Заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области Светлана Владимировна Мазаева, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N АП4-7/19 от 26.02.2019, возбужденного в отношении директора ООО "Либерти" <__..> по части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
в отсутствии директора ООО "Либерти" (уведомлен надлежащим образом),
У С Т А Н О В И Л А:
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N А4-3/18 Комиссия Тамбовского УФАС России признала действия ООО "Либерти" по использованию наименования (обозначения) "АПТЕЧНЫЙ СКЛАД" при оформлении аптек (аптечных пунктов) на территории Тамбовской области актом недобросовестной конкуренции в соответствии со статьей 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Обществу выдано предписание о прекращении использования наименования (обозначения) "АПТЕЧНЫЙ СКЛАД" при оформлении аптек (аптечных пунктов) в Тамбовской области, в том числе необходимо произвести демонтаж вывесок (конструкций) с указанным обозначением.
Как следует из материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства, ООО "Либерти" (ИНН 9106000335, ОГРН1149102024532) зарегистрировано по адресу: 350007, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. Захарова, д.25, литер Е, пом. 49.
В Тамбовской области ООО "Либерти" осуществляет деятельность по розничной реализации лекарственных средств на основании лицензии N ЛО-68-02-000899 от 28 мая 2018 года, выданной Управлением здравоохранения Тамбовской области. Согласно данной лицензии Общество осуществляет деятельность по следующим адресам:
392000, Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Коммунальная/Носовская, 20/5 N 42Б;
392020, Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Базарная, 121 литер А;
393773, Тамбовская область, г. Мичуринск, Липецкое шоссе, д. 81А;
393250, Тамбовская область, г. Рассказово, ул. Пушкина, дом N64, пом.3;
393950, Тамбовская область, г. Моршанск, ул. Интернациональная, д.N23а, нежилые помещения:1-9,этаж 1, литер Б,Б1;
393760, Тамбовская область, Жердевский район, г. Жердевка, ул. Советская, д.109; нежилые помещения N1,2,3,4,5, 1 этаж;
392525, Тамбовская область, Тамбовский район, пос. Строитель, микрорайон "Северный", в районе бывшего кафе "ЛУЧ",слева от дороги Тамбов-Котовск, часть нежилого помещения N1;
393764, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Лаврова, д.69;
392018, Тамбовская область, г. Тамбов, ул Мичуринская, д.106, помещение 47;
393250, Тамбовская область, г. Рассказово, ул. Базарная площадь,2;
393460, Тамбовская область, г. Уварово, мкр.II, д.5, помещение N30;
392000, Тамбовская область, г. Тамбов, ул Носовская/Интернациональная, д. 1/29, пом. N 3;
393194, Тамбовская область, г. Котовск, ул. Посконкина, д. 30Б, нежилое помещение N1,2,8,9;
392027, Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Магистральная, д.5В;
393194, Тамбовская область, г. Котовск, ул. Октябрьская, д.53;
393761, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Советская, д. 261, пом. 3;
393360, Тамбовская обл., г. Кирсанов, ул. Красноармейская, д. 17Б;
393190, Тамбовская область, г. Котовск, ул. Октябрьская, д. 6В;
392008, Тамбовская область, г. Тамбов, ул Советская, д. 163, пом. 20,21,14;
392007, Тамбовская область, г. Тамбов, ул Магистральная, д. 19а, пом. 5,6,7;
393250, Тамбовская область, г. Рассказово, ул. Воронежская, д. 1, пом. 18,20.
Ранее Общество осуществляло деятельность на основании лицензий: N ЛО-68-02-000871 от 22 февраля 2018 года, N ЛО-68-02-000851 от 03.11.2017 года, выданных Управлением здравоохранения Тамбовской области.
ООО "Либерти" при осуществлении деятельности в Тамбовской области оформляет места розничной реализации лекарственных средств (аптеки, аптечные пункты) обозначением "АПТЕЧНЫЙ СКЛАД".
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N553н утвержден список видов аптечных организаций:
"1. Аптека:
- готовых лекарственных форм;
- производственная;
- производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.
2. Аптечный пункт.
3. Аптечный киоск".
В указанном списке отсутствует (не утвержден) такой вид аптечной организации как "Аптечный склад".
