Резолютивная часть решения оглашена 07 мая 2019 года. г. Курск
Решение в полном объеме изготовлено 14 мая 2019 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов, в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе:
Председатель Комиссии:
<...>
Члены комиссии:
<...>
рассмотрев дело N046/07/3-218/2019 по признакам нарушения ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 г.
N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в присутствии генерального директора АО "Теплоэнергосбытовая компания", в отсутствии представителя ООО "Система-МТ" (уведомлено о месте и времени рассмотрения дела),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель |
ООО "Система-МТ" ИНН 5015013763 ОГРН 1165032057520 |
Заказчик |
АО "Теплоэнергосбытовая компания" |
Организатор закупки |
АО "Теплоэнергосбытовая компания" |
Способ закупки |
запрос цен в электронной форме |
Предмет закупки |
право заключения договора на поставку минерального масла |
Правовой акт, регламентирующий закупочную деятельность (положение о закупке) |
Положение о закупке для нужд АО "Теплоэнергосбытовая компания", утв. Советом директоров АО "Теплоэнергосбытовая компания" 28 января 2019 г. Nб/н |
Информация о закупке размещена |
www.zakupki.gov.ru, закупка N31907631235, utp.sberbank-ast.ru, закупка N SBR003-190131673400001.1 |
Начальная (максимальная) цена договора |
2 642 142 руб. 75 коп. с НДС 2 201 785 руб. 62 коп. без НДС
|
Дата начала подачи заявок |
14.03.2019 г. в 12 ч. 00 мин. |
Дата окончания подачи заявок |
25.03.2019 г. в 09 ч. 00 мин. |
Дата рассмотрения заявок на участие в запросе цен |
25.03.2019 г. в 16 ч. 00 мин. |
Дата подведения итогов на участие в запросе цен |
01.04.2019 г. в 16 ч. 00 мин. |
Протоколы закупочной комиссии |
Протокол N001/2019 от 26.03.2019 г. |
Допущены к участию в закупке |
ООО "Бизнес Солюшнс"
|
Победитель закупки |
Закупка признана несостоявшейся |
Доводы жалобы |
По мнению ООО "Систем - МТ", решение закупочной комиссии по отстранению заявки участника ООО "Система-МТ" от дальнейшего участия в закупке по причине нарушения п.2.6 приложения 1 Извещения о закупке: "Участник должен быть дилером завода производителя, либо его полномочным представителем, что должно подтверждаться копией дилерского сертификата либо гарантийными письмами от завода производителя (или дилера) о предоставлении полномочий участнику или иными документами, подтверждающими связь завода производителя (или дилера) с участником закупки", необоснованно. В составе заявки ООО "Система-МТ" были представлены письма, подтверждающие связь заявителя с дилером завода производителя масла, предлагаемого к поставке. |
Доводы организатора закупки |
Заявка ООО "Система-МТ" была отклонена на основании нарушения п.2.6 закупочной документации: "Участник должен быть дилером завода производителя, либо его полномочным представителем, что должно подтверждаться копией дилерского сертификата либо гарантийными письмами от завода производителя (или дилера) о предоставлении полномочий участнику или иными документами, подтверждающими связь завода производителя (или дилера) с участником данной закупки". ООО "Система-МТ" предоставило в составе заявки письмо ООО "Ойл-Форби" от 08.05.2018 г. о том, что ООО "Система-МТ" является прямым партнером ООО "Ойл-Форби", который является официальным дистрибьютером компании EXXON MOBIL на территории Российской Федерации. Данный статус говорит о том, что ООО "Система-МТ" является покупателем продукции у ООО "Ойл-Форби", но не наделяет его полномочиями официального субдистрибьютера (данные полномочия предоставляются на основании дилерского договора). На основании этого закупочная комиссия отклонила заявку ООО "Система-МТ". В ходе рассмотрения жалобы доводы поддержаны.
|
Договор по итогам закупки на дату рассмотрения дела |
не заключен |
В соответствии с ч.1 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее ФЗ "О защите конкуренции") антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - ФЗ "О закупках").
Согласно ч.1 ст.2 ФЗ "О закупках" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу ч.2 ст.2 ФЗ "О закупках" положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.3 ФЗ "О закупках" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Во исполнение ч.2 ст.2 ФЗ "О закупках" АО "ТЭСК" в закупочной деятельности руководствуется Положением о закупке для нужд АО "Теплоэнергосбытовая компания", утв. Советом директоров АО "Теплоэнергосбытовая компания" 28 января 2019 г. Nб/н (далее - Положение).
