Резолютивная часть решения оглашена 21 февраля 2019 года
В полном объеме решение изготовлено 04 марта 2019 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее - Архангельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства при наличии кворума, предусмотренного частью 6 статьи 40 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе:
Председатель |
- |
Бугаев Д.В. |
Руководитель Архангельского УФАС России |
Член комиссии |
- |
Нестеренко Е.В. |
Начальник отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России |
Член комиссии |
- |
Шахов А.Ю. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России |
рассмотрев дело N 20-18, возбужденное в отношении администрации МО "Вельский муниципальный район" по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в отсутствие представителей ответчика и заинтересованного лица, в отношении которых были предприняты надлежащие меры для их извещения о дате, времени и месте рассмотрения данного дела,
УСТАНОВИЛА:
В августе 2017 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее - Архангельское УФАС России) были рассмотрены поступившие из прокуратуры Вельского района материалы об имеющихся признаках нарушения антимонопольного законодательства при передаче администрацией МО "Вельский муниципальный район" муниципального имущества (объекты водоснабжения и водоотведения) ООО "Теплострой" по соглашению о передаче в пользование имущества для оказания услуг водоснабжения и водоотведения населению, организациям на территории МО "Низовское" от 01.11.2016.
На основании пункта 3 части 8 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135\x{2011}ФЗ "О защите конкуренции" и в порядке, установленном статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", по результатам рассмотрения представленных материалов Архангельское УФАС России выдало администрации МО "Вельский муниципальный район" предупреждение от 25.08.2017 N 52ш-2017 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 указанного закона.
Согласно данному предупреждению администрации МО "Вельский муниципальный район" необходимо было в срок 01.03.2018 принять меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства путем отмены пункта 7 (части, касающейся объектов водоснабжения и водоотведения) постановления администрации МО "Вельский муниципальный район" от 02.11.2016 N 1170 "О введении режима повышенной готовности по предупреждению чрезвычайной ситуации на территории МО "Низовское", принять меры, направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении") использования ООО "Теплострой" муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения, путем отмены соглашения о передаче в пользование имущества для оказания услуг водоснабжения и водоотведения населению, организациям на территории МО "Низовское" от 01.11.2016 и обеспечения равного доступа хозяйствующих субъектов к пользованию объектами водоснабжения и водоотведения на условиях концессии путем организации и проведения торгов в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Удовлетворив соответствующее ходатайство администрации МО "Вельский муниципальный район" (письмо от 01.03.2018 N 01-54/608), Архангельское УФАС России определением от 02.03.2018 продлило срок выполнения предупреждения в части необходимости принятия мер, направленных на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к пользованию объектами водоснабжения и водоотведения на условиях концессии, до 31.07.2018.
В последующем письмом от 25.07.2018 N 01-54/2370 администрация МО "Вельский муниципальный район" вновь попросила продлить выполнение данного предупреждения в указанной части.
Вместе с тем, необходимость передачи муниципального имущества с учетом требований статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", которыми установлено, что передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, возникла у администрации МО "Сольвычегодское" еще задолго до момента вынесения предупреждения от 25.08.2018 N 52ш-2017.
С момента возникновения такой необходимости у администрации МО "Вельский муниципальный район" было достаточно времени для проведения всех необходимых для этого мероприятий.
Таким образом, основания для удовлетворения ходатайства администрации МО "Вельский муниципальный район" о продлении срока выполнения предупреждения от 25.08.2017 N 52ш-2017 отсутствовали.
Согласно части 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
Учитывая изложенное, в отношении администрации МО "Вельский муниципальный район" в августе 2018 года было возбуждено дело N 20-18 по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Дело было назначено к рассмотрению на 11.09.2018 (уведомлением от 03.09.2018 перенесено на 17.09.2018).
В последующем определениями Архангельского УФАС России от 17.09.2018, от 25.10.2018, от 10.12.2018 и от 18.01.2019 рассмотрение дела N 20-18 откладывалось, соответственно, на 25.10.2018, 10.12.2018, 18.01.2019 и 21.02.2019. К участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено ООО "Теплострой".
В представленных в рамках дела N 20-18 пояснениях (письма от 05.09.2018 N 01\x{2011}54/2772, от 23.10.2018 N 01-54/3265, от 26.11.2019 N 01-54/3731) администрация МО "Вельский муниципальный район" указала, что меры по передаче муниципального имущества по концессионному соглашению предпринимаются, но соответствующие мероприятия не завершены.
В данном случае объекты водоснабжения и водоотведения передавались ООО "Теплострой" в целях предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации на территории МО "Низовское".