Слово "склад" согласно толковому словарю Ожегова, означает: "1. Специальное помещение для хранения чего-н; 2. Запас товаров, материалов, сложенных в одном месте". Слово "аптека" означает учреждение, в котором продаются (или изготовляются и продаются) лекарства, лечебные средства, предметы санитарии и гигиены.
Наименование "Аптечный склад" не является общеупотребимым и общепринятым среди субъектов, осуществляющих розничную продажу лекарственных средств.
По данным ООО "Либерти" (исх. от 28.03.2018 N 9, вх. от 29.03.2018 N 1920) Общество на территории Тамбовской области не использует обозначение "Аптечный склад". В то же время обществом используется товарный знак, исключительное право на который зарегистрировано в государственном реестре товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров 15.09.2017 под N 630354.
Правообладателем данного товарного знака является ИП <__..>, при этом ООО "Либерти" использует товарный знак в соответствии с лицензионным договором. Товарный знак зарегистрирован относительно розничной продажи лекарственных средств (35 класс МКТУ), консультаций по вопросам фармацевтики (44 класс МКТУ). Также, по мнению Общества, на фасадной части аптек, на хорошо видном месте, размещается информационная табличка, содержащая вид деятельности "Аптека" или "Аптечный пункт". Таким образом, до всех потребителей однозначно доводится вид деятельности данного предприятия, что исключает какое-либо заблуждение.
По данным ФГБУ "Федеральный институт промышленной собственности" (исх. от 20.04.2018 N 41-06116-12, вх. от 24.04.2018 N 2506) комбинированный товарный знак со словесным элементом "АПТЕЧНЫЙ СКЛАД" по свидетельству N630354 зарегистрирован на <__..> 15.09.2017, в том числе в отношении 35 класса МКТУ - "_продажа розничная или оптовая лекарственных средств_". Словесный элемент "АПТЕЧНЫЙ СКЛАД" является неохраняемым элементом в заявленном обозначении. Распоряжение исключительным правом на указанный товарный знак по договору не зарегистрировано в Роспатенте.
По данным сайта ФГБУ "Федеральный институт промышленной собственности": http://www1.fips.ru/wps/portal/Registers, на момент вынесения решения о нарушении антимонопольного законодательства N А4-3/18 от 29.12.2018 прав, переданных по лицензионным договорам на указанный товарный знак, не зарегистрировано.
Согласно части 2 статьи 1235 Гражданского кодекса РФ предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации по лицензионному договору подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые предусмотрены статьей 1232 настоящего Кодекса.
В связи с отсутствием регистрации лицензионного договора на право использования товарного знака, заключенного между ИП <__..> и ООО "Либерти", в установленном законом порядке, ООО "Либерти" не обладает правом его использования.
Кроме того, товарным знаком по свидетельству N630354 является определенное графическое изображение (в виде чемодана), на котором нанесена надпись "Аптечный склад", при этом данная надпись является неохраняемым элементом товарного знака, а не самим товарным знаком.
ООО "Либерти" представило письменные пояснения (вх. от 09.06.2018 N 3482п, исх. от 08.06.2018 N 12), в которых Общество сообщает, что осуществляет деятельность по розничной реализации лекарственных средств в Тамбовской области с апреля 2017 года. При осуществлении розничной торговли лекарственными средствами размер применяемых ООО Либерти" розничных торговых надбавок составляет от 0,1% до 40 %. Оптовые поставщики Общества: ООО "Акцентмед (ИНН 6168078329), ООО "Фирма Биомед" (ИНН 2308209859), ООО "Биотон-К" (ИНН 2348030103), ООО "БСС" (ИНН 7810687137), ООО "Воронеж-Фрахт" (ИНН 3663022967), ООО "Здравсервис" (ИНН 7106040119), ИП Курганский О.В. (ИНН 230203842656), ООО НПК "Катрен" (ИНН 5408130693), ООО "Норман" (ИНН 3625010992) и др.
В соответствии со статьей 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении: места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя, условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В действиях ООО "Либерти" имеются все признаки недобросовестной конкуренции, перечисленные в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, а именно:
- действия направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке услуг по розничной торговле лекарственными средствами путем использования наименования (обозначения) "Аптечный склад", которое способствует привлечению клиентов, путем введения последних в заблуждение относительно продавца товара и цены реализуемых лекарственных средств;
- действия противоречат обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
- действия причинили или могут причинить убытки хозяйствующим субъектам-конкурентам, в том числе, Заявителю - ООО "Виктория Регион".
