Резолютивная часть решения объявлена 01 марта 2019 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
рассмотрев дело N 3-01/07-2019, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя А... и Кредитного потребительского кооператива "Доверительный" (ИНН 7325142307; ОГРН 1167325051552) (далее - КПК "Доверительный") по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно по факту распространения в газете "PRO Город" N 1 (433) от 05.01.2019 стр.5 и N 2 (434) от 12.01.2019 стр.3, рекламы КПК "Доверительный", содержащей признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 12 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе (далее - ФЗ "О рекламе"),
в присутствии:
заявителя - представителя Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации по доверенности от 31.08.2018,
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП , представителя КПК "Доверительный" по доверенности от 26.10.2018,
УСТАНОВИЛА:
В Пензенское УФАС России поступило заявление Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Волго-Вятское ГУ Банка России) по поводу распространения в газете "PRO Город" N 1 (433) от 05.01.2019 стр.5 и N 2 (434) от 12.01.2019 стр.3 рекламы КПК "Доверительный", не соответствующего законодательству о рекламе.
Пензенским УФАС России определением от 05.02.2019 по факту распространения вышеуказанной рекламы, возбуждено дело N 3-01/07-2019 по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 12 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе". К участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечены ИП А.., КПК "Доверительный".
На основании пункта 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, ФАС России (письмо от 18.02.2019 NАК/11462/19) наделило Пензенское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы КПК "Доверительный", размещенной в газете "PRO Город", содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в отношении ИП А..., КПК "Доверительный".
На рассмотрении дела представитель Волго-Вятское ГУ Банка России поддержал доводы, изложенные в заявлении.
На рассмотрении дела 01.03.2019 ИП А..., представитель КПК "Доверительный" факт нарушения законодательства РФ о рекламе признали.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.
Информация, размещенная в газете "PRO Город" N 1 (433) от 05.01.2019 стр.5 и N 2 (434) от 12.01.2019 стр.3, представленная заявителем, содержат следующую информацию:
- "КПК "Доверенительный": "семь раз отмерь, один раз отрежь"_КПК "Доверительный" действует на основании Федерального закона "О кредитной кооперации". КПК "Доверительный" входит в реестр кредитных потребительских кооперативов Центробанка РФ (это вы можете проверить самостоятельно на сайте ЦБ РФ), соблюдает все его требования и находится под серьезным контролем. Соответственно, и сохранность сбережений гарантируется непосредственно Центробанком РФ, который располагает специальным страховым фондом. КПК "Доверительный" входит в состав СРО "Центральное Кредитное Объединение", в которой тоже есть страховой фонд. КПК "Доверительный" сформировал собственный резервный страховой фонд. Получается, что сохранность ваших сбережений защищена сразу на трех уровнях_" (газета "PRO Город" N 1 (433) от 05.01.2019 стр.5 прилагается);
- "КПК "Доверенительный" всегда рядом с вами!... КПК "Доверенительный" действует на основании Федерального закона "О кредитной кооперации". КПК "Доверенительный" входит в реестр кредитных потребительских кооперативов Центробанка РФ, соблюдает все его требования и находится под серьезным контролем. КПК "Доверенительный" входит в состав СРО "Центральное Кредитное Объединение". КПК "Доверенительный" является участником системы страхования сбережений!..." (газета "PRO Город" N 2 (434) от 12.01.2019 стр.3 прилагается).
В соответствии со статьёй 3 ФЗ "О рекламе" рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Информация, распространяемая в газете "PRO Город" N 1 (433) от 05.01.2019 стр.5 и N 2 (434) от 12.01.2019 стр.3, содержит все определяющие правовые признаки рекламы, позволяющие квалифицировать ее именно в этом качестве и отличить от информации нерекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является) следовательно, является рекламой.
Рассматриваемая реклама содержит информацию об участии КПК "Доверительный" в системе страхования сбережений. Кроме того, указывается, что сохранность сбережений гарантируется непосредственно Банком России, который располагает специальным страховым фондом.
Между тем согласно Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" Кооператив не является банком и привлекает денежные средства граждан не по договору банковского вклада, а по договору передачи личных сбережений.
