Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждении порядка рассмотрения жалоб (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя комиссии: |
<_>; |
Члены комиссии |
<_>; <_>; <_>; <_>; |
при ведении аудиозаписи заседания Комиссии,
при участии:
- <_> - представителя ГАУЗ КО ОДКБ (доверенность от 30.04.2019 г. б/н),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ВИАЛ" и материалы жалобы N 042/07/3-649/2019,
У С Т А Н О В И Л А:
Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба ООО "Торговый дом "ВИАЛ" (далее - ООО "ТД "ВИАЛ", Заявитель) (вх. N 2119э от 24.04.2019 г.) на действия заказчика - Государственного автономного учреждения здравоохранения Кемеровской области "Областная детская клиническая больница" (далее - ГАУЗ КО ОДКБ, Заказчик) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку лекарственных средств для нужд ГАУЗ КО ОДКБ, извещение опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru, 17.04.2019 г. под N 31907778678 (далее - Закупка).
По мнению Заявителя, Заказчик ограничил число участников закупки, включив в техническое задание требование о поставке МНН: Цефтриаксон+[Сульбактам] препарат представляет собой порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения. В 1 флаконе содержится цефтриаксон (цефтриаксон натрия трисесквигидрат) - 1000,00 (1193,0) мг и сульбактам (сульбактам натрия) - 500,00 (547) мг., с учетом того, что данный препарат выпускает только один производитель, аналогов указанного препараты не существует, предложить эквивалент по указанной позиции не представляется возможным.
Кроме того, согласно проекту договора расчеты с Поставщиком осуществляются в течение ста восьмидесяти дней, тогда как срок оплаты товаров по договору, заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять 30 календарных дней.
Уведомлением Кемеровского УФАС России от 25.04.2019 г. N 05/4532 рассмотрение жалобы N 042/07/3-649/2019 было назначено на 08.05.2019 года в 11 часов 20 минут. Данное уведомление было направлено посредством электронной почты в адреса: ООО "ТД "Виал", ГАУЗ КО ОДКБ оператору электронной площадки.
В связи с тем, что ООО "ТД "Виал" было надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения жалобы N 042/07/3-649/2019, Комиссия решила рассмотреть данную жалобу в отсутствие представителя Заявителя.
08.05.2019 г. представители ГАУЗ КО ОДКБ пояснил следующее: заказчик самостоятельно принимает решение при формировании извещения на поставку лекарственных средств учитывая при этом требования действующего законодательства в данной сфере и потребности в определенных лекарственных средствах. Заказчик закупает спорное лекарственное средство в целях терапии пациентов с клинической картиной, указанной в инструкции по применению на указанный препарат. Подробно доводы Заказчика изложены в возражениях на жалобу (вх. N 2811 от 06.05.2019 г.).
Изучив имеющиеся материалы жалобы N 042/07/3-649/2019, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
При проведении закупочной деятельности Заказчик руководствуется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГАУЗ КО ОДКБ, утвержденным наблюдательным советом 08.10.2018 г. (далее - Положение), которое разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Порядок проведения запроса котировок в электронной форме регулируется Разделом 5 Положения.
Согласно пункту 1 подраздела 1 раздела 5 Положения под запросом котировок понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
Согласно пункту 4 подраздела 1 Раздела 5 Положения при проведении запроса котировок в электронной форме Заказчик не составляет документацию о закупке.
В соответствии с пунктом 5 подраздела 1 Раздела 5 Положения Заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении запроса котировок в электронной форме.
Согласно подпункту 2 пункта 1 подраздела 2 Раздела 5 в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме должны быть включены сведения, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В Разделе 9 Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку лекарственных средств для нужд ГАУЗ КО ОДКБ (далее - Извещение) "Описание объекта закупки" установлены требования:
Требования к безопасности товара, работы, услуги: Соответствие стандартам безопасности, действующим на территории Российской Федерации, в том числе Федеральному закону Российской Федерации от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
Требования к качеству товара, работы, услуги: При поставке качество поставляемого товара полностью соответствует требованиям нормативно-технической документации, действующей на территории РФ, в подтверждении чего при поставке каждой партии товара предоставляются надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие качество товара.
Требования к техническим характеристикам товара, работы, услуги:
Наименование поставляемого товара |
Требования к техническим характеристикам поставляемого товара |
Лекарственные средства, в том числе: | |
1. МНН: Цефтриаксон |
Препарат представляет собой порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения, содержащий в 1 флаконе цефтриаксона натриевую соль (в пересчете на активное вещество) 1,0 г в комплекте с растворителем вода для инъекций в ампулах объемом 5 мл. Инструкция по применению не должна содержать указаний на риск поражения почек при одновременном применении с аминогликозидами и петлевыми диуретиками. В инструкции по применению должны отсутствовать указания на усиление действия антиагрегантов (НПВС, салицилаты) и антикоагулянтов при одновременном приеме препарата, сопровождающееся увеличением риска кровотечений, а также на дисульфирамоподобные реакции при использовании препарата с этанолом. Активен в отношении Acinetobacter calcoaceticus. |
2. МНН: Цефтриаксон+[Сульбактам] |
Препарат представляет собой порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения. В 1 флаконе содержится цефтриаксон (цефтриаксон натрия трисесквигидрат) - 1000,00 (1193,0) мг и сульбактам (сульбактам натрия) - 500,00 (547) мг. |
Требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги:
Наименование поставляемого товара |
Требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) поставляемого товара |
Лекарственные средства, в том числе: | |
1. МНН: Цефтриаксон |
Антибиотик, цефалоспорин. |
2. МНН: Цефтриаксон+[Сульбактам] |
Антибиотик-цефалоспорин+бета-лактамаз ингибитор. |
17.04.2019 г. ГАУЗ КО ОДКБ на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку лекарственных средств, включающая в себя извещение с проектом договора.