По результатам рассмотрения жалобы и представленных участниками дела документов и пояснений, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующим выводам.
Пунктом 16 Извещения о закупке установлен перечень документов, которые должны содержаться в заявке участника, в т.ч. документы, подтверждающие квалификацию участника размещения заказа, в случае, если в извещении указаны требования к участнику: копия дилерского сертификата либо гарантийное письмо от завода производителя (или дилера) о предоставлении полномочий участнику или иные документы, подтверждающие связь завода производителя (или дилера) с участником данной закупки.
Пункт 19 Извещения устанавливает дополнительное требование к участникам закупки: "Участник закупки должен являться дилером, либо официальным представителем, либо дистрибьютором и т.п. завода изготовителя, что должно быть подтверждено соответствующими документами (п.2.6 Прил.1)".
Согласно п. 2.6 Приложения 1 Извещения участник должен быть дилером завода производителя, либо его полномочным представителем, что должно подтверждаться копией дилерского сертификата либо гарантийными письмами от завода производителя (или дилера) о предоставлении полномочий участнику или иными документами, подтверждающими связь завода производителя (или дилера) с участником данной закупки.
22 марта 2019 года ООО "Система-МТ" подало заявку на участие в закупке. В составе заявки общество приложило письмо компании "ExxonMobil Petroleum & Chemical, BVBA" (Бельгия) от 17.01.2019 г. о том, что ООО "Ойл-Форби" наделена всеми правами и возможностями официального дистрибьютора ExxonMobil, письмо ООО "Ойл-Форби" от 08 мая 2018 г. о том, что ООО "Система-МТ" является прямым партнером ООО "Ойл-Форби".
Протоколом N001/2019 от 26.03.2019 г. о рассмотрении заявок и подведении итогов для запроса цен в электронной форме заявка ООО "Система-МТ" была отклонена по причине нарушения п.2.6 Прил.1 Извещения.
Письмо компании "ExxonMobil Petroleum & Chemical, BVBA" (Бельгия) от 17.01.2019 г. и письмо ООО "Ойл-Форби" от 08 мая 2018 г. являются документами, подтверждающими связь завода изготовителя, предлагаемого к поставке масла, с ООО "Система-МТ".
Таким образом, заявка ООО "Система-МТ" содержала указанные п. 2.6 Приложения 1 Извещения документы, довод заявителя о неправомерном отклонении заявки на участие в запросе цен является обоснованным.
Кроме того, Комиссия Курского УФАС России, рассмотрев установленное Извещением о закупке ограничение: "Участник закупки должен являться дилером, либо официальным представителем, либо дистрибьютором и т.п. завода изготовителя, что должно быть подтверждено соответствующими документами", пришла к следующим выводам.
Согласно п.1 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Установленные заказчиком требования не относятся к техническим или функциональным характеристикам товара либо к иным характеристикам, связанным с определением соответствия поставляемого товара и требуемым к включению в документацию на основании пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках. Такие требования также не характеризуют квалификационный уровень поставщика товара и приводят к необоснованному ограничению конкуренции, поскольку потенциальный участник закупки может не быть изготовителем товара, равным образом являясь участником рынка, осуществляющим поставку требуемого товара надлежащим образом.
Кроме того, предъявленные к участникам требования сами по себе не могут гарантировать надлежащего исполнения обязательства по поставке оборудования. Гарантии исполнения обязательств по договору могут обеспечиваться предъявлением к поставщику квалификационных требований, в частности о наличии опыта поставки на соответствующем товарном рынке.
Данная позиция подтверждена Обзором судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 г.
Таким образом, установление в документации о закупке условия, согласно которому участник закупки должен являться производителем поставляемого товара либо обладать соответствующим правом на поставку, нарушает п.2 ч.1 и ч.6 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 22, 23, ч. 1 ст. 17, ст. 18.1, 41, 49 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Система-МТ" обоснованной.
Признать АО "Теплоэнергосбытовая компания", закупочную комиссию АО "Теплоэнергосбытовая компания" нарушившими п.2 ч.1 и ч.6 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В целях устранения нарушения выдать заказчику АО "Теплоэнергосбытовая компания" обязательное для исполнение предписание.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 7 мая 2019 г. N 046/07/3-218/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.05.2019