Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председателя комиссии:
<...> -заместитель руководителя - начальник отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
Члены Комиссии:
<...> - ведущий специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
<...> - ведущий специалист-эксперт отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы;
рассмотрев обращение, Уральского главного управления Центрального банка РФ (исх.NТ5-33-10/592 от 14.01.2019 г, срок рассмотрения обращения продлен) (вх.N568от 17.01.2019 г) по признакам нарушения закона о рекламе, размещенной на заднем стекле легкового автомобиля, государственный регистрационный номер <...>,
в отсутствии:
-представителя ООО "УфаИмперия" (уведомлено надлежащим образом);
- гр. <...> (заявлено ходатайство о рассмотрении дела без ее участия б/н от 18.04.2019 г. (вх. N5976 от 18.04.2019 г),
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О рекламе" целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона "О рекламе" предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.
Согласно пункту 6.1.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение N1 к приказу ФАС России от 23.07.2015 N649/15) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.
В УФАС по РБ поступило обращение, Уральского главного управления Центрального банка РФ (исх.NТ5-33-10/592 от 14.01.2019 г, срок рассмотрения обращения продлен) (вх.N568от 17.01.2019 г), по размещению рекламы, на заднем стекле легкового автомобиля, имеющая признаки нарушения законодательства о рекламе.
Реклама: "Займы под материнский капитал <...>".Указанная реклама размещена на заднем стекле легкового автомобиля, государственный регистрационный номер <...>, рекламораспространитель - <...>, рекламодатель - ООО "Уфа Империя" (450022, г.Уфа, ул.Менделеева, д.145, корп.1).
Обращение Уральского главного управления Центрального банка РФ:
"_В результате мониторинга объявлений, размещаемых на городском транспорте, выявлено, что на заднем стекле легковых автомобилей (фотоматериалы прилагаются), предположительно зарегистрированных на территории Республики Башкортостан, размещен рекламный материал о предоставлении финансовых услуг, не содержащий наименования или имени лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество_)".
Управлением был направлен запрос в ГИБДД МВД по РБ с целью получения информации о владельце транспортного средства (государственный регистрационный номер <...>) на заднем стекле которого размещена указанная реклама.
Согласно ответу ГИБДД МВД по РБ (вх.N2089 от 11.02.2019) данный автомобиль (государственный регистрационный номер <...>) принадлежит <...> (адрес регистрации: <...>).
Также Управлением был направлен запрос в ПАО "МТС" с целью получения информации о владельце номера телефона указанного в рекламе - <...>.
Согласно ответу ПАО "МТС" (вх.N2182 от 18.02.2019) данный абонентский номер +<...>, принадлежит ООО "Уфа Империя" (г.Уфа, ул.Менделева, д.23/2,15, адрес электронной почты - <...>).
Данная реклама имеет признаки нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" в части того, что:
- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Объектом рекламирования, размещенным на заднем стекле автомобиля (государственный регистрационный номер <...>) , является оказание финансовых услуг, следовательно, при размещении рекламы таких услуг должно соблюдаться требование об указании наименования финансовой организации в рекламе.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных ч.1 ст.28 указанного закона, несет рекламодатель и рекламораспространитель.
28.02.2019 года в адрес Управления поступил материал ПАО "МТС" аналогичный ранее поступившему ответу (вх.N2182 от 18.02.2019).
13.03.2019 года на рассмотрении дела присутствовала<...> (паспорт).
<...> представлены следующие документы (вх.N3544 от 13.03.2019): письменные пояснения по делу; паспорт транспортного средства. Заявлено ходатайство об ознакомлении с материалами дела (вх.N3543 от 13.03.2019). Ходатайство удовлетворено.
Пояснения <...>: "Автомобиль Land Cruiser Prado государственный регистрационный номер <...> принадлежит мне <...> на праве личной собственности. Сим. карта <...> тоже принадлежит мне. Разместить надпись на авто была моя личная инициатива. Уфаимперия отношения к надписи на авто и к моей автомашине не имеет, сотовый телефон также используется в личных целях_ Уфаимперия не работающая организация, я являюсь учредителем и директором. Надпись наклеена по ошибке_".
Комиссией принято решение: продлить срок рассмотрения дела, отложить рассмотрение дела на другую дата.
18.04.2019 года от гр. <...> поступило ходатайство б/н от 18.04.2019 г. (вх. N5976 от 18.04.2019 г.) о рассмотрении дела без ее участия. Ходатайство удовлетворено.
