Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "ЮгАвтоХолдинг" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Многофункциональный центр Крымского городского поселения Крымского района" при проведении уполномоченным органом - администрацией Крымского городского поселения электронного аукциона: "Поставка автогрейдера" (извещение N 0318300475519000042) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации электронного аукциона. Заказчиком нарушены положения п.1), п.2) ч.1 ст.33; п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки.
Заказчиком представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация, заявки участников размещения заказа, письменные пояснения по существу жалобы.
Из пояснений Заказчика следует, что с доводами жалобы не согласны, документация электронного аукциона составлена с учетом потребностей Заказчика и в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией Крымского городского поселения проводился электронный аукцион: "Поставка автогрейдера" (извещение N0318300475519000042). Заказчик - МКУ "Многофункциональный центр Крымского городского поселения Крымского района".
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 218 333,33 руб.
Согласно ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее, чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Участником подан запрос о разъяснении положений документации, в котором указано: "В Российском законодательстве в сфере закупок для государственных нужд есть требования о соблюдении принципов конкуренции при подготовке и проведению конкурсных процедур. Изучив раздел 6. "Техническое задание" документации электронного аукциона на поставку автогрейдера N 0318300475519000042 от 05.04.2019 г. (далее по тексту Аукцион) сделали вывод, что данный принцип не соблюдается, так как нарушена ст. 33 Федерального закона N44-ФЗ: "В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки" Заказчиком, при проведении электронного аукциона на поставку автогрейдера N 0318300475519000042 от 05.04.2019 г., это выражено в указании требований, установленных в отношении закупаемого Товара, которые соответствуют исключительно одному товару одного производителя (Автогрейдер ГС-14.02, Завод "Брянский арсенал", Россия), что ограничивает число потенциальных участников в данном конкурсе, поскольку подбор эквивалента не возможен, в силу подробного описания отдельных узлов и агрегатов объекта закупки, а представленное техническое задание ограничивает нас только вышеуказанной моделью. Эквивалентными по запрашиваемым Вами техническим характеристикам является автогрейдер производства ОOО "Завод "Дорожных машин" модели: DM-14.1 "Рыбинец". Автогрейдер соответствует обязательным требованиям безопасности, установленным Техническим регламентом Таможенного Союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", что подтверждается Сертификатом соответствия. Требование дополнительных документов по соответствию требованиям безопасности считаем излишними, так как получение данных документов не носит обязательный характер в силу закона, и ведет к ограничению конкуренции. В связи с выше изложенным просим Вас внести изменения в Аукционную документацию в части описания объекта закупки, расширяющего технические характеристики закупаемого автогрейдера для обеспечения участия в аукционе с эквивалентным автогрейдером, так как по производительности автогрейдер DM -14.1 не уступает заявленному ГС -14.02, а даже превосходит. В случае если не будут расширены диапазоны технических параметров наша организация будет вынуждена обратиться в УФАС. Также хотим Вас уведомить, что существуют положительные решения УФАС в идентичных закупочных процедурах, где предписано Заказчику расширить диапазоны технических параметров, а также привлечь к административной ответственности организацию и лиц составивших аукционную документацию с нарушением ст. 33 ФЗ-44. Просим произвести реальный мониторинг производителей и внести изменения или пояснить наличие именно такого набора показателей".
Согласно ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При этом ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе установлено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в соответствии с требованиями ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе размещены разъяснения документации от 12.04.2019 г. NРД1, где указано: "Уважаемый участник закупки, Федеральный закон N44-ФЗ предусматривает право заказчика определять в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика. На основании вышеизложенного, техническое задание к электронному аукциону на поставку автогрейдера сформировано с учетом требований п.1 ч.1 ст. 33 Федерального закона N44-ФЗ, поскольку под данное техническое задание подходит как минимум две модели автогрейдера разных производителей".
