Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>
при участии представителя ФГУП "Охрана" Росгвардии - <...>
в отсутствие <...> (извещен надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 19.04.2019 N ПО/19021/19);
рассмотрев жалобу <...> (далее также - Заявитель) на действия ФГУП "Охрана" Росгвардии (далее также - Заказчик) при проведении запроса котировок на право заключения договора на оказание услуг по доставке работников для нужд филиала по Архангельской области (реестровый N 31907694591) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в неверном избрании способа осуществления закупочной процедуры, неразмещении обоснования НМЦД и размещении протокола рассмотрения и оценки заявок без подписей членов Закупочной комиссии.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной комиссии или Закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной или Закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках). Указанное Положение о закупках в редакции, действующей на дату размещения извещения о проведении Закупки, размещено в ЕИС - 29.01.2019.
27.03.2019 на Официальном сайте размещено извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора в размере 973 500,00 руб.
Изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.
По мнению Заявителя, в соответствии с положениями распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" Заказчику надлежало проводить закупочную процедуру в форме электронного аукциона, а не в форме запроса котировок.
Также Заявитель оспаривает неуказание в составе Закупочной документации порядка формирования цены договора.
Оценив вышеизложенные доводы Заявителя, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные доводы направлены на оспаривание Закупочной документации.
Согласно извещению о проведении Закупки сроком окончания подачи заявок является 04.04.2019.
При этом в соответствии с протоколом от 04.04.2019 N 31907694591-01 Заявитель подал заявку на участие в Закупке. Более того, Заявитель в результате участия в Закупке не стал победителем и обжалование положений документации фактически имеет своей целью отмену процедуры в связи с результатом, не устроившим Заявителя.
Комиссия отмечает, что оспариваемые Заявителем положения Закупочной документации, по его мнению, ограничивающие конкуренцию, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями такой документации.
Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации,
не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, "действия в обход закона" с противоправной целью,
а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что обжалование Заявителем положений Закупочной документации после принятия участия в самой закупочной процедуре не подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, так как Заявитель, принимая участие в публично-правовой процедуре, в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими положениям антимонопольного законодательства, в связи с чем обжалование участником Закупки положений Документации после окончания срока подачи заявок свидетельствует о злоупотреблении своим правом на обжалование процедуры.
Таким образом, Заявитель не может обжаловать указанные действия Заказчика при проведении Закупки, в связи с чем у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы Заявителя.
Заявитель также обжалует размещение на Официальном сайте протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке без подписей Закупочной комиссии.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что согласно нормам Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" и в рамках применения Закона о закупках при осуществлении закупок в электронной форме все документы при размещении на электронной торговой площадке подписываются электронной подписью уполномоченного лица. При этом действующее законодательство в сфере закупок не содержит нормы, обязывающей Заказчика размещать в ЕИС протокол со всеми подписями членом Закупочной комиссии.
Комиссия оценивает довод названный довод Заявителя критически в связи с тем, что Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. В данном случае Заявителем не указано на основании какой нормы права Заказчику надлежит публиковать протокол с подписями членов Закупочной комиссии, подписавших его, в также не представлено доказательств того, что оспариваемые действия Заказчика каким-либо образом нарушают его права и законные интересы.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 10 статьи 3, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Оставить жалобу Заявителя на действия ФГУП "Охрана" Росгвардии (ОГРН: 1057747117724, ИНН: 7719555477) при проведении Закупки без рассмотрения в части обжалования Закупочной документации, в остальной части признать необоснованной.
Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 19.04.2019 N ПО/19021/19.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 апреля 2019 г. N 077/07/00-2251/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.05.2019