От гр. <...> поступили следующие документы (вх. N5976 от 18.04.2019 г): копия доверенности КПК "РОСТАфинанс" N18/145 от 05.12.2018 г.; копия доверенности КПК "Семейный капитал" N202; копия доверенности ООО МФК "СЗД" N 2019/18 от 29.10.2018 г.; копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица ООО "УфаИмперия"; копия приказа о назначении директора ООО "УфаИмперия" N2 от 21.12.2012 г.; копия свидетельства о регистрации ТС 02 13 N738132; копия паспорта гр. <...>; копия договора об оказании услуг связи ПАО МТС; фотографии об устранении нарушения; письменные пояснения; копия ПТС 02 N490335; копия выписки из больницы; копии свидетельств о рождении; копию свидетельства о заключении брака.
Комиссией Башкортостанского УФАС России по делу N TO002/05/28-35/2019 принято решение признать данную рекламу ненадлежащей, нарушающей ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе"; признать гр. <...>. рекламодателем и рекламораспространителем; дело в отношении ООО "УфаИмрерия" - прекратить; предписание гр. <...> о прекращении нарушения законодательства о рекламе, не выдавать; передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении гр. <...>.
Анализ материалов дела показал, что реклама: "Займы под материнский капитал <...>" размещеная на заднем стекле легкового автомобиля, государственный регистрационный номер O743МА102, рекламораспространитель - <...>, рекламодатель - ООО "Уфа Империя" (450022, г.Уфа, ул.Менделеева, д.145, корп.1), нарушает часть 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" в части того, что:
- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных ч.1 ст.28 указанного закона, несет рекламодатель и рекламораспространитель.
В указанной рекламе содержатся информация о возможности приобретения товара в кредит, но в ней отсутствует указание имени или наименования лица, предоставляющего кредит..
Согласно письменным пояснениям от гр. <...> (вх. N5976 от 18.04.2019 г.): "На заднем стекле автомобиля гос номер <...>была размещена надпись "Займы под материнский капитал <...>" без разрешения и без определения названия компании, ИНН, ОГРН, которая осуществляет финансовую деятельность по выдаче займов.
По закону о рекламе я не знала, что на своей личной машине нужно брать разрешения и писать название компании которая осуществляет деятельность.
После обнаружения нарушения с моей стороны я незамедлительно убрала надпись со своей автомашины. На сегодняшний день надписи нет, нарушение исправлено.
В отношении ООО "УфаИмперия" хочу пояснить следующее: Я являюсь директором. Компания не занимается финансовой деятельностью и не выдает кредиты. Реклама была размещена по личной инициативе т.к я являюсь посредником (представителем) у кредитных потребительских кооперативов и МФК".
Согласно представленной документации (вх.N 5976 от 18.04.2019 г.): копии ПТС 02 N490335 и копии свидетельства о регистрации ТС 02 13 N738132 автомобиль принадлежит гр. <...>. на праве собственности.
Из представленных вышеуказанных документов следует, что рекламу гр. <...> разместила по личной инициативе на своем на транспортном средстве
регистрационный номер <...>, принадлежащий ей на праве собственности.
Комиссией принято решение признать гр. <...> рекламопроизодителем и рекламодателем.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.
Комиссией принято решение не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, так как на заседание Комиссии были представлены доказательства устранения нарушения (вх.N 5976 от 18.04.2019 г).
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 18.04.2019 г.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать гр. <...> рекламопроизодителем и рекламораспространителем рекламы: "Займы под материнский капитал <...>" размещенную на заднем стекле легкового автомобиля, государственный регистрационный номер <...>.
2. Дело в отношении ООО "УфаИмперия" прекратить.
3. Признать ненадлежащей рекламу: "Займы под материнский капитал <...>" размещенная на заднем стекле легкового автомобиля, государственный регистрационный номер <...>, рекламодатель и рекламораспространитель - гр. <...>, так как она нарушает часть 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
4. В соответствии с п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с тем, что на момент вынесения решения были представлены фотоматериалы, подтверждающие отсутствие нарушения в рекламе: "Займы под материнский капитал <...>" размещенная на заднем стекле легкового автомобиля, государственный регистрационный номер <...>, рекламодатель и рекламораспространитель - гр. <...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - не выдавать.
5.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ в отношении гр. <...>.
Решение изготовлено в полном объеме 23.04.2019 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии |
<...>
<...>
<...> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 18 апреля 2019 г. N ТО002/05/28-35/2019)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.04.2019