Резолютивная часть решения объявлена 17 января 2019 года.
Решение изготовлено в полном объеме 31 января 2019 года.
г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
члены Комиссии - начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Н.В., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,
рассмотрев дело N Р-58/18 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) по факту распространения рекламы, содержащей недостоверные сведения,
в присутствии ИП Широкова О.Н., Широковой Г.А.,
У С Т А Н О В И Л А:
Тамбовским УФАС России в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе в декабре 2018 года установлено, что вдоль дороги близ магазина по адресу: Тамбовская обл., г. Рассказово, ул. 8 Марта, д. 12 А, размещается рекламный выносной штендер с информацией следующего содержания: "Обувь N 1. Унты. Детские, женские, мужские, термосапоги, ботинки, галоши".
Хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже обуви, является ИП Широков Олег Николаевич (ИНН 682800347644, ОГРН 305682832200039).
Определением от 17.12.2018 (исх. N 58-3-06/5322) по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в отношении ИП Широкова О.Н. возбуждено настоящее дело.
ИП Широков О.Н. на рассмотрении дела, а также в письменных пояснениях от 17.01.2019 (вх. N 235) указал, что самостоятельно разработал макет рекламы, изготовил в рекламном агентстве и впоследствии разместил его перед входом в магазин обуви. О нарушении рекламного законодательства предприниматель не предполагал.
Изучив материалы и представленные доказательства, выслушав пояснения лица, участвующего в деле, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.
С ноября 2018 года вдоль дороги близ магазина по адресу: Тамбовская обл., г. Рассказово, ул. 8 Марта, д. 12 А, размещается рекламный выносной штендер с информацией следующего содержания: "Обувь N 1. Унты. Детские, женские, мужские, термосапоги, ботинки, галоши".
Исходя из статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая реклама адресована неопределенному кругу лиц, направлена на продвижение реализуемой продукции и привлечение клиентов, и указанное в рекламе словосочетание воспринимается не просто как информация о торговой точке, а именно как реклама, поскольку формирует положительный образ указанного магазина, а также всех имеющихся в нем товаров и услуг, и способствуют возникновению желания обратиться именно к данному продавцу.
В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
В указанной рекламе обувного магазина содержится утверждение "N 1", однако указание конкретного критерия, по которому осуществлено сравнение отсутствует.
Для утверждения о статусе производителя "N 1" перед другими производителями необходимо наличие оснований, позволяющих судить о данном превосходстве. Отсутствие в рекламе критерия, по которому использовано данное утверждение "N 1", означает возможность проведения сравнения, по любому критерию.
Указанная реклама создает впечатление, что производитель со статусом "N 1" является "первым", "лучшим", обладает более высокими достоинствами и преимуществами по отношению к другим производителям. Таким образом, рекламируемая продукция представляется потребителю наиболее качественной и востребованной по сравнению с другими производителями.
В материалы дела не представлены документы, подтверждающие, что магазин соответствует указанному в рекламе показателю и что, по сравнению с конкурентами, в данном месте предлагают лучший ассортимент товаров.
С учетом изложенного, указанная реклама в силу пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе является недостоверной.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе является ненадлежащей.
Статьей 38 Закона о рекламе установлено, что за нарушение требований части 3 статьи 5 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель.
17.01.2019 на рассмотрении дела ИП Широков О.Н. указал, что самостоятельно разработал макет рекламы, изготовил штендер в рекламном агентстве и впоследствии разместил его перед входом в магазин обуви. О нарушении рекламного законодательства предприниматель не предполагал. Реклама размещается с ноября 2018 года.
Таким образом, ИП Широков О.Н. является рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы.
Сведений о прекращении нарушения в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 37-45 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 N 508, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "Обувь N 1. Унты. Детские, женские, мужские, термосапоги, ботинки, галоши", распространяемую на выносном рекламном штендере с ноября 2018 года вдоль дороги близ магазина по адресу: Тамбовская обл., г. Рассказово, ул. 8 Марта, д. 12 А, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Выдать ИП Широкову О.Н. предписание об устранении нарушения требований рекламного законодательства и представить доказательства устранения нарушения в 2-х недельных срок со дня получения предписания.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии С.В. Мазаева
Члены Комиссии К.И. Мурзин
Н.В. Попова
А.Н. Мясникова
Исп. Мясникова Алена Николаевна,
8(4752) 72-93-54
ИП Широкову О.Н.
П Р Е Д П И С А Н И Е N Р-58/18
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
31 января 2019 года г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
члены Комиссии - начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Н.В., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,
на основании своего решения от 31 января 2019 года по делу N Р-58/18 о признании ненадлежащей рекламы обувного магазина с утверждением "N1", распространяющуюся на выносном рекламном штендере с ноября 2018 года вдоль дороги близ магазина по адресу: Тамбовская обл., г. Рассказово, ул. 8 Марта, д. 12 А, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закона о рекламе),
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 N 508,
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:
1. ИП Широкову О.Н. в двухнедельный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы обувного магазина с указанием "Обувь N1" без указания критерия по которому осуществлено сравнение.
2. ИП Широкову О.Н. представить в Тамбовское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 1 марта 2019 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Тамбовское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысячи до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Председатель Комиссии С.В. Мазаева
Члены Комиссии К.И. Мурзин
Н.В. Попова
А.Н. Мясникова
Исп. Мясникова Алена Николаевна,
т. (4752) 72-93-54.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 17 января 2019 г. N Р-58/18
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 31.01.2019