Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (Карельское УФАС России) ***, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N010/04/14.3-254/2019, возбужденного в отношении ООО "Полит.Консалт" (ИНН ***; ОГРН 1***; зарегистрировано 22.07.2004; юр.: ***), по факту нарушения требований нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отсутствие представителя общества надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛ:
Решением комиссии Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе от 05.03.2019 по делу N010/05/5-20/2019 реклама следующего содержания: "СТАРТ ПРОДАЖ! Купи квартиру в новом малоэтажном доме от застройщика! Телефон отдела продаж 785-785; сайт ALFA-KVARTIRA.RU, с проектной декларацией можно ознакомиться на сайте ALFA-KVARTIRA.RU. АЛЬФА-СТРОЙ строительная компания; Жилой комплекс на ул. Балтийская "Черника"", с изображением жилого дома и эмблема - Альфа-Строй, размещенной ООО "Полит.Консалт" на рекламной конструкции, по адресу г. Петрозаводск, ул. Балтийская д.38, признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Дело N010/05/5-20/2019 о нарушении законодательства о рекламе было возбуждено Карельским УФАС России по результатам рассмотрения обращения физического лица от 21.11.2018 (вх. от 27.11.2018 N5196) по вопросу несоответствия ФЗ "О рекламе" вышеобозначенной рекламы ООО "Полит.Консалт" (коммерческое наименование - Строительная компания Альфа-Строй).
Так, из заявления следовало, что информация "купи квартиру в новом малоэтажном доме от застройщика" вводит потребителей в заблуждение, поскольку согласно разрешению на строительство от 22.06.2018 N10-RU10301000-119F-2018, выданному ООО "Полит.Консалт" Администрацией Петрозаводского городского округа и заключению Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее - Министерство) от 21.09.2018 N16/18 "О соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 ФЗ N214-ФЗ" застройщик осуществляет строительство среднеэтажных многоквартирных домов в районе ул. Балтийской, а не малоэтажных. При этом согласно проектной декларации к постройке по данному адресу планируются многоквартирные дома с этажностью не менее и не более 4 этажей.
В ходе рассмотрения дела N010/05/5-20/2019 комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ "О рекламе" настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.
В силу статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Вышеуказанная информация на основании статьи 3 ФЗ "О рекламе" была признана рекламой.
Частью 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе" установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Администрация Петрозаводского городского округа в письме от 11.02.2019 N.11-26-36-о (вх. от 11.02.2019 N581), отвечая на запрос Карельского УФАС России от 30.01.2019 N010/05/5-20/2019/280, направленный в рамках рассмотрения дела N010/05/5-20/2019, сослалась на нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации и классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в котором приведены определения малоэтажной многоквартирной застройки и среднеэтажной застройки.
Кроме того, Администрация отметила, что в настоящее время градостроительным зонированием территории Петрозаводского городского округа не предусмотрена зона для строительства малоэтажных жилых домов и, соответственно, разрешений на строительство таких домов Администрацией не выдается. В связи с указанным, по мнению Администрации, размещение в рекламе ООО "Полит.Консалт" информации о строительстве малоэтажных многоквартирных домов вместо среднеэтажных может вводить в заблуждение неопределенный круг потребителей.
Министерство, отвечая на запрос Карельского УФАС России (от 12.12.2018 N03-01/255/4953) в письме от 19.12.2018 N19080/03.2-07/МСЖКХиЭи (вх. от 27.12.2018 N6209) указало, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа (утверждены решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 N 26/38-771; далее - ПЗЗ г. Петрозаводска), территориальная зона, в которой предусматривается размещение многоквартирных среднеэтажных жилых домов в районе ул. Балтийской, определена, как зона "Жс" - зона застройки среднеэтажными жилыми домами. В статье 1 ПЗЗ г. Петрозаводска приведено определение среднеэтажных жилых домов -это многоквартирные жилые дома 2-4 этажей.
Кроме того, Министерство отметило, что в соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Согласно требованиям законодательства приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - классификатор).
В описании вида разрешенного использования земельных участков, приведенном в классификаторе, указано:
- малоэтажная многоквартирная жилая застройка предусматривает размещение дома, пригодного для постоянного проживания, высотой до 4 этажей, включая мансардный, разведение декоративных и плотовых деревьев, овощных и ягодных культур, размещение индивидуальных гаражей и иных вспомогательных сооружений, обустройство спортивных и детских площадок и т.д.;
- среднеэтажная жилая застройка предусматривает размещение жилых домов, предназначенных для разделения на квартиры, каждая из которых пригодна для постоянного проживания, при этом это жилые дома высотой не выше восьми надземных этажей, разделенных на две и более квартиры, благоустройство и озеленение, размещение подземных гаражей и автостоянок, обустройство спортивных и детских площадок, площадок отдыха и т.д.
При этом в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 23.06.2014 N171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01 января 2020 года органы местного самоуправления поселений, городских округов обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором.
