Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>
при участии представителя от ФГУП "Охрана" Росгвардии - <...>
в отсутствие представителей ООО "Каскад", ООО "РТС-тендер" (извещены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 12.04.2019 N ПО/17786/19);
рассмотрев жалобу ООО "Каскад" (далее - Заявитель, Общество) на действия ФГУП "Охрана" Росгвардии (далее также - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку промышленных противогазов для нужд филиала по Ставропольскому краю (реестровые N 31907721232) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в ненадлежащем формировании Закупочной документации, влекущее ограничение конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной комиссии или Закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной или Закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках). Указанное Положение о закупках в редакции, действующей на дату размещения извещения о проведении Закупки, размещено в ЕИС - 29.01.2019.
Извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора в размере 711 706,46 руб. размещено на Официальном сайте 02.04.2019.
Заявитель оспаривает содержание в Закупочной документации положений, регламентирующих проведения Аукциона.
В соответствии с пунктом 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках документация о конкурентной закупке должна содержать формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке
Так, согласно размещенной на Официальном сайте информации закупочная процедура проходит в форме запроса котировок. Однако, в пункте 28 Информационной карты указано следующее: "со дня размещения извещения о проведения Аукциона и аукционной документации в Единой информационной системе в сфере закупок, а также на сайте Оператора электронной торговой площадки любой участник процедуры закупки вправе направить Заказчику запрос о разъяснении положений аукционной документации. При этом такой запрос направляется участником процедуры закупки через сайт Оператора электронной торговой площадки.
Не позднее трех рабочих дней с даты получения запроса на разъяснение аукционной документации от Оператора электронной торговой площадки Заказчик формирует разъяснение положений аукционной документации и направляет его Оператору электронной торговой площадки для размещения на сайте Оператора электронной торговой площадки, а также в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом Заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за 3 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке".
На заседании Комиссии представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы и пояснил, что данные обстоятельства возникли в результате технической ошибки.
Таким образом, Комиссия, оценив обоснованность довода жалобы, возражения Заказчика, приходит к выводу о ненадлежащем формировании Заказчиком Закупочной документации в указанной части, устанавливает нарушение пункта 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках и признает довод жалобы обоснованным.
Также Заявитель считает неправомерным непродление сроков подачи заявок на участие в Закупке на срок, соответствующий нормам Положения о закупках.
Согласно данным ЕИС 05.04.2019 в 14:10 Заказчик внес изменения в Закупочную документацию.
Согласно части 11 статьи 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.
В соответствии с пунктом 8.2.3 Положения о закупках Заказчик при осуществлении закупки у СМП в виде запроса котировок в электронной форме размещает в ЕИС извещение о проведении закупки не позднее чем за 4 рабочих дня до срока окончания подачи заявок.
Таким образом, Заказчик должен был продлить срок окончания подачи заявок на участие в Закупке до 14:10 09.04.2019. Однако, Заказчик не продлил названный срок, а оставил его в первоначальной редакции извещения, то есть до 10:00 09.04.2019.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что нарушение по непродлению сроков не является существенным, так как у потенциального участника были выходные дни для формирования своей заявки.
Комиссия оценивает доводы Заказчика критически, так как изменения были внесены в Техническое задание, то есть изменения коснулись непосредственных требований к поставляемой продукции, а равно предмета договора, что может оказать существенное влияние на рассмотрение заявки и последующее заключение договора.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком части 11 статьи 4 Закона о закупках и признает данный довод жалобы обоснованным.
Обществом также обжалуется факт несоответствия Технического задания и Спецификации, в размещенной Закупочной документации.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках документация о конкурентной закупке должна содержать требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
На заседании Комиссии представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы и пояснил, что при размещении Закупочной документации произошла техническая ошибка, которая была исправлена внесением изменений 05.04.2019.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о ненадлежащем формировании Заказчиком требований к поставляемой продукции и признает нарушение пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Также, по мнению Заявителя, Заказчик при формировании требований к продукции указал фирменное наименование без указания на возможность поставки эквивалента, которое ограничивает количество участников Закупки и создает преимущества производителю конкретной продукции.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках документация о конкурентной закупке должна содержать требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 2 Технического задания противогаз должен быть оснащен лицевой частью ШМ-2012, обеспечивающей площадь поля зрения не менее 70%; фильтром комбинированным марки A2B2E2K2AXP3D, соответствующим ГОСТ 12.4.235-2012.
Как следует из текста жалобы, лицевая часть "ШМ-2012" производится только АО "Тамбовмаш".
По данному доводу представитель Заказчика пояснил, что аббревиатура "ШМ-2012" по смыслу статей 1473, 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации не является ни фирменным наименованием, ни товарным знаком. Кроме того, противогазы с указанной лицевой частью производят АО "Тамбовмаш" и АО "Сорбент", что позволяет потенциальному участнику приобрести необходимую продукцию для участия в Закупке.
При этом на вопрос Комиссии о том, в чем заключается важность поставки противогаза именно с лицевой частью ШМ-2012, представитель Заказчика ответить затруднился.
Кроме того, подтверждением факта ограничения конкуренции служит то обстоятельство, что на участие в Закупке была подана только одна заявка.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу об обоснованности названного довода жалобы и признает в действиях Заказчика нарушение принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленных в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Каскад" (ОГРН: 1197746046728, ИНН: 7728458261) на действия ФГУП "Охрана" Росгвардии" (ОГРН: 1057747117724, ИНН: 7719555477) при проведении Закупки обоснованной.
Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 1, 11 части 10 статьи 4, части 11 статьи 4 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 апреля 2019 г. N 077/07/00-1660/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.05.2019