Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
*** |
-заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель комиссии; |
*** |
-начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии; |
***
|
-главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,
|
рассмотрев дело N010/05/5-234/2019, возбужденное в отношении ООО "Информационно-рекламное агентство "КАРЕЛИЯ.НЬЮС" (ИНН ***, дата регистрации 24 мая 2016 года; адрес: ***) по признакам нарушения части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе", Закон) по факту распространения в сети интернет рекламы зрелищного мероприятия без указания категории информационной продукции,
в присутствии директора и учредителя ООО "Информационно-рекламное агентство КАРЕЛИЯ.НЬЮС" - Г.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Карельского УФАС России 19 марта 2019 года (вх. N1260) из Управления Роскомнадзора по Республике Карелия поступило заявление Ш. (далее - заявитель) по факту публикации на сайте сетевого издания "КАРЕЛИЯ.НЬЮС" рекламы концерта исполнителя FEDUK без указания возрастных ограничений.
При осмотре представленных материалов установлено, что на интернет портале Республики Карелия "Karelia.news" по адресу www.karelia.news/afisha/full/10549 была размещена информация в виде текста и непосредственно афиши (постера) о предстоящем концерте музыкального исполнителя FEDUK (концерт был запланирован на 16 марта 2019 года в караоке-клубе SOLO). Вместе с тем ни в текстовой информации, ни на самой афише указания категории информационной продукции не было (фото ниже).
На момент возбуждения настоящего дела страница по адресу www.karelia.news/afisha/full/10549 удалена.
В ходе рассмотрения заявления установлено, что под брэндом Karelia.news осуществляет свою деятельность общество с ограниченной ответственностью "Информационно-рекламное агентство "КАРЕЛИЯ.НЬЮС" (ИНН 1001311138), директором и учредителем которого является Г.
В целях полного и всестороннего рассмотрения поступившего заявления 28 марта 2019 года в адрес информационно-рекламного агентства "КАРЕЛИЯ.НЬЮС" был направлен запрос N03-01/59/116. Отвечая на указанный запрос, директор информационно-рекламного агентства "КАРЕЛИЯ.НЬЮС" Г. письмом (вх от 08 апреля 2019 года вх. N1749 пояснил следующее.
Раздел "Городская Афиша" на сайте Карелия.ньюс (www.karelia.news) заполняется двумя способами. Первый - автоматический импорт событий в Петрозаводске, размещенных на портале Рамблер.Касса (https://kassa.rambler.ru/). Второй способ - ручной, когда менеджер вносит мероприятие, подгружает файл афиши, устанавливает все реквизиты, данные и текст. При импорте событий с Рамблер.Кассы данные возрастных ограничений, указанные в афише мероприятия, автоматически попадают на сайт Карелия.ньюс. При ручном занесении информации система настроена так, что если менеджер не внесет данные о возрастных ограничениях, система не позволит опубликовать афишу мероприятия. Все данные о возрастных ограничениях можно посмотреть на основной странице Афиши. В верхнем правом углу всегда есть значок ограничений для данного мероприятия. Так же было и с концертом FEDUK. На основной странице Афиши транслировался значок возрастного ограничения 18+. Пользователь (посетитель, читатель) может попасть на внутреннюю страницу мероприятия только через главную страницу афиши, где возрастные ограничения указаны ярко и доступно. Далее, на внутренней странице указатель возрастных ограничений или есть в самой Афише или дублируется дополнительной строкой.
Г. также сообщил, что на момент появления жалобы на сайте был небольшой технический сбой и дополнительная дублирующая строка на внутренней странице Афиши не транслировалась, но на главной странице возрастные ограничения были всегда, они достаточно заметны для посетителей - выведены в отдельное окно и выделены цветом.
В связи с вышеуказанным, по мнению директора информационно-рекламного агентства "Карелия.ньюс", требования законодательства об указании возрастных ограничений выполняются всегда и в полном объеме. Отсутствие дополнительной дублирующей строки на внутренней странице Афиши при ее отсутствии в самой картинке Афиши не обозначает, что читатель не видел эти указания на главной странице Афиши.
В настоящее время трансляция дополнительной дублирующей строки о возрастных ограничениях на внутренней странице мероприятия восстановлена, за ее работоспособностью установлен дополнительный ежедневный контроль.
Письмом от 26 апреля 2019 года (вх. от 30 апреля 2019 года N2171) Г. поддержал позицию, изложенную в письме вх. от 08 апреля 2019 года N1749, дополнительно обратив внимание, что в дальнейшем будет уделять больше внимания подобной рекламе зрелищных мероприятий, а также ограничивать рекламу "некорректных музыкантов", не смотря на наличие в их афишах знаков возрастных ограничений.