В соответствии со статьей 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
Наименование (обозначение) "АПТЕЧНЫЙ СКЛАД" на аптеках, аптечных пунктах способно ввести в заблуждение потребителей относительно продавца товара, в данном случае лекарственных препаратов, либо уровня цен на реализуемые товары. Оформление аптеки (аптечного пункта) с использованием слова "СКЛАД" может вызывать у потребителя неверное представление о том, что учреждение осуществляет либо оптовую торговлю препаратами, либо торговлю препаратами по цене более низкой, чем в розничной сети аптек. Использование ООО "Либерти" наименования (обозначения) "АПТЕЧНЫЙ СКЛАД" создает у третьих лиц ложное представление о своей квалификации как участника рынка. Указанные действия отвлекают потребителя от добросовестных субъектов предпринимательской деятельности и создают у потребителя определенное впечатление о продавце фармацевтической продукции, которое не соответствует действительности. Преимущество ООО "Либерти" обеспечивается в этом случае непосредственным информационным воздействием на потребителя. В данном случае, введение в заблуждение путем использования вывески "Аптечный склад" создает предпосылки к изменению спроса в пользу ООО "Либерти" и, соответственно, предоставляет указанному хозяйствующему субъекту необоснованное конкурентное преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности. Указанные действия оказывают негативное влияние на состояние конкуренции на рынке розничной реализации фармацевтической продукции путем перераспределения спроса в пользу недобросовестного участника.
Факт нарушения ООО "Либерти" статьи 14.2 Закона о защите конкуренции установлен в решении Комиссии Тамбовского УФАС России N А4-3/18 от 29.12.2018 (исх. от 29.12.2018 N 58-4-09/5503).
В соответствии со статьей 37 Закона о защите конкуренции, за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ установлена административная ответственность за недобросовестную конкуренцию в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ определено, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Обязанность по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, в том числе антимонопольного законодательства, лежит на должностном лице - директоре ООО "Либерти" <__..>.
26 февраля 2019 года в отношении должностного лица - директора ООО "Либерти" <__..> в его отсутствии, уведомлен надлежащим образом, составлен протокол N АП4-7/19 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как установлено должностным лицом, рассматривающим данное дело (и подтверждается материалами дела), у <__..> имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.
Таким образом, должностное лицо - директор ООО "Либерти" <__..> совершил административное правонарушение, административная ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.
Вина <__..>. состоит в том, что он как руководитель ООО "Либерти" в период с апреля 2017 года по настоящее время допустил использование Обществом наименования (обозначения) "АПТЕЧНЫЙ СКЛАД" при оформлении аптек (аптечных пунктов) в Тамбовской области, которое вводит в заблуждение покупателей в отношении цены реализуемых лекарственных средств и в отношении продавца услуги, тем самым привлекая к себе покупателей и нанося убытки конкурентам в виде неполученной прибыли.
Время совершения административного правонарушения - с апреля 2017 года по настоящее время.
Место совершения правонарушения - Тамбовская область (места расположения аптек (аптечных пунктов) в соответствии с лицензией ООО "Либерти" N ЛО-68-02-000899 от 28 мая 2018 года).
Дело N АП4-7/19 об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ рассматривалось с учетом характера совершенного должностным лицом - директором ООО "Либерти" <__..> административного правонарушения, личности <__..>, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.
Доказательств малозначительности совершенного правонарушения при рассмотрении дела не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 14.33, статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьями 29.10, 29.11 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л А:
Признать <__..> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ - недобросовестная конкуренция на рынке розничной торговли лекарственными средствами Тамбовской области и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно Федеральному закону от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемых федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
УФК по Тамбовской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области)
ИНН 6831001163 КПП 682901001
Банк получателя: Отделение Тамбов
БИК 046850001
Счет: 40101810000000010005
ОКТМО 68701000001
Код дохода бюджетной классификации:
161 1 16 02010 01 6000 140
УИН 16100500000000070062
Назначение платежа - денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках.
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу 8(4752)71-35-33.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя С.В. Мазаева
Дедова Е.Н.
8 (4752) 71-34-29
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 7 мая 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.05.2019