Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ФГУП Типография N 12 (далее также - Заявитель) на действия ФБУЗ "ЦЕНТР ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ" РОСПОТРЕБНАДЗОРА" (далее также - Заказчик) при проведении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в электронной форме на право заключения договора на изготовление и доставку бланков личных медицинских книжек и голографических марок к ним в целях организации обеспечения ими центров гигиены и эпидемиологии (реестровый N 31907723674, далее - Закупка) в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на Заказчика при проведении Закупки.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерность выбора Заказчиком способа проведения Закупки, поскольку вместо проведения Закупки у единственного поставщика Заказчик мог, по его мнению, провести конкурентную закупку.
Проанализировав заявленный довод, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая случаи, предусмотренные ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Заказчик и представитель ООО "Первый печатный двор" с доводами Заявителя не согласились, представиили письменные возражения.
Комиссия, рассмотрев жалобу Заявителя приняла решение о признании её необоснованной, исходя их следующих фактических обстоятельств дела.
Как следует из материалов дела, заказчиком в единой информационной системе закупок (далее - ЕИС) опубликовано извещения о проведении закупки. Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика (далее - Положение о закупках) также размещено в ЕИС.
В целях создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, а также, наряду с изложенным, в целях развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, Законом о закупках закреплены основные принципы и положения закупки товаров, работ, услуг.
Так, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).
При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки.
Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (ч. 1 ст. 2 Закона о закупках).
Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Следовательно, при оценке действий Заказчика на предмет их соответствия положениям Закона о закупках, необходимо оценивать параметры и качественные характеристики проводимой закупки, выяснять действительную потребность в установлении заказчиком дополнительных требований, учитывая заинтересованность такого лица в рациональном расходовании средств и достижении максимального результата. Произвольный контроль антимонопольного органа за проведением корпоративных закупок в не соответствует целям и задачам, возложенным на данный орган действующим законодательством.
На заседании Комиссии установлено, что проведение Закупки у единственного поставщика по предмету Закупки прямо предусмотрено п. 20.2.35 Положения о закупках.
Согласно письменным возражениям, Заказчиком был произведен мониторинг цен в единой информационной системе по однородным товарам (работам, услугам), а также сделаны запросы к производителям данной продукции.
Было направлено 5 запросов о предоставлении ценовой информации, на которые было получено два ответа. ООО "Типография "Еврокопия-2 СПб" сообщило, что в 2019 году не имеет возможности исполнить предложенные обязательства ввиду полной загрузки производственных мощностей. ООО "Первый печатный двор" предоставило ценовое предложение с наилучшими показателями по условиям мониторинга.
Заявитель также указывал, что Заказчик не внес указанную Закупку в план закупок.
Согласно п. 3.1 Положения о закупках Заказчик ежегодно осуществляет планирование закупок. Пунктом 3.8 Положения о закупках установлена возможность Заказчика корректировать (дополнять, изменять) план закупки.
Как пояснил Заказчик, данная закупка не была включена в план ранее, поскольку с ноября 2018 года рассматривается вопрос об изменении порядка выдачи медицинских книжек и голографических марок к ним (проект приказа размещен на официальном сайте для общественных обсуждений). Договор N 1A-17 от 14.04.2017, заключенный на изготовление и доставку медицинских книжек и голографических марок к ним закончился 31.03.2019. В связи с тем, что в настоящее время сохранен ранее установленный порядок, были внесены изменения в план закупок и осуществлена закупка в соответствии с требованиями Закона о закупках и Положения о закупках.
Кроме того, Заказчик обращался в ФАС России за разъяснениями по данному вопросу (Письмо ФБУЗ "Центр гигиенического образования населения" Роспотребнадзора от 11.03.2019 N 77-25-05/49-2019 "О возможности выбора способа закупки"), на который был получен соответствующий ответ.
В связи с изложенным, исходя из имеющихся в настоящее время документов и сведений, с учетом специфики рассмотрения жалоб в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссией принято решение о признании жалобы необоснованной.
Комиссия, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ФГУП Типография N 12 (ИНН:7808037741) на действия ФБУЗ "ЦЕНТР ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ" РОСПОТРЕБНАДЗОРА" (ИНН:7704083285) при проведении Закупки необоснованной.
Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 18.04.2019 N ПО/18766/19.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального Кодекса, в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 апреля 2019 г. N 077/07/00-2144/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.04.2019