Таким образом, в силу статьи 4 Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" КПК "Доверительный" не является участником системы страхования вкладов.
В свою очередь, Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не предусматривает создания какого-либо страхового фонда для осуществления выплат кредитным кооперативам или их членам.
Соответственно, Банк России не гарантирует сохранность сбережений членов Кооператива (пайщиков).
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В соответствии с пунктом 12 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ "О рекламе" информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителей верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
Утверждение в рекламе, что сохранность сбережений гарантируется непосредственно Банком России, который располагает специальным страховым фондом, об участии КПК "Доверительный" в системе страхования сбережений, содержит недостоверную информацию и может создать у населения не соответствующие действительности представление о том, что денежные средства граждан застрахованы согласно Федеральному закону от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации". Тем самым потребители рекламы могут быть введены в заблуждение, поскольку Банк России не гарантирует сохранность сбережений членов Кооператива (пайщиков).
Учитывая вышеизложенное, реклама КПК "Доверительный", размещенная в газете "PRO Город" N 1 (433) от 05.01.2019 стр.5 и N 2 (434) от 12.01.2019 стр.3, нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 12 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Как следует из представленных в материалы дела документов, индивидуальным предпринимателем М... (Исполнитель) 12.10.2018 заключила с индивидуальным предпринимателем А.. (ОГРНИП 318183200065457, ИНН 182804989335) (Заказчик) Договор по оказанию услуг по размещению вышеуказанной рекламы в средстве массовой информации информационно-рекламном еженедельнике "PRO Город Пенза".
Согласно п.5.1 Договора от 12.10.2018 Заказчик несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы.
Между индивидуальным предпринимателем А... (ОГРНИП 318183200065457, ИНН 182804989335) (Исполнитель) и КПК "Доверительный" (Заказчик) 13.10.2018 был заключен договор б/н оказания рекламных услуг по изготовлению и размещению рекламных и (или) рекламно-информационных материалов Заказчика.
Согласно п.5.2 Договора от 13.10.2018 Заказчик несет полную ответственность за точность, правильность и достоверность размещенных в их рекламных и /или рекламно-информационных материалах информации в соответствии с действующим законодательством РФ.
Таким образом, рекламодателями рассматриваемой рекламы являются ИП А... и КПК "Доверительный".
Согласно статье 1 Закона о рекламе, целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 12 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" ИП А... и КПК "Доверительный" представлено не было.
В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 N 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу:
- "КПК "Доверенительный": "семь раз отмерь, один раз отрежь"_КПК "Доверительный" действует на основании Федерального закона "О кредитной кооперации". КПК "Доверительный" входит в реестр кредитных потребительских кооперативов Центробанка РФ (это вы можете проверить самостоятельно на сайте ЦБ РФ), соблюдает все его требования и находится под серьезным контролем. Соответственно, и сохранность сбережений гарантируется непосредственно Центробанком РФ, который располагает специальным страховым фондом. КПК "Доверительный" входит в состав СРО "Центральное Кредитное Объединение", в которой тоже есть страховой фонд. КПК "Доверительный" сформировал собственный резервный страховой фонд. Получается, что сохранность ваших сбережений защищена сразу на трех уровнях_", распространяемую в газете "PRO Город" N 1 (433) от 05.01.2019 стр.5;
- "КПК "Доверенительный" всегда рядом с вами!... КПК "Доверенительный" действует на основании Федерального закона "О кредитной кооперации". КПК "Доверенительный" входит в реестр кредитных потребительских кооперативов Центробанка РФ, соблюдает все его требования и находится под серьезным контролем. КПК "Доверенительный" входит в состав СРО "Центральное Кредитное Объединение". КПК "Доверенительный" является участником системы страхования сбережений!...", распространяемую в газете "PRO Город" N 2 (434) от 12.01.2019 стр.3,
поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 12 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать рекламодателю - ИП А... предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Выдать рекламодателю - КПК "Доверительный" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 05 марта 2019 года.
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 1 марта 2019 г. N 3-01/07-2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 01.03.2019