Дата и время окончания подачи заявок 25.04.2019 в 09:00 (МСК+4).
Дата подведения итогов 25.04.2019 (МСК+4).
Проанализировав Извещение и документа, предоставленные ГАУЗ КО ОДКБ Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов ООО "ТД "Виал" на основании следующего:
При описании спорного лекарственного средства Заказчик руководствовался, в том числе требованиями пункта 2 части 1 статьи 4 согласно которого установлено, что основными принципами охраны здоровья является принцип приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Заказчик закупает Цефтриаксон+[Сульбактам] в целях терапии пациентов с клинической картиной, указанной в инструкции по применению на указанный препарат.
Согласно Государственному информационному стандарту лекарственного средства (ОСТ ГИСЛС N 91500.05.002-2001), утвержденному Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.03.2001 N 88, инструкция по применению лекарственного препарата для специалистов медицинских организаций является официальным документом, содержащим информацию о лекарственном препарате и (или) изделии, необходимую и достаточную для его эффективного и безопасного медицинского применения.
Пунктом 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что в описании предмета закупки указываются функциональные (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках Заказчик кроме прочего при осуществлении закупок должен исходить из целей своевременного и полного удовлетворения потребностей своих нужд.
При проведении данной Закупки Заказчиком были учтены потребности ГАУЗ КО ОДКБ в спорном препарате на основании протокола N 1 от 10.01.2018 г. заседания формулярного комитета ГАУЗ КО ОДКБ.
Согласно выписке из протокола заседания формулярной комиссии ГАУЗ КО ОДКБ Цефтриаксон+[Сульбактам] имеет ряд преимуществ перед другими ингибиторами (преимущества приведены в протоколе).
Кроме того, Цефтриаксон+[Сульбактам] рекомендован для применения Участниками Совета экспертов по вопросу использования ингибиторозащищенных бета-лактамов в лечении внебольничных и нозокоминальных инфекций (резолюция Совета имеется в материалах жалобы).
Указание Заказчиком в Извещении конкретных требований к поставляемым товарам не ограничивает количество участников размещения закупки, так как извещение о проведении запроса котировок в электронной форме не содержит указаний на фирменное наименование, место происхождения товара или наименование производителя, а также иных требований к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Все участники закупки имеют равные условия, при подаче заявки и могут предлагать к поставке товары, полностью соответствующие Извещению. В Извещении также отсутствует требование о наличии товара у участника закупки на момент подачи заявки.
Учитывая, что лекарственные препараты находятся в свободном обращении на Российском фармацевтическом рынке, и запрос котировок объявлен на поставку товара, а не на его производство, в запросе котировок могло участвовать неограниченное количество поставщиков, способных предложить к поставке препарат с требуемыми характеристиками.
Довод Заявителя о том, что установление в проекте договора срока оплаты поставляемого товара в течение 180 дней, нарушает права и законные интересы участников, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, так же не нашел своего подтверждения, исходя из следующего:
Подразделом 12 Раздела 1 Положения предусмотрено, что особенности проведения закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление N 1352).
С учетом того, Заказчик в своем Положении установил особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц, соответственно требования Постановления N 1352 обязательны для применения Заказчиком.
В Извещении не указаны преференции и (или) особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 4 Извещения участником закупки может любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (вместе с "Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема", "Требованиями к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства") Заказчики, зарегистрированные в Едином государственном реестре юридических лиц после вступления в силу настоящего Положения, применяют настоящее Положение с 1 января года, следующего за годом, в котором такие заказчики были зарегистрированы.
Согласно пункту 4 Постановления 1352 закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Федеральным законом (далее - положение о закупке), торгов, иных способов закупки:
а) участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства;
б) участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;
в) в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно п. 14(3) Постановления N 1352 при осуществлении закупки в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 настоящего Положения срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более 30 календарных дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу договора).
Следовательно, в силу того, что при проведении данной закупки, участниками которой могут быть любые лица, у Заказчика отсутствует обязанность устанавливать в проекте договора срок оплату не более 30 календарных дней.
Однако с учетом того, что требование п. 14(3) Постановления N 1352 является обязательным к применению для ГАУЗ КО ОДКБ, то срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору, заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более 30 календарных дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору.
Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ТД "ВИАЛ" на действия заказчика ГАУЗ КО ОДКБ при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на поставку лекарственных средств для нужд ГАУЗ КО ОДКБ (извещение N 31907778678) необоснованной.
Заместитель председателя комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
|
|
|
|
Примечание. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 8 мая 2019 г. N 042/07/3-649/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.05.2019