Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Управления Гудкевич Е. В.,
члены Комиссии - начальник отдела контроля органов власти и рекламы Семенюк А. В., специалист-эксперт Волкова Л. А.,
рассмотрев дело N 04-01/05-19 по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту размещения рекламы кальянов с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителя ООО "Барин", по доверенности от 12.02.2019 г. , а также гражданина, назвавшегося , без документов, подтверждающих личность, привлеченных к участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
УСТАНОВИЛА:
Указанные лица, привлеченные к участию в деле, пояснили, что кальян-мастер не имеет статуса индивидуального предпринимателя, оказывает услуги предоставления кальянов для курения для ограниченного круга лиц в части помещения ресторана "Белый кролик" на основании договора аренды. Вместе с тем, указанный договор аренды лицами не предоставлен в материалы дела.
Дело возбуждено по признакам нарушения пункта 8 статьи 7, пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе").
Рассмотрев материалы дела, представленные документы и пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Ярославским УФАС России в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 15 января 2019 г. установлен факт распространения информации следующего содержания: "Always the BEST ЛУЧШИЕ КАЛЬЯНЫ 600 р SMOKE me" на рекламном штендере, расположенном перед входом в ресторан "Белый кролик" по адресу: г. Ярославль, ул. Свободы, 2.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.
Пункт 2 той же статьи определяет объект рекламирования как товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация, размещенная на указанном рекламном штендере, обладает всеми вышеперечисленными признаками и, следовательно, является рекламой. Объектами рекламирования в данном случае выступают кальяны.
В соответствии с пунктом 8 статьи 7 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.
Поскольку в данном случае рекламируются кальяны, то установлено нарушение пункта 8 статьи 7 ФЗ "О рекламе".
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
На основании пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Рассматриваемая реклама содержит утверждение "лучшие кальяны", что является нарушением пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", поскольку указание "лучшие кальяны" означает, что кальяны в других заведениях, такой характеристикой не обладают и не относятся к числу "лучших".
Доказательств достоверности и обоснованности данного утверждения в рекламе сторонами в материалы дела не предоставлено.
Установлено, что деятельность в ресторане "Белый кролик", у входа в который расположен рассматриваемый рекламный штендер, осуществляет ООО "Барин" (ИНН 7604301765).
Представитель ООО "Барин" на заседании Комиссии 28.03.2019 г. пояснил, что данная организация в помещении ресторана "Белый кролик" оказывает услуги общественного питания, каких-либо иных услуг, в том числе связанных с использованием кальянов в указанном ресторане не оказывается. Штендер с рассматриваемой рекламой ООО "Барин" не принадлежит. 01.12.2018 г. данной организацией с владельцем указанного штендера заключен договор о размещении на части штендера рекламно-информационных сведений, касающихся услуг общественного питания, оказываемых рестораном "Белый кролик". Макет рекламно-информационных материалов был согласован сторонами и нанесен на одну из частей принадлежащего ему штендера.
Копии аналогичных письменных пояснений представлены в материалы дела.
Кроме того, к указанным письменным пояснениям приложены копии договора от 01.12.2018 г., заключенного с на размещение рекламы услуг общественного питания, с приложением N 1 (макета рекламы), акта приемки от 11.01.2019 г., расходного кассового ордера N 1 от 11.01.2019 г.
На заседании Комиссии 23.04.2019 г. представителем ООО "Барин" в материалы дела предоставлен договор аренды нежилого помещения от 01.11.2017 г., заключенного данной организацией с ООО "Рестораны провинции", являющимся арендодателем помещения, в котором располагается ресторан "Белый кролик" и осуществляет деятельность ООО "Барин".
Комиссией установлено, что в пункте 2.4.13 данного договора аренды указано, что арендатор ООО "Барин" обязуется не сдавать помещение и имущество в субаренду (как в целом, так и частично), не передавать права пользования помещением в качестве залога, взноса в совместную деятельность в уставные капиталы предприятий, не заключать иных сделок по распоряжению правами на помещение и имущество без предварительного письменного разрешения арендодателя.
Кроме того, ООО "Барин" не предоставлено в материалы дела разрешение арендодателя ООО "Рестораны провинции" на сдачу в субаренду указанного помещения или его части , а также договор аренды с самим .
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пункта 8 статьи 7, пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 данного закона несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе", рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "Барин", поскольку как следует из имеющихся в материалах дела документов и пояснений, рекламируемые услуги оказывались в ресторане "Белый кролик", рассматриваемая реклама также располагалась перед входом в данное заведение, в котором деятельность осуществляет ООО "Барин".
Доказательств оказания рекламируемых услуг, а также размещения рассматриваемой рекламы иными лицами, либо , сторонами в материалы дела не предоставлено.
Следовательно, ООО "Барин" как рекламодатель рассматриваемой рекламы нарушило требования пункта 8 статьи 7, пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5-ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.
Доказательств устранения нарушения, в частности, фотофиксации сторонами в материалы дела также не предоставлено.
Ответственность за нарушение требований пункта 8 статьи 7, пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 4, 37-43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "Always the BEST ЛУЧШИЕ КАЛЬЯНЫ 600 р SMOKE me", размещенную на рекламном штендере, расположенном перед входом в ресторан "Белый кролик" по адресу: г. Ярославль, ул. Свободы, 2, поскольку в данном случае нарушены требования пункта 8 статьи 7, пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Барин" предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "14" мая 2019 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е. В. Гудкевич
Члены Комиссии: А. В. Семенюк
Л. А. Волкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 23 апреля 2019 г. N 04-01/05-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.05.2019