.Р.Т. "При заболеваниях мочевого пузыря". Таким образом, Комиссия установила факт рекламы биологически активных добавок к пище (БАД).
Принт-скрины указанных страниц представлены ниже:
Информация, размещенная ООО "Центр Медиа" в издании "Ва-БанкЪ" содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; распространена посредством размещения в СМИ; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам и товарам, предоставляемым, производимым соответствующим рекламодателем.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Закона "О рекламе" следует, что за нарушение требований, установленных статьей 25 Закона "О рекламе" несет ответственность рекламодатель, рекламораспространитель.
Рекламораспространителем является ООО "Центр Медиа".
Рекламодателем в соответствии с представленным договором является <...> [ИП].
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать рекламу <...> [ИП] распространенную ООО "Центр Медиа" в газете "Ва-БанкЪ" выпуск N6(161) от 15.02.2019 г. ненадлежащей, несоответствующей ч.1.1 ст. 25 Закона "О рекламе", в части размещения рекламы биологически активных добавок к пище (БАД) с предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством, которое занимает менее 10% рекламной площади (пространства).
Выдать предписание об устранении нарушения части 1.1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе", в связи с непредставлением доказательств устранения нарушения.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 26 апреля 2019 г. N 016/05/25-27/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.04.2019