Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золина Галина Владимировна, рассмотрев протокол N 228 от 29.04.2019 года и материалы административного дела N 026/04/14.3-292/2019, возбужденного 29.04.2019 года управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю в отношении ООО "Практик" /355000, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 39, А; ИНН 2635807337, КПП 263501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N12 по Ставропольскому краю 03.10.2011 за ОГРН 1112651028489/ по части 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38 - ФЗ "О рекламе"),
в присутствии генеральногодиректора ООО "Практик"
УСТАНОВИЛ:
В результате осуществления государственного надзора за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов были выявлены нарушения Федерального закона "О рекламе".
05 марта 2019 г. в г. Ставрополе на ул. Шпаковская, д.2/ул. Матросова, 1А, на фасаде здания, была зафиксирована реклама следующего содержания: "Стоматологический центр "Практик - дент" Без Боли. Все виды протезирования, все виды лечения, профессиональная чистка. Запись по телефону: 40-66-41, 2-ой этаж".
Кроме того, возле входа в здание расположен штендер с рекламой следующего содержания "Практик Дент" Стоматология. 2 этаж. Эстетическая стоматология, протезирование, лечение десен, отбеливание, чистка. Т.40-66-41".
В данной рекламе медицинских услуг отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению, необходимости получения консультации специалистов.
Данная реклама распространялась для привлечения внимания к медицинским услугам, оказываемым в стоматологическом центре "Практик-Дент".
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38 - ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе", рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.10.2017 N804Н.
Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В данном перечне указаны такие медицинские услуги, как:
- А16.07.050 профессиональная чиста зубов ;
- А 23.07.008 Изготовление литого штифтового зуба;
- А 23.07.002 Изготовление ортопедической конструкции стоматологической и др.
Данная реклама распространялась для привлечения внимания к медицинским услугам, оказываемым в стоматологическом центре "Практик-Дент".
Следовательно, в рекламе, распространенной ООО "Практик", указаны медицинские услуги.
В пункте 22 Постановления Пленума высшего арбитражного суда РФ от 08.10.2012 N58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами федерального закона "О рекламе" указано, согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств и медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказания к их применению.
Распространенная ООО "Практик" информация, полностью соответствует законодательному определению понятия "реклама", закрепленному в статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе", ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