по результатам рассмотрения жалобы
ООО "Стройресурс"
Дело N 021/06/64-121/2019 г. Чебоксары
Резолютивная часть решения оглашена 06 мая 2019 года.
Решение изготовлено в полном объеме 13 мая 2019 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017
N 4 в составе:
<_>;
в присутствии от заказчика - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Ишлейская средняя общеобразовательная школа" Чебоксарского района Чувашской Республики - <_> - директора,
в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Стройресурс", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройресурс" (далее - ООО "Стройресурс") на положения аукционной документации Заказчика - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Ишлейская средняя общеобразовательная школа" Чебоксарского района Чувашской Республики при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт МБОУ "Ишлейская СОШ" Чебоксарского района Чувашской Республики, 429520, Чебоксарский район, с.Ишлеи, ул.Советская, д.58 (изв. N 0315300040519000009), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 26.04.2019 поступила жалоба ООО "Стройресурс" на положения аукционной документации Заказчика - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Ишлейская средняя общеобразовательная школа" Чебоксарского района Чувашской Республики при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт МБОУ "Ишлейская СОШ" Чебоксарского района Чувашской Республики, 429520, Чебоксарский район, с.Ишлеи, ул.Советская, д.58 (изв. N 0315300040519000009), (далее - Электронный аукцион).
В жалобе указывается, что аукционная документация Заказчика не соответствует требованиям Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
- положения проекта контракта, размещенного в составе документации об электронном аукционе, не содержат условий о сроке оплаты выполненных работ;
- дополнительные требования к участнику закупки относительно наличия опыта работы, связанного с предметом контракта, установлены без учета вступивших в силу изменений в законодательство Российской Федерации.
На основании изложенного заявитель просит провести проверку доводов, изложенных в жалобе, и выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
Представитель Заказчика нарушений законодательства о контрактной системе не признал, указал, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе, просил признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
12.04.2019 в 14 час. 06 мин. Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0315300040519000009 о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт МБОУ "Ишлейская СОШ" Чебоксарского района Чувашской Республики, 429520, Чебоксарский район, с. Ишлеи, ул. Советская, д.58, с начальной (максимальной) ценой контракта 16 986 586, 00 руб.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе:
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Относительно довода Заявителя о том, что положения проекта контракта, размещенного в составе документации об электронном аукционе, не содержат условий о сроке оплаты выполненных работ, Комиссией установлено следующее.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (часть 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Положениями статьи 95 Закона о контрактной системе устанавливается запрет на изменение существенных условий контракта при его исполнении за исключением отдельных случаев.
Таким образом, условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги необходимо предусматривать при утверждении и размещении документации об электронном аукционе.
Комиссией установлено, что положения проекта контракта в рассматриваемой закупке условий о порядке и сроках оплаты выполненных работ не содержат, что не соответствует требованиям пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Следовательно, данный довод Комиссия признает обоснованным.
По доводу Заявителя о том, что дополнительные требования к участнику закупки относительно наличия опыта работы, связанного с предметом контракта, установлены Заказчиком без учета вступивших в силу изменений в законодательство Российской Федерации, установлено следующее.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Во исполнение требований Закона о контрактной системе утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 8 Информационной карты документации об электронном аукционе участники закупки должны иметь опыт исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Указанное требование установлено на основании части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 17 Информационной карты документации об электронном аукционе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе:
- копию исполненного контракта (договора);
- копию акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Наряду с изложенным, постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 N 294 "О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г.
N 99" в пункт 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99 были внесены изменения, вступившие в законную силу 02.04.2019.
Положения пункта 2 Приложения N 1 действующей редакции Постановления N 99 содержат следующие требования:
При выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей необходимо наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:
не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей;
не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 1 млрд. рублей.
В качестве документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, необходимо представить:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Установленное Заказчиком требование о том, что подтверждением наличия опыта исполнения контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта будет являться исполненный контракт (договор), стоимость которого составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия признает данный довод Заявителя обоснованным, а в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО "Стройресурс" обоснованной, а в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 31, пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Комиссия считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013
N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Стройресурс" на положения аукционной документации Заказчика - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Ишлейская средняя общеобразовательная школа" Чебоксарского района Чувашской Республики при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт МБОУ "Ишлейская СОШ" Чебоксарского района Чувашской Республики, 429520, Чебоксарский район, с.Ишлеи, ул.Советская, д.58 (изв. N 0315300040519000009) обоснованной.
Признать в действиях Заказчика - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Ишлейская средняя общеобразовательная школа" Чебоксарского района Чувашской Республики нарушение части 4 статьи 31, пункта 1 части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 6 мая 2019 г. N 021/06/64-121/2019 (ключевые темы: начальная (максимальная) цена контракта - объекты капитального строительства - капитальный ремонт - документация об электронном аукционе - государственные и муниципальные нужды)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.05.2019