Резолютивная часть оглашена "26" марта 2019 г. |
Санкт-Петербург |
В полном объеме решение изготовлено "9" апреля 2019 г. |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель:
|
- временно исполняющий обязанности заместителя руководителя управления, |
члены: | |
|
- заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы управления, |
|
- главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы управления, |
рассмотрев дело N1-00-10/78-01-18 по признакам нарушения
ООО "Жилкомсервис N1 Кировского района" (198260, Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 78) статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", которое выразилось в отправке ГУП "ВЦКП" письма от 3 сентября 2015 N52/15-4,
в присутствии на заседании:
от ООО "СПб ДомофонСервис" - <_> (по доверенности от 20.08.2018),
от ООО "Жилкомсервис N1 Кировского района" и Кировского РЖА никто не явился, уведомлены,
УСТАНОВИЛА:
В Санкт-Петербургское УФАС России поступило заявление ООО "СПб ДомофонСервис" (вх.N23370/17 от 29.09.2017) относительно возможного нарушения ООО "Жилкомсервис N1 Кировского района" антимонопольного законодательства, в частности статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции". Заявитель отмечает, что ответчик направил ГУП "ВЦКП" письмо от 03.09.2015 N52/15-4. На основании данного письма предприятие прекратило перечислять заявителю деньги за обслуживание домофонов в ряде многоквартирных домов Кировского района Санкт-Петербурга.
ООО "СПб ДомофонСервис" представило информацию, что осуществляло ремонт и обслуживание переговорно-замочных устройств (ПЗУ, домофонов) на основании прямых договоров с жильцами квартир по 210 (двумстам десяти) адресам. Сведения о данных адресах заявитель представил в заседание комиссии 15 ноября 2018 года.
Стороны по делу заключили договор от 22 сентября 2011 года N9. По условиям данного договора подрядчик (заявитель) принял на себя обязательства по ремонту и техническому обслуживанию домофонов по адресам, которые указаны в приложении N1 к договору.
В приложении N1 к договору от 22 сентября 2011 года N9 и информации, которую представил заявитель 22 сентября 2017 года (вх.N23370/17) и 15 ноября 2018 года на заседании комиссии, указаны дома NN 14, 16, 17 по улице Бурцева (квартиры совпадают).
Заявитель 22 сентября 2017 года (вх.N23370/17) и 15 ноября 2018 года на заседании комиссии представил адресные списки. В данных списках заявитель указал многоквартирные дома, в которых домофоны, по его мнению, не являются общим имуществом собственников помещений.
Ответчик представил в электронном виде скан-копии договоров на управления многоквартирными домами. Между тем ответчик не представил сведения о составе общего имущества следующих многоквартирных домов.
N п/п |
Улица |
Дом |
Корпус |
Квартиры |
1 |
Ветеранов пр-кт |
5 |
1 |
108..143 |
2 |
Лени Голикова ул |
28 |
|
21..30 |
3 |
Лени Голикова ул |
28 |
|
41..50 |
4 |
Лени Голикова ул |
30 |
|
11..20 |
5 |
Лени Голикова ул |
39 |
|
11..20 |
6 |
Лени Голикова ул |
39 |
|
51..60 |
7 |
Народного Ополчения пр-кт |
165 |
|
40..59 |
8 |
Новаторов б-р |
2 |
|
21..30 |
9 |
Новаторов б-р |
21 |
3 |
1..20 |
10 |
Новаторов б-р |
21 |
4 |
21..40 |
11 |
Новаторов б-р |
21 |
4 |
41..60 |
12 |
Новаторов б-р |
21 |
4 |
61..80 |
13 |
Подводника Кузьмина ул |
20 |
|
31..40 |
14 |
Подводника Кузьмина ул |
28 |
|
41..50 |
15 |
Счастливая ул |
19 |
|
11..20 |
16 |
Счастливая ул |
19 |
|
21..30 |
17 |
Счастливая ул |
19 |
|
31..40 |
18 |
Трамвайный пр-кт |
21 |
1 |
1..10 |
19 |
Трамвайный пр-кт |
21 |
1 |
21..30 |
20 |
Трамвайный пр-кт |
21 |
2 |
21..30 |
21 |
Трамвайный пр-кт |
21 |
2 |
41..50 |
Комиссия усмотрела в действиях ООО "Жилкомсервис N1 Кировского района" нарушение статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку на тот момент ответчик не представил доказательств того, что домофоны в вышеуказанных домах являются общим имуществом собственников помещений данных многоквартирных домах. В этой связи комиссия приняла заключение об обстоятельствах дела N1-00-10/78-01-18.