Кроме того, необходимо отметить, что Свод правил по проектированию и строительству 30-102-99 Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства (принят постановлением Госстроя России от 30.12.1999 N94) более подробно раскрывает понятие малоэтажной жилой застройки. Так, согласно подпунктам 5.1.1.и 5.1.2 малоэтажная жилая застройка - это застройка домами высотой до 3-х этажей включительно, допускается применение домов секционного типа и других (высотой до 4-х этажей) с градостроительным регулированием в соответствии со СНиП 2.07.01. При этом жилые образования территорий малоэтажного жилищного строительства должны состоять, как правило, из жилых домов одноквартирных и блокированных (с приквартирными участками).
Таким образом, учитывая, что ООО "Полит.Консалт" получило разрешение на строительство среднеэтажных жилых домов, а не малоэтажных, в рассматриваемой рекламе ООО "Полит.Консалт" содержится недостоверная информация о рекламируемом объекте.
Данная информация является существенной для потребителя, т.к. влияет на выбор и оценку объекта недвижимости при его выборе для дальнейшего приобретения, способна повлиять на мотивацию потенциального покупателя в выборе данного объекта, а указание в рекламе на малоэтажность строящихся домов искажает смысл информации, чем могут вводится в заблуждение потребители рекламы.
Необходимо отметить, что в ходе рассмотрения дела N010/05/5-20/2019 представитель общества признал факт вменяемого нарушения ФЗ "О рекламе", отметив, что в настоящее время нарушение устранено.
В связи с чем указанные факты свидетельствуют о наличии в размещенной ООО "Полит.Консалт" на рекламной конструкции рекламы нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе.
Ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", согласно части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель.
Исходя из информации, полученной в ходе рассмотрения дела N010/05/5-20/2019, и в соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" ООО "Полит.Консалт" является рекламодателем вышеуказанной рекламы.
Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение рекламодателем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, в виде административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 1 статьи 4.5. КоАП РФ установлен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Датой совершения административного правонарушения в данном случае является дата обнаружения правонарушения, т.е. дата регистрации обращения физического лица, поступившего в адрес Карельского УФАС России 27.11.2018.
Таким образом, срок давности для привлечения к административной ответственности на момент составления протокола не истек.
Место совершения данного административного правонарушения - ул. Балтийская, г.Петрозаводск, Республика Карелия.
обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ
Вышеуказанные факты являются достаточными для определения в действиях ООО "Полит.Консалт" наличия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
В связи с изложенным 05.04.2019 должностным лицом Карельского УФАС России на юридический адрес ООО "Полит.Консалт" было направлено уведомление о составлении протокола в 15 часов 00 минут 23.04.2019. Указанное уведомление было получено 11.04.2019 директором Общества ***
16.04.2019 в адрес Карельского УФАС России с письмом от 15.04.2019 N70 (вх. N1883) поступило ходатайство ООО "Полит.Консалт" о составлении протокола в отсутствие представителя Общества. Кроме того, в указанном письме ООО "Полит.Консалт" при решении вопроса о назначении меры административного наказания просит учесть положения статей 4.1.1 и 3.4 КоАП РФ, заменив административный штраф на предупреждение, поскольку Общество с 01.08.2016 включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (отнесено к категории "микропредприятие"), ранее к административной ответственности не привлекалось.
23.04.2019 должностным лицом Карельского УФАС России в отсутствие представителя ООО "Полит.Консалт" был составлен протокол по делу N010/04/14.3-254/2019 об административном правонарушении.
Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N010/04/14.3-254/2019 от 25.03.2019 рассмотрение данного дела было назначено на 15 часов 00 минут 13.05.2019 по адресу: ***
Согласно почтовому уведомлению указанная корреспонденция была получена ООО "Полит.Консалт" - 06.05.2019.
В письме от 06.05.2019 (вх. от 07.05.2019 N2237) ООО "Полит.Консалт" ходатайствует о рассмотрении настоящего дела в отсутствие представителя общества, а также вновь просит заменить административный штраф на предупреждение, по вышеуказанным основаниям.
Рассмотрение административного дела N010/04/14.3-254/2019 состоялось в назначенное время.
На основании вышеизложенного, должностное лицо Карельское УФАС России полагает, что в действиях ООО "Полит.Консалт" установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Доказательствами по делу являются материалы дела N010/05/5-20/2019, возбужденного Карельским УФАС России по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Обстоятельств отягчающих и смягчающих административную ответственность не установлено.
Кроме того, должностное лицо Карельского УФАС России не установило оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу.
Вместе с тем, следует отметить, что ООО "Полит.Консалт" вышеуказанное административное правонарушение совершено впервые, в результате совершенного правонарушения не причинён вред, а также не возникло угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, либо других негативных последствий.
Согласно выписке из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенного на официальном сайте Федеральной налоговой службы РФ, ООО "Полит.Консалт" относится к категории микропредприятие.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба устанавливается предупреждение.
В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ (часть 3 статьи 3.4. КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Учитывая обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения должностное лицо Карельского УФАС России полагает возможным назначить ООО "Полит.Консалт" административное наказание в виде предупреждения.
Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации ООО "Полит.Консалт" своих прав и защиты законных интересов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 14.3, 3.4, 4.1.1, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России ***,
ПОСТАНОВИЛ:
Назначить ООО "Полит.Консалт" (ИНН ***; ОГРН ***) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, административное наказание в виде предупреждения.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу в сроки, предусмотренные статьёй 31.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя управления ***
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 13 мая 2019 г. N 010/04/14.3-254/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.05.2019