В связи с наличием в действиях Акционерного общества "ПРЕДПРИЯТИЯ ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ" (ОГРН: 1026300955284; ИНН: 6315530348, дата регистрации 04.06.1998, 445027, Самарская область, г. Самара, ул. Челюскинцев, д. 16) (далее - АО "ПТС") признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), выражающихся в экономическом, технологическом и иным образом не обоснованном установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом, а именно:
В Самарское УФАС России поступило заявление ООО "Самарский завод железобетонных изделий" (вх.N 1341 от 26.02.2019 г.) (далее-ООО "СЗЖИ) на действия АО "ПТС".
Требования, предъявляемые к подаваемым в антимонопольный орган заявлениям, материалам, установлены статьей 44 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того, Административным регламентом Федеральный антимонопольный службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденных Приказом ФАС России от 25.05.2012 г. N 339, установлено, что документы и сведения, указанные в заявлении, материалах, должны быть достоверными. Прилагаемые документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов, заверенные подписью руководителя (уполномоченного лица) и печатью юридического лица (уполномоченного лица) или подписью физического лица (уполномоченного лица). К заявлению, материалам должен быть приложен перечень всех представленных документов и сведений.
Указанное заявление оформлено в соответствии с вышеуказанными требованиями, подписано представителем заявителя, приложенные документы заверены надлежащим образом.
Основаниями для обращения в Самарское УФАС России послужили следующие обстоятельства.
Между ООО "СЗЖИ" и АО "ПТС" заключен договор снабжения тепловой энергии в паре N 52353п от 19.02.2016 г.
Согласно пункту 6 Приложения N 4 к договору снабжения тепловой энергии в паре N 52353п от 19.02.2016 г. стоимость тепловой энергии (мощности), теплоносителя определятся исходя из тарифов, установленных органами тарифного регулирования.
Министерством энергетики и ЖКХ Самарской области на 2018 г. для АО "ПТС", в приказе N 555 от 30.11.2017 г., установлены тарифы на тепловую энергию в паре:
- стоимость 1 Гкал с 01.01.2018 г. по 30.06.2018 г. составляла 1272 рублей без НДС;
- стоимость 1 Гкал с 01.07.2018 по 31.12.2018 г. составляла 1315 рублей без НДС.
29.12.2018 г.
АО "ЭнергосбыТ Плюс", действующее от имени и в интересех АО "ПТС", на основании агентского договора, направило ООО "СЗЖИ" сопроводительным письмом исх.N 71100-13-11009 от 30.11.2018 г. оферту дополнительного соглашение к договору снабжения тепловой энергии в паре N 52353п от 19.02.2016 г., содержащее предложение о цене на тепловую энергию (мощность) по формуле:
1321,07*Iгазin/дек.2018+639,28*In/2018, руб/Гкал (без НДС)
Где
i-расчетный период;
n-календарный год действия Договора;
Iгазin/дек.2018- фактический индекс роста (снижения) оптовой цены на газ, добываемый ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям РФ, утвержденной уполномоченным органом власти для Самарской области, для расчетного месяца I календарного года по отношению к уровню этой же цены в декабре 2018 г.
In/2018-индекс потребительских цен на соответствующий календарный год n по отнеоению к 2018 г. (в среднем за год), рассчитанный как произведение известных Фактических ИПЦ и Прогрозных ИПЦ по состоянию на 01 декабря года (n-1)по формуле:
In/2018= Пnj=2019ИПЦj,
Где
ИПЦj- фактический ИПЦ (если известен) в среднем за год j в процентах или в виде безразмерной величины к предыдущему году (j-1) или прогрозный ИПЦ известный по состоянию на 01 декабря года (n-1) в среднем за год j в процентах или в виде безразмерной величины к предыдущему году (j-1).
Фактический ИПЦ- фактический индекс потребительских цен на все товары и услуги за период с начала календарного года в процентах или в виде безразмерной величины к соответствующему периоду предыдущего года, определяемый и публикуемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации на официальном сайте указанного органа исполнительной власти.
Прогнозный ИПЦ- прогрозный индекс потребительских цен (в среднем за год) согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации по состоянию на о1 декабря года (n-1), разработанному федеральным органом исполнительной власти в сфере социально-экономической политики. В случае если опубликовано несколько показателей индекса роста потребительских цен, то для расчета принимается базовый вариант.
В сопроводительном письме исх.N 71100-13-11009 от 30.11.2018 г. АО "ЭнергосбыТ Плюс", действующее от имени и в интересах АО "ПТС", на основании агентского договора, указало, что предлагаемые ценовые условия теплоснабжения (ориентировочная цена (без индексации) за тепловую энергию 1960, 35 руб/Гкал основываются на фактической себестоимости выработки тепла на конкретном источнике и фактической себестоимости его передачи (с учетом потерь тепла), по тепловым сетям, связывающим источник и потребителя.
ООО "СЗЖИ" в ответ в письме исх.N 01-14/2322ИСХ от 29.12.2018 г. предложило сохранить тарифы в 2019 году на уровне действующих на второе полугодие 2018 года, с учетом изменения налогового законодательства и в пределах прогнозируемой инфляции.
17.01.2019 г. АО "ЭнергосбыТ Плюс", действуя на основании агентского договора в интересах и от имени АО "ПТС", пригласило (исх.N 71100-13-00351) представителей ООО "СЗЖИ", полномочных принимать решения, на совещание по вопросу свободной цены на теплоснабжение в паре. В письме исх.N 71100-13-00385 направлено уведомление о индексации цен, где сообщило, что, начиная с 01.01.2019 г. цена на тепловую энергию (мощность), применяемая сторонами, равна 1 989, 75 руб/Гкал без НДС.