В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.1) п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Документация электронного аукциона содержит Раздел 6 "Техническое задание", где Заказчиком в Приложении N1 к муниципальному контракту установлены требования:
Автогрейдер ГС-14.02 (или эквивалент) |
Значения |
Год выпуска |
Не ранее 2019 |
Силовая установка |
|
Двигатель (модель) |
ЯМЗ (или эквивалент) |
Тип |
6-ти цилиндровый V-образный четырехтактный дизельный двигатель с водяным охлаждением. |
Номинальная мощность л.с. |
Не более 150 |
Максимальный крутящий момент (Нм) / при оборотах (об/мин) |
667/1350 |
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/кВт ч |
Не более 220 |
Напряжение бортовой электросети |
Не менее 24 |
Гидравлическая система |
|
Гидронасос привода рабочего оборудования, тип |
Шестеренный |
Производительность насоса, л/мин, |
Не менее 54,4 |
Номинальное давление в гидросистеме привода рабочего оборудования (МПа) |
Не менее 10 |
Гидронасос рулевого управления, тип |
Шестеренный |
Рама |
|
Рама шасси, тип |
Передняя рама - цельносварная, основа рамы - наклонная балка коробчатого сечения. Задняя рама - с силовым периметром для монтажа силовых агрегатов и навесного оборудования. Шарнир рамы имеет два гидроцилиндра, поворачивающие раму на 26° влево и вправо. Гидрозамок обеспечивает неизменность положения рамы. |
Складывание рамы, угол |
Не менее _ 22 |
Максимальное смещение колеи передних колес относительно задних, при прямолинейном движении, мм |
Не менее 1425 |
Тяговая рама |
|
Тяговая рама, тип |
Цельносварная конструкция А-образной формы. |
Поворотный круг |
|
Поворотный круг, тип |
зубчатый венец сменного типа с зацеплением по внешнему диаметру |
Привод поворотного круга (тип) |
Червячный редуктор и аксиально-поршневой гидромотор |
Диаметр круга, мм |
Не менее 1200 |
Рабочее оборудование |
|
Грейдерный отвал, длина / высота (мм) |
Не менее 3740 / 620 |
Боковой вынос отвала вправо/влево (мм) |
Не менее 700 |
Поворотность круга |
полноповоротный |
Максимальный угол откоса для зачистки отвалом (град) |
Не менее 90 |
Высота подъема грейдерного отвала в транспортном положении (мм) |
Не менее 350 |
Заглубление грейдерного отвала ниже опорной поверхности (мм) |
Не менее 450 |
Бульдозерный неповоротный отвал, длина / высота с ножом (мм) |
Не менее 2475 / 840 |
Опускание отвала ниже опорной поверхности (мм) |
Не менее 50 |
Рулевое управление |
|
Рулевой механизм |
Гидростатическое рулевое управление. Насос-мотор в блоке со следящимгидрораспределителем, в т.ч. предохранительный, обратный, противоударный и противовакуумный клапаны |
Минимальный радиус поворота по внешнему колесу, мм |
Не более 7500 |
Параметры хода |
|
Колесная формула |
1 х 2 х 3 |
Муфта сцепления |
Двухдисковая, постоянно замкнутого типа, установлена на дизеле. Управление механическое с гидроусилителем |
Коробка перемены передач |
Механическая |
Число передач вперед / назад |
Не менее 6 / 2 |
Передний мост |
Мост управляемый, с балансирным креплением к раме. Балка моста стальная, цельносварная. Герметичная ступица обеспечивает полную защиту подшипника от загрязнения. |
Угол наклона колес переднего моста |
Не менее _ 18 |
Угол качания балки переднего моста |
Не менее _ 16 |
Тандемная тележка |
Приводная неуправляемая, состоит из центрального редуктора (моста) и двух бортовых редукторов (балансиров) |
Центральный редуктор (мост) |
С самоблокирующимся дифференциалом и двумя планетарными передачами. |
Бортовые редукторы (балансиры) |
Шестеренные редукторы |
Стояночный тормоз |
Дисковый сухого типа, на входном валу заднего моста, с механическим приводом |
Рабочие тормоза |
Колодочные, привод двухконтурный гидравлический с пневмогидроаккумуляторами |
Стандартные шины, размерность / количество (шт.) |
14.00-24 G2 / 6 шт. |
Заправочные емкости |
|
Топливный бак (л) |
Не менее 330 |
Гидравлическая система, включая гидробак (л) |
Не более 160 |
Эксплуатационная масса |
|
Эксплуатационная масса (т). |
Не более 14 |
Нагрузка на переднюю ось, кг |
Не более 4300 |
Нагрузка на тандемную тележку, кг |
Не более 9200 |
Габаритные размеры |
|
Общая длина только с передним бульдозерным отвалом (мм) |
Не более 8820 |
Ширина при транспортировке (мм) |
Не более 2500 |
Колесная база грейдера (расстояние между осями переднего и заднего мостов) (мм) |
Не более 6000 |
Общая высота по кабине с маяком (мм) |
Не более 3535 |
Гарантийные сроки |
|
Гарантийный срок (мес./моточ) |
Не менее 12 / 1000 |
Стандартное оборудование |
|
Кабина FOPS & ROPS |
Наличие |
Две двери для входа в кабину |
Наличие |
Стеклоочиститель на лобовом стекле |
Наличие |
Рулевая колонка с регулировкой угла наклона |
Наличие |
Сиденье машиниста с механической подвеской, высокой спинкой, подголовником, подлокотниками, ремнем безопасности |
Наличие |
Проблесковый маяк на крыше кабины |
Наличие |
Отопитель кабины |
Наличие |
Также в Разделе 6 "Техническое задание" установлены требования: Соответствие поставляемой техники обязательным требованиям безопасности, установленным Техническим регламентом Таможенного Союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", в том числе:
1) наличие устройства защиты при опрокидывании, а также конструктивное обеспечение безопасности оператора машины при опрокидывании машины (ROPS);
2) наличие устройства защиты от падающих предметов, а также конструктивное обеспечение безопасности оператора машины при падении таких предметов (FOPS).
Соответствие указанным требованиям должно подтверждаться Сертификатом соответствия Техническому регламенту Таможенного Союза TP 010/2011 "О безопасности машин и оборудования".
- обязательное наличие подтверждающих документов о соответствии защитного устройства требованиям FOPS / ROPS.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что на сегодняшний момент производителем автогрейдеров подходившие под данный параметры, выпускается несколькими заводами изготовителями, такими как ООО "Авангард" ОГРН 1167456143755, г. Челябинск, ул. Свердловский пр-кт, д. 84Б, офс. 201; ООО "Авторгейдер" ОГРН 1165050051594, Московская область, Щелковский район, город Щелково, ул. Браварская, дом. 108А.; ООО ЧЗСМ ("Челябинский завод строительных машин") ОГРН 1117451008102, г. Челябинск, ул. Калинов двор, д. 7; ОАО "Брянский Арсенал", г. Брянск, Калинина, д. 98.
Заявителем не представлено доказательств подтверждающих, что на территории Краснодарского края только АО "Техномир" вправе поставлять автогрейдеры Модели "ГС - 14.02". У "РМ-Герекс" более 20 дилеров, которые являются самостоятельными юридическими лицами, и ограничения на поставку техники из других регионов нет, так как аукцион объявлен на всей территорий Российской Федераций. Заказчиком не установлен конкретный товарный знак, чем может ограничить количество участников, а лишь определены требование к автогрейдеру.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что увеличение номинальной мощности л.с до 180 и увеличение эксплуатационной массы до 15,9 тонн, не являются улучшающими показателями, а лишь приводят к дополнительному расходу топлива. В связи с тем, что данный автогрейдер будет использоваться на дорогах общего пользования, заказчику требуется болей маневренный автогрейдер, а из представленных заявителем параметров общая длина грейдера с передним бульдозерным отвалом длинней почти на метр (630 мм.) (9450 мм), что приведёт к неудобствам при эксплуатаций его, также при транспортировке данного грейдера с указанными показателями, приведет к дополнительным расходом. От длины автогрейдера зависит радиус разворота, чем короче автогрейдер, тем меньше радиус разворота и соответственно лучше маневренность автогрейдера. Так же автогрейдера с массой 15.9 тонн и выше относятся к полутяжёлому классу грейдеров, которые предназначены для более тяжёлых видов работ.
Доводы Заявителя о том, что автогрейдер не должен соответствовать требованием технического регламента Таможенного Союза TP ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования" является не законным.
Так как Решением Комиссии Таможенного Союза от 18 октября 2011 г. N823, в соответствии со ст.13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года принят технический регламент Таможенного Союза "О безопасности машин и оборудования" (TP ТС 010/2011) (прилагается), который вступает в силу с 15 февраля 2013 года. Автогрейдер указан в перечне продукции, которая должна соответствовать стандартам безопасности. Правила дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно ч.2 п.3.2 Решения Комиссии Таможенного Союза от 18.10.2011 г. N823 "Со дня вступления в силу Технического регламента выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами Таможенного Союза или законодательством государства - члена Таможенного союза не допускается".
Соответствие поставляемой техники обязательным требованиям безопасности, установленным Техническим регламентом Таможенного Союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", в том числе:
наличие устройства защиты при опрокидывании, а также конструктивное обеспечение безопасности оператора машины при опрокидывании машины (ROPS);
наличие устройства защиты от падающих предметов, а также конструктивное обеспечение безопасности оператора машины при падении таких предметов (FOРS);
Соответствие указанным требованиям должно подтверждаться Сертификатом соответствия Техническому регламенту Таможенного Союза ТР 010/2011 "О безопасности машин и оборудования"
Подтверждающие документы о соответствии защитного устройства требованиям FOРS/ ROPS - наличие.
Таким образом, законодательно установлено, что машины и оборудование в части требований безопасности и маркировки с 15 февраля 2013 года должны соответствовать техническим регламентам в обязательном порядке. Подтверждение о соответствии техники данным требованием подтверждается сертификатом (декларацией).
По общему правилу указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Кроме того, данное требование было предъявлено ко всем участникам аукциона, на равных условиях.
Требование предъявленные к кабине автогрейдера, а именно:
наличие устройства защиты при опрокидывании, а также конструктивное обеспечение безопасности оператора машины при опрокидывании машины (ROPS);
наличие устройства защиты от падающих предметов, а также конструктивное обеспечение безопасности оператора машины при падении таких предметов (FOPS);
Должно быть подтверждено документально, а именно протоколами испытания, что не противоречит закону, Заказчиком не установлено требование сертификатов, как утверждает Заявитель.
Данное требование обосновано, так как сам автогрейдер является источником повышенной опасности и работая в трудно доступных местах и на дорогах со склонами где возможно опрокидывание автогрейдера и падение на него предметов. Исходя из этого и в целях защиты жизни и здоровья грейдериста нами установлено данное требование.
В рассматриваемом случае Заказчиком в Техническом задании на автогрейдер установлены конкретные функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара, а также перечень конкретных показателей товара, которые должны быть представлены для всех участником закупки.
Участниками закупки могут быть не только производители конкретного товара, но и иные лица, имеющие возможность поставить товар с установленными в аукционной документации требованиям. Положения Закона о закупках не предусматривают определение поставщика только при условии наличия более чем одного производителя товара, необходимого заказчику. Нормы данного Закона направлены на обеспечение конкуренции не между товарами и не между производителями товаров, а между участниками закупок, при этом основной задачей этих норм является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате этого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом ему товаре.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЮгАвтоХолдинг" необоснованной.
Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N0318300475519000042).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26 апреля 2019 г. N ЭА-576/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.04.2019