ООО "Жилкомсервис N1 Кировского района" представило (вх.N6187/19 от 04.03.2019) свои возражения на заключения об обстоятельствах дела. Заявитель на заседании комиссии 26 марта 2019 года согласился с заключением об обстоятельствах дела.
Ответчик представил договоры управления многоквартирными домами, перечисленными в таблице. Приложениями к каждому из представленных договоров является состав общего имущества многоквартирного дома, а также перечень работ по содержанию и текущему ремонту в многоквартирном доме. В приложенных составах общего имущества многоквартирного дома указаны ПЗУ, а в перечнях работ по содержанию и текущему ремонту в многоквартирном доме указаны и переговорно-замочные устройства.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что домофоны в многоквартирных домах, перечисленных в таблице, не относятся к общему имуществу собственников помещений в данных домах. В материалах дела также отсутствуют решения общих собраний собственников собственников помещений в многоквартирных домах, которыми бы домофоны были исключены из состава общего имущества.
Под недобросовестной конкуренцией согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. При этом под конкуренцией в свою очередь понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции").
Следовательно, конкуренция возможна лишь между теми хозяйствующими субъектами, которые осуществляют деятельность на одном товарном рынке.
Пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" закреплена дефиниция товарного рынка, согласно которой товарным рынком является сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
С учётом изложенного, товарный рынок определяется не только географическим границами, которые в рассматриваемом случае можно счесть одинаковыми, но и продуктовыми границами, которые в данном случает не является едиными.
Как следует из представленных документов, ООО "Жилкомсервис N1 Кировского района" осуществляет свою деятельность на рынке управления многоквартирными домами. В материалах N1-00-10/78-01-18 дела отсутствуют доказательства того, что заявитель осуществляет аналогичную деятельность.
Заявитель же осуществляет свою деятельность на рынке ремонта и обслуживания домофонов в многоквартирных домах. В материалах отсутствуют доказательства того, ответчик самостоятельно ремонтирует и (или) обслуживает какие-либо домофоны. Ответчик данный отрицает, что самостоятельно ремонтирует и обслуживает домофоны.
В материалах дела есть доказательства того, что ООО "Жилкомсервис N1 Кировского района" всегда привлекает стороннюю подрядную организацию для ремонта и обслуживания домофонов. Ответчик утверждает, что он заключает договоры на ремонт и обслуживание домофонов в целях исполнения своих обязанностей перед собственниками помещений многоквартирных домов, поскольку является управляющей организации для данных домов. В материалы дела не представлены доказательства обратного.
С учётом изложенного и представленных ответчиком после принятия заключения доказательств, нет оснований полагать, что стороны по делу являются конкурентами на рынке ремонта и обслуживания домофонов в многоквартирных домах. В рассматриваемом случае ООО "Жилкомсервис N1 Кировского района" выполнял взятые на себя обязательства по содержанию общего имущества собственников помещений многоквартирных домов.