На заседании комиссии Карельского УФАС России Г. с правонарушением согласился, указав, что на сегодняшний момент установить дату размещения рассматриваемой информации невозможно.
Проанализировав имеющиеся документы и сведения, нормативную правовую базу в области рекламного законодательства комиссией установлено следующее.
В соответствии со статьей 1 ФЗ "О рекламе" его целями являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
ФЗ "О рекламе" применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации (статья 2 ФЗ "О рекламе").
В соответствии с частью 1 статьи 33 ФЗ "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В статье 3 ФЗ "О рекламе" определены основные понятия. Так, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно разъяснениям ФАС России от 05 апреля 2007 года NАЦ/4624 под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08 октября 2012 года N58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ "О рекламе" информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым ФЗ "О рекламе".
Рассматриваемая информация полностью подпадает под определение, содержащееся в статье 3 ФЗ "О рекламе" (соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы), так как распространяется посредством сети Интернет, адресована неопределенному кругу лиц (то есть не персонифицирована) и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (концерт музыкального исполнителя FEDUK).
Согласно части 10.1 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - ФЗ "О защите детей"), без указания категории данной информационной продукции.
Статья 2 ФЗ "О защите детей содержит следующие понятия:
- информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи;
- зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий;
- знак информационной продукции - графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Положениями названной нормы установлен запрет на размещение рекламы, содержащей информацию, распространяемую посредством зрелищных мероприятий.
Исходя из буквального толкования положений пункта 5 статьи 2 ФЗ "О защите детей", речь в настоящем случае идет не только об информации, полученной в результате проведения такого мероприятия, но и об информации, которая может быть получена при проведении соответствующего мероприятия.
Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации (часть 1 статьи 6 ФЗ "О защите детей").
В силу части 3 статьи 6 ФЗ "О защите детей" классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
Информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
В соответствии с частью 1 статьи 12 ФЗ "О защите детей" производителем и (или) распространителем информационной продукции осуществляется обозначение ее категории знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей с указанием цифры и знака "плюс" или соответствующего текстового предупреждения.
Согласно пункту 5 части 4 статьи 11 ФЗ "О защите детей" оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную статьей 5 настоящего Федерального закона, без знака информационной продукции не допускается, за исключением периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера.
Учитывая, что объектом рекламирования на сайте www.karelia.news является зрелищное мероприятие, размещение рекламы без указания категории информационной продукции является неправомерным и свидетельствует о несоблюдении требований части 10.1 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Довод директора ООО "Информационно-рекламное агентство "КАРЕЛИЯ.НЬЮС" о том, что посетитель сайта не мог увидеть рассматриваемую рекламу без посещения основной страницы Афиши, на которой знак возрастного ограничения был указан, не может быть применим уже в силу того, что каждая текстовая информация и афиша рассматриваются как самостоятельная реклама.
В силу части 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 10.1 статьи 5 ФЗ "О рекламе", несет рекламораспространитель.
Как указывалось выше деятельность под брэндом "КАРЕЛИЯ.НЬЮС" осуществляет ООО "Информационно-рекламное агентство "КАРЕЛИЯ.НЬЮС", которое и является в рассматриваемом случае рекламораспространителем, то есть лицом осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Таким образом, действия ООО "Информационно-рекламное агентство "КАРЕЛИЯ.НЬЮС" по распространению на интернет портале Республики Карелия "Karelia.news" по адресу www.karelia.news/afisha/full/10549 информация в виде текста и непосредственно афиши (постера) о предстоящем концерте музыкального исполнителя FEDUK без указания категории информационной продукции совершены с нарушением требований части 10.1 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать ненадлежащей рекламу в виде текста и афиши исполнителя следующего содержания: "SOLO 16 МАРТА FEDUK ДАРИМ 2 БИЛЕТА", размещенную на интернет портале Республики Карелия "Karelia.news" по адресу www.karelia.news/afisha/full/10549 без указания категории информационной продукции; действия ООО "Информационно-рекламное агентство КАРЕЛИЯ.НЬЮС" нарушающими часть 10.1 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения части 10.1 статьи 5 ФЗ "О рекламе" ООО "Информационно-рекламное агентство КАРЕЛИЯ.НЬЮС" не выдавать в связи с прекращением распространения рассматриваемой рекламы зрелищного мероприятия.
3.Направить материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель комиссии
|
|
Члены Комиссии |
|
Решение антимонопольного органа может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 8 мая 2019 г. N 010/05/5-234/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.05.2019