Письмом исх.N 71100-13-00666 от 25.01.2019 г. АО "ЭнергосбыТ Плюс", указало, что предлагаемая цена на тепловую энергию в паре сопоставима в некоторых случаях с утвержденными тарифами на тепловую энергию в паре. Учитывая изложенное, АО "ЭнергосбыТ Плюс" повторно предложило подписать дополнительное соглашение от 20.11.2018 г. к договору снабжения тепловой энергии в паре N 52353п от 19.02.2016 г.
Согласно счетам-фактурам за январь- март 2019 г. АО "ПТС" применяет при расчётах за потребленную тепловую энергию цену 1 989, 76 руб/Гкал. Акты поданной-принятой тепловой энергии за январь- март 2019 г. ООО "СЗЖИ" не подписаны.
ПАО "Т Плюс", управляющая организация АО "ПТС" поясняет следующее.
Согласно письму ПАО "Т Плюс" (исх.N 51100-05-01457т 26.04.2019 г.), управляющей организации АО "ПТС", в адрес ОАО "АВИАКОР-АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД", АО "РКЦ "ПРОГРЕСС", так же подключенных к БЭТЦ в Кировском районе г. Самары, направлены дополнительные соглашения с ценой на пар в 2019 г., которыми установлено, что на 2019 год цена составляет:
На первое полугодие: Цтэ1nг2019=1315,00, руб./Гкал (без НДС);
На второе полугодие: Цтэ2пг2019=1315,00*I2019/2018, руб./Гкал (без НДС).
Указанное дополнительное соглашение N 2 от 09.01.2019 г. к договору снабжения тепловой энергии в паре N 52262п от 01.02.2016 г. между АО "ПТС" и ОАО "АВИАКОР-АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД" подписано. Предложенная аналогичная цена АО "ПТС" для АО "РКЦ "ПРОГРЕСС" рассматривается. Подтверждений направления нового предложения по свободной цене на пар в адрес ООО "СЗЖИ" не представлено.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения определены Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении). Из положений ч.ч. 2.1, 2.2, 2.3 ст. 8 Закона о теплоснабжении и подпунктов 5(1) и 5(2) п. 5 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования) следует, что с 01.01.2018 года цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара, теплоснабжающими организациями потребителям не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, за исключением, случая, если производство тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее десяти гигакалорий в час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее пятидесяти тысяч гигакалорий за 2017 год (п. 2 ч. 2.2 Закона о теплоснабжении и подп. "б" п. 5(2) Основ ценообразования), цены на которую не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с даты, определенной Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2018 N 126 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075" отмена регулирования тарифа в указанном случае произведена с 01.01.2019 года, посредством внесения в Основы ценообразования подпункта 5(5).
В связи с прекращением государственного регулирования тарифов (цен) на тепловую энергию в паре, органами тарифного регулирования тариф на тепловую энергию, поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара, на 2019 год не установлен ни для АО "ПТС", ни для ПАО "Т Плюс" (источник тепловой энергии - Безымянская ТЭЦ).
Таким образом, с 01.01.2019 г. цена на тепловую энергию в паре, поставляемую АО "ПТС" на объекты ООО "СЗЖИ", определяется соглашением сторон.
Пунктом 6 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.
Пунктом 8 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание дискриминационных условий.
Статьей 4 ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Действия АО "ПТС" по предложению иной свободной цены на пар для ООО "СЗЖИ" отличной от предложенной ОАО "АВИАКОР-АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД" и АО "РКЦ "ПРОГРЕСС" создает неравные условия для ООО "СЗЖИ" по сравнению с АО "АВИАКОР-АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД" и АО "РКЦ "ПРОГРЕСС".
В соответствии с частью 4 статьи 4.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, которому в схеме теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации.
Согласно приказу Минэнерго России от 20.10.2014 N 755 "Об утверждении схемы теплоснабжения г.о.Самара на период 2014-2029 г.г. ОАО "Предприятие тепловых сетей" является единой теплоснабжающей организацией (ЕТО) на всей территории Самары (за исключением Куйбышевского и Красноглинского районов).
Таким образом, на АО "ПТС" распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
Действия (бездействие) АО "ПТС" содержат признаки нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", выражающиеся в экономическом, технологическом и иным образом не обоснованном установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом и пункта 8 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", выражающиеся в создание дискриминационных условий для ООО "СЗЖИ" по сравнению с ОАО "АВИАКОР-АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД" и АО "РКЦ "ПРОГРЕСС".
В связи с вышеизложенным, Самарское УФАС России, на основании статьи 39.1 ФЗ "О защите конкуренции", предупреждает о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства и об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и принятии мер по устранению последствий такого нарушения в срок до "01" июля 2019 г., а именно:
-направить в адрес ООО "СЗЖИ" дополнительное соглашения о цене на пар, соответствующее направленному АО "РКЦ "ПРОГРЕСС" дополнительному соглашению от 22.03.2019 г. к договору на снабжение тепловой энергии в паре N52147п от 22.07.2019 г. и ОАО "АВИАКОР-АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД" дополнительному соглашению N 2 от 09.01.2019 г. к договору снабжения тепловой энергии в паре N 52262п от 01.02.2016 г.;
- провести анализ ранее выявленных аналогичных нарушений, выделить риски и причины их совершения, провести мероприятия по снижению указанных рисков и устранению причин подобных нарушений;
О выполнении предупреждения сообщить в Самарское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 20 мая 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.05.2019