Действующие законодательство не наделяет антимонопольный орган полномочиями по проверке правильности включения домофонов в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. Также к полномочиям антимонопольного органа не относится контроль за актуальностью технических паспортов многоквартирных домов.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ПЗУ в указанных многоквартирных домах включены в состав общего имущества в результате действий ООО "Жилкомсервис N1 Кировского района". Следовательно, нет оснований считать действия ответчика актом недобросовестной конкуренции на рынке ремонта и обслуживания домофонов в многоквартирных домах
Кроме того, одним из квалифицирующих признаков акта недобросовестной конкуренции является направленность действий нарушителя на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности. Как следует из представленных документов, ООО "Жилкомсервис N1 Кировского района" заключило договоры по техническому обслуживанию домофонов от 22 сентября 2011 года N9 и от 1 сентября 2015 года N040/15-ТО с заявителем и ООО "НК ТЕЛЕФОРМ" соответственно. Данные договоры предусматривают одинаковую систему оплаты работы исполнителя. Согласно пункту 3.2 договора с заявителем и пункту 2.2. договора с ООО "НК ТЕЛЕФОРМ" ответчик перечисляет исполнителю по договору все деньги, которые собственники квартиры заплатили за его услуги исполнителя по договору. С учётом изложенного, ООО "Жилкомсервис N1 Кировского района" не получает какой-либо выгоды при осуществлении своей деятельности в случае расторжения договора с одним исполнителем и заключения договора с другим исполнителем. Доказательств обратного заявитель не представил.
Таким образом, отсутствуют доказательства того, что действия ответчика, выразившиеся в отправке ГУП "ВЦКП" письма от 3 сентября 2015 N52/15-4, являются недобросовестной конкуренцией по отношению к заявителю на рынке ремонта и обслуживания домофонов в многоквартирных домах.
В своих возражениях (вх.N6187/19 от 04.03.2019) ООО "Жилкомсервис N1 Кировского района" сообщило комиссии, что заявитель не доказал факта заключения с договоров с собственниками квартир подъездов (парадных), в которых он по его утверждению установил домофоны.
Заявитель не представил доказательств того, что он заключил договоры с собственниками квартир. ООО "СПб ДомофонСервис" следовало проявить всю необходимую осмотрительность и заботливость, которая требовалась от него по характеру договора и условиям оборота. Он должен был достоверно выяснить личность и право собственности на квартиру лиц, с которыми заключил договоры.
Заявитель не доказал, что перед заключение договоров с конкретным физическим лицом ООО "СПб ДомофонСервис" просило предъявить данное физическое лицо экземпляр договора управления многоквартирным домом. В данном договоре заявитель мог бы изучить состав общего имущества конкретного многоквартирного дома.
ООО "СПб ДомофонСервис" не представило в материалы дела договоров со всеми собственниками квартир в спорных домах. Также заявитель не доказал, что представленные им договоры действовали в сентябре 2015 года. ООО "СПб ДомофонСервис" не доказало, что заключало договоры именно с собственниками квартир, а не иными лицами, которые не были надлежащим образом уполномочены на заключение таких договоров.
Также в своих возражениях (вх.N6187/19 от 04.03.2019) ответчик обратил внимание комиссии на тот факт, что в настоящее время истёк срок давности по делу. Ответчик сообщил, что письмо от 3 сентября 2015 N52/15-4 отправлено и получены ГУП "ВЦКП" в 2015 году.
В силу статьи 41.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено по истечении трёх лет со дня окончания длящегося нарушения антимонопольного законодательства или его обнаружения.
Данный срок является пресекательным. Действующее законодательство не содержит норм, на основании которых было бы возможно приостановление течения и (или) продление данного срока. Истечение срока давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства дальнейшее исключает производство по делу.
С учётом изложенного, невозможно дальнейшее рассмотрение дела N1-00-10/78-01-18. Данные действия нельзя признать недобросовестной конкуренцией, поскольку на момент оглашения резолютивной части по делу срок давности по ним истёк.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела N1-00-10/78-01-18, поскольку в рассматриваемых комиссией действиях ООО "Жилкомсервис N1 Кировского района" (ОГРН 1089847179839, ИНН 7805460959) нет нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель |
|
Члены |
|
|
|
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 марта 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.04.2019