Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>
при участии представителя ПАО "Туполев" - <...>
в отсутствие представителей ООО "Рубикон" и АО "ЕЭТП",
рассмотрев жалобу ООО "Рубикон" (далее - Заявитель, Общество) на действия ПАО "Туполев" (далее также - Заказчик), при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку видеоизмерительного микроскопа (реестровый N 31907501305) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в ненадлежащем формировании Закупочной документации, а также в отсутствии дачи ответа на запрос разъяснений положений документации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной комиссии или Закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, Закупочной или Закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках). Указанное Положение о закупках в редакции, действующей на дату размещения извещения о проведении Закупки, размещено в ЕИС - 29.12.2018.
07.02.2019 на Официальном сайте опубликовано извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора в размере 1 628 268,00 руб.
Согласно доводам Заявителя, 11.02.2019 и 22.02.2019 им в адрес Заказчика с использованием функционала ЭТП были направлены запросы на разъяснения положений Закупочной документации.
Согласно частям 2, 3 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном Законом о закупках и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, ответ на который должен быть опубликован в ЕИС заказчиком в течение трех рабочих дней с момента поступления такого запроса.
Аналогичные положения установлены в пункте 11.1 раздела 11 Закупочной документации.
Следовательно, крайний срок представление ответа - 14.02.2019 и 27.02.2019.
В ходе заседания Комиссии было установлено, что Заказчиком размещен ответ на запрос разъяснений положений Закупочной документации Заявителя 11.03.2019, что является нарушением сроков, установленных Законом о закупках и Закупочной документации.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и признает в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 3.2 Закона о закупках, пункта 11.1 раздела 11 Закупочной документации.
Также Заявитель считает, что Заказчик ненадлежащим образом установил требования к габаритам видоизмерительного микроскопа, которым соответствует только видеомикроскоп "Norgau NVM".
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Заказчиком в Техническом задании установлены требования к видоизмерительному микроскопу, в частности по пункту 2 "Габаритные размеры аппарата" - "не более 600х550х900 мм".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в связи с поступившими запросами от участников закупочной процедуры, в том числе от Заявителя, Заказчик принял решение о внесении изменений в Техническое задание. 11.03.2019 на Официальном сайте размещена измененная Закупочная документация, согласно которой пункт 2 Технического задания "Габаритные размеры аппарата" изложен в следующей редакции: "600х550х900 мм (ориентировочно)". Также Заказчик пояснил, что указанное изменение свидетельствует об отсутствии у него конкретных требований к размеру закупаемого товара и габариты микроскопа для него несущественны, в связи с чем заявки участников закупки, в случае несоответствия их требованиям документации в части габаритных размеров, не будут им отклонены.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при осуществлении закупочной деятельности заказчики руководствуются принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
На основании изложенного, Комиссия констатирует факт ненадлежащего формирования Заказчиком Закупочной документации, что не соответствует пункту 2 части 1 статьи 3 и пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и признает данный довод жалобы обоснованной.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Рубикон" (ОГРН: 1107847172377, ИНН: 7805522450) на действия ПАО "Туполев" (ОГРН: 1027739263056, ИНН: 7705313252) при проведении Закупки обоснованной.
Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 3 статьи 3.2, пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, пункта 11.1 раздела 11 Закупочной документации.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 марта 2019 г. N 1-00-552/77-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.04.2019