Администрация МО "Вельский муниципальный район" отметила, что ООО "Теплострой" обеспечивает водоснабжение и водоотведение на территории МО "Низовское" без выставления счетов населению и организациям.
ООО "Теплострой", в свою очередь, пояснило (письмо от 15.01.2019 N 1), что не оказывает услуг водоснабжения и водоотведения на территории МО "Низовское" с января 2017 года, оплату с населения не принимает, счета не выставляет.
21.02.2019 дело N 20-18 рассмотрено комиссией Архангельского УФАС России по существу с учетом следующего.
Постановлением администрации МО "Вельский муниципальный район" от 02.11.2016 N 1170 "О введении режима повышенной готовности по предупреждению чрезвычайной ситуации на территории МО "Низовское" председателю КУМИ МО "Вельский муниципальный район" было поручено заключить соглашение с ООО "Теплострой" о передаче в пользование имущества для оказания услуг водоснабжения и водоотведения населению, организациям на территории МО "Низовское".
01.11.2016 между комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации МО "Вельский муниципальный район" и ООО "Теплострой" было заключено соглашение о передаче в пользование имущества для оказания услуг водоснабжения и водоотведения населению, организациям на территории МО "Низовское", по которому в рамках режима повышенной готовности (введен постановлением администрации МО "Вельский муниципальный район" от 02.11.2016 N 1170) обществу были переданы объекты водоснабжения и водоотведения:
- очистные сооружения, площадь 195,6 кв. м (кадастровый номер 29:01:210208:431), расположенные по адресу: Архангельская область, Вельский район, д. Теребино;
- буровая скважина, глубина 79 м (кадастровый номер 29:01:210208:371), расположенная по адресу: Архангельская область, Вельский район, д. Теребино, строение 67;
- водонапорная башня, объем 25 куб. м (кадастровый номер 29:01:210208:372), расположенная по адресу: Архангельская область, Вельский район, д. Теребино, строение 68;
- водонапорная сеть, протяженность 3766 м (кадастровый номер 29:01:210208:318), расположенная по адресу: Архангельская область, Вельский район, д. Першинская, д. Теребино, ул. Велицкого, ул. Молодежная, ул. Светлая, ул. Луговая, ул. Дальняя;
- канализационная сеть, протяженность 2542 м (кадастровый номер 29:01:210208:317), расположенная по адресу: Архангельская область, Вельский район, д. Теребино, ул. Велицкого, ул. Молодежная, ул. Новая, ул. Луговая, ул. Светлая.
Срок действия соглашения - до вступления в действие концессионного соглашения, заключенного по результатам конкурса.
Конкурсные процедуры не проводились.
Согласно письму администрации МО "Вельский муниципальный район" N 05-09/3812 от 15.08.2017 рассматриваемые объекты водоснабжения и водоотведения относятся к системе централизованного водоснабжения и водоотведения на территории МО "Низовское".
На основании части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 данного закона.
Частью 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Таким образом, если объекты водоснабжения и водоотведения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, были введены в эксплуатацию менее чем пять лет назад, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае - только концессионное соглашение.
Письмом от 03.07.2017 N 03-11/1001 администрация МО "Вельский муниципальный район" в лице комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации МО "Вельский муниципальный район" сообщила, что дата ввода в эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения на территории МО "Низовское" (очистные сооружения, площадь 195,6 кв. м (кадастровый номер 29:01:210208:431), расположенные по адресу: Архангельская область, Вельский район, д. Теребино; буровая скважина, глубина 79 м (кадастровый номер 29:01:210208:371), расположенная по адресу: Архангельская область, Вельский район, д. Теребино, строение 67; водонапорная башня, объем 25 куб. м (кадастровый номер 29:01:210208:372), расположенная по адресу: Архангельская область, Вельский район, д. Теребино, строение 68; водонапорная сеть, протяженность 3766 м (кадастровый номер 29:01:210208:318), расположенная по адресу: Архангельская область, Вельский район, д. Першинская, д. Теребино, ул. Велицкого, ул. Молодежная, ул. Светлая, ул. Луговая, ул. Дальняя; канализационная сеть, протяженность 2542 м (кадастровый номер 29:01:210208:317), расположенная по адресу: Архангельская область, Вельский район, д. Теребино, ул. Велицкого, ул. Молодежная, ул. Новая, ул. Луговая, ул. Светлая) не определена.
С учетом невозможности определения даты ввода в эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения, передача прав владения и пользования в отношении данных объектов могла осуществляться исключительно по концессионному соглашению.
Порядок заключения концессионного соглашения установлен Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Согласно статье 13 указанного закона концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.
Однако, с ООО "Теплострой" было заключено соглашение от 01.11.2016, по которому объекты водоснабжения и водоотведения МО "Низовское" были переданы обществу в безвозмездное пользование. Торги не проводились.
Учитывая изложенное, определенный законом порядок обеспечения доступа на рынок водоснабжения и водоотведения соблюден не был.
Вместе с тем, при рассмотрении данной конкретной ситуации комиссией Архангельского УФАС России были установлены следующие обстоятельства.
В июле 2017 года Арбитражным судом Архангельской области было принято к производству исковое заявление прокуратуры Архангельской области к администрации МО "Вельский муниципальный район", комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации МО "Вельский муниципальный район" и ООО "Теплострой" о признании недействительным рассматриваемого соглашения о передаче в пользование имущества от 01.11.2016.
По результатам рассмотрения вышеназванного искового заявления решением Арбитражного суда Архангельской области от 23.09.2017 по делу N А05-8357/2017 соглашение о передаче в пользование имущества для оказания услуг водоснабжения и водоотведения населению, организациям на территории МО "Низовское" от 01.11.2016 было признано недействительным.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2017 решение арбитражного суда первой инстанции по делу N А05-8357/2017 оставлено без изменения и, соответственно, вступило в силу. Указанные судебные акты в дальнейшем не обжаловались.
Принимая во внимания изложенное, соглашение о передаче в пользование имущества для оказания услуг водоснабжения и водоотведения населению, организациям на территории МО "Низовское" от 01.11.2016 перестало действовать еще в декабре 2017 года.
Для выяснения вопроса, связанного с эксплуатацией данного муниципального имущества, Архангельским УФАС России были сделаны соответствующие запросы непосредственно ООО "Теплострой", Агентству по тарифам и ценам Архангельской области, администрации МО "Низовское", а также прокуратуре Вельского района.
Согласно письменным пояснениям ООО "Теплострой" (письмо от 15.01.2019), оно не осуществляет водоснабжение и водоотведение на территории МО "Низовское" Вельского района уже с января 2017 года.
В письме от 26.12.2018 N 313/4034 Агентство по тарифам и ценам Архангельской области указало, что тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения на территории МО "Низовское" для ООО "Теплострой" не устанавливались.
Администрация МО "Низовское" письмом от 13.12.2018 N 320 пояснила, что на территории МО "Низовское" отсутствует организация, осуществляющая деятельность по водоснабжению и водоотведению, счета на оплату соответствующих услуг не выставляются.
На запрос Архангельского УФАС России от 25.01.2019 N 05-10/274 о том, имеются ли в распоряжении прокуратуры Вельского района материалы, которые бы опровергали утверждение, что имущество, предназначенное для водоснабжения и водоотведения МО "Низовское", в настоящее время ООО "Теплострой" не эксплуатируется, прокуратура в письме от 19.02.2019 N 12-2В-2019 сообщила, что, как следует из объяснений начальника управления ТЭК и ЖКХ администрации МО "Вельский муниципальный район" от 05.02.2019, объекты водоснабжения и водоотведения находятся по устной договоренности на обслуживании ООО "Теплострой", так как для осуществления обществом их основной деятельности - теплоснабжения в д. Теребино, необходим постоянно работающий водопровод, осуществляющий подпитку системы отопления и котельной. При этом договоры с потребителями не заключены, плата за потребленный ресурс не взимается.
Оценивая рассматриваемую ситуацию с точки зрения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", необходимо принимать во внимание, что названная норма предусматривает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
При этом конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Таким образом, из анализа вышеназванных норм следует, что обязательным условием для выводов о влиянии на конкуренцию на каком-либо товарном рынке является предоставление потребителям непосредственно самого товара, который, в свою очередь, предполагает возмездный характер.
В рассматриваемом же случае все имеющиеся в деле N 20-18 материалы свидетельствуют о том, что такая возмездная услуга, как водоснабжение и водоотведение, на территории МО "Низовское" не предоставляется.
С учетом изложенного, поскольку в данном конкретном случае отсутствует возможность оценивать сложившуюся на территории МО "Низовское" ситуацию в сфере водоснабжения и водоотведения с точки зрения товарного рынка в понятии, указанном в пункте 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", и, следовательно, с точки зрения конкуренции как таковой, комиссия Архангельского УФАС России не находит оснований для признания со стороны администрации МО "Вельский муниципальный район" нарушения требований антимонопольного законодательства.
Руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 1 части 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия Архангельского УФАС России
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства N 20-18, возбужденного в отношении администрации МО "Вельский муниципальный район", в связи с отсутствием нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Председатель комиссии: |
|
Д.В. Бугаев |
Члены комиссии: |
|
Е.В. Нестеренко А.Ю. Шахов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 21 февраля 2019 г. N 20-18
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.03.2019