Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителя от СПб ГУП "Горэлектротранс" (далее - Организатор торгов); в отсутствие представителей от ООО "Энерджи Системс" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы.
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 12.04.2019 вх. N 10986-ЭП/19) ООО "Энерджи Системс" на действия закупочной комиссии Организатора торгов СПб ГУП "Горэлектротранс" (далее - Закупочная комиссия) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на модернизацию системы освещения в производственном корпусе (3 этап) (извещение N 31907593572), заслушав пояснения,
УСТАНОВИЛА:
28 февраля 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31907593572 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на модернизацию системы освещения в производственном корпусе (3 этап) (далее - Закупка), включая документацию о конкурсе (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП "Горэлектротранс" (далее - Положение о закупках) в редакции от 22.10.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
6 361 002 ,50 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
28.02.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
01.04.2019 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
02.04.2019, 05.04.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
196105, Санкт-Петербург, ул. Сызранская, д. 15, Конференц-зал. |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 31907593572 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО "Энерджи Системс" от участия в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
СПб ГУП "Горэлектротранс" относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "Энерджи Системс" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/12861/19 от 16.04.2019, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/12861/19 от 16.04.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
информационная открытость закупки;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок на участие в Закупке N 40/2019-ОК от 08.04.2019 заявка ООО "Энерджи Системс" была отклонена от участия в Закупке по следующим основаниям: "участником не предоставлены свидетельства и/или листы записи о внесении изменений в сведения о юридическом лице, внесенных в учредительные документы (от 18.04.2019), что не соответствует требованиям подпункта 8.1.9.13 подпункта 8.1.9 пункта 8.1 статьи 8 Документации конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства".
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Согласно п. 7.5.1 Документации конкурсные заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям, изложенным в конкурсной документации, на основании представленных в составе конкурсных заявок документов, а также иных источников информации, предусмотренных конкурсной документацией, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет.
Как следует из п. 8.1.1 Документации, конкурсная заявка должна содержать всю требуемую в конкурсной документации информацию и документы.
Пунктом 8.1.7 Документации установлено, что конкурсная заявка должна состоять из двух частей и ценового предложения.
В соответствии с п. 8.1.8 Документации вторая часть конкурсной заявки должна содержать сведения об участнике конкурса, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в пункте 4 конкурсной документации), а также документы, предоставляемые в подтверждение соответствия предлагаемых участником товаров, работ, услуг в случае, если предоставление таких документов предусмотрено приложением N 2 конкурсной документации, об окончательном предложении участника конкурса о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора. При этом не допускается указание во второй части конкурсной заявки сведений о ценовом предложении. Все документы, входящие в состав вторых частей, должны быть предоставлены в виде сканированных цветных копий с оригинала документа.
На основании п. 8.1.9.13 Документации во второй части конкурсной заявки должны быть представлены свидетельства и/или листы записи о внесении изменений в сведения о юридическом лице, внесенных в учредительные документы.
Согласно пп. "а" п. 7.5.3.4 Документации участник конкурса не допускается к участию в конкурсе в случае несоответствия конкурсной заявки требованиям конкурсной документации, в том числе если конкурсная заявка не соответствует форме, установленной конкурсной документацией, не содержит документов, иной информации согласно требованиям конкурсной документации.
Заявитель в жалобе указывает на то, что основание отклонения заявки ООО "Энерджи Системс" от участия в процедуре Закупки, указанное в протоколе рассмотрения вторых частей заявок на участие в Закупке N 40/2019-ОК от 08.04.2019, не соответствует требованиям Документации, а именно: в соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок на участие в Закупке N 40/2019-ОК от 08.04.2019 заявка ООО "Энерджи Системс" была отклонена от участия в Закупке по причине того, что участником не предоставлены свидетельства и/или листы записи о внесении изменений в сведения о юридическом лице, внесенных в учредительные документы от 18.04.2019, однако ООО "Энерджи Системс" не могло внести изменения датой следующей за датой вскрытия конвертов с заявками на участие в Закупке.
Как следует из п. 1.8 Документации, дата окончания срока подачи конкурсных заявок 09:00 (МСК) 01.04.2019. Вскрытие конкурсных заявок осуществляется по истечении срока подачи заявок 10:00 (МСК) 01.04.2019, на ЭТП (на странице данного конкурса на сайте ЭТП).
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО "Энерджи Системс" от участия в процедуре Закупки на основании непредоставления в составе заявки ООО "Энерджи Системс" свидетельств и/или листов записи о внесении изменений в сведения о юридическом лице, внесенных в учредительные документы от 18.04.2019, то есть после даты вскрытия конвертов с заявками на участие в Закупке, является неправомерным, как принятое в порядке, не соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов по неправомерному отклонению заявки ООО "Энерджи Системс" от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации, на основании непредоставления в составе заявки ООО "Энерджи Системс" свидетельств и/или листов записи о внесении изменений в сведения о юридическом лице, внесенных в учредительные документы от 18.04.2019, то есть после даты вскрытия конвертов с заявками на участие в Закупке, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также нарушении требований норм статьи Закона N 223-ФЗ, допущенное при проведении процедуры Закупки.
18 апреля 2019 года Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России вынесено решение N Т02-242/19 по жалобе (от 09.04.2019 вх. N10642-ЭП/19) ООО "РДС", а также решение N Т02-243/19 по жалобе (от 12.04.2019 вх. N 11160/19) ООО "Реноком" на действия закупочной комиссии Организатора торгов СПб ГУП "Горэлектротранс" при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на модернизацию системы освещения в производственном корпусе (3 этап) (извещение N 31907593572). На основании вынесенных решений NN Т02-242/19, Т02-243/19 Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России было выдано предписание об устранении нарушений проведения процедуры Закупки (извещение N 31907593572) путем отмены протоколов рассмотрения заявок на участие в Закупке, повторного проведения этапов рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 12.04.2019 вх. N 10986-ЭП/19) ООО "Энерджи Системс" на действия Закупочной комиссии Организатора торгов СПб ГУП "Горэлектротранс" (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на модернизацию системы освещения в производственном корпусе (3 этап) (извещение N 31907593572) обоснованной.
2) Признать в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов СПб ГУП "Горэлектротранс" (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также нарушении требований норм статьи Закона N 223-ФЗ, допущенное путем неправомерного отклонения заявки ООО "Энерджи Системс" от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации, на основании непредоставления в составе заявки ООО "Энерджи Системс" свидетельств и/или листов записи о внесении изменений в сведения о юридическом лице, внесенных в учредительные документы от 18.04.2019, то есть после даты вскрытия конвертов с заявками на участие в Закупке.
3) Не выдавать Закупочной комиссии Организатора торгов СПб ГУП "Горэлектротранс" (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) предписание об устранении выявленных нарушений по причине выданного ранее предписания от 18.04.2019 по делам NN Т02-242/19, Т02-243/19 об устранении нарушений проведения процедуры Закупки (извещение N 31907593572) путем отмены протоколов рассмотрения заявок на участие в Закупке, повторного проведения этапов рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 апреля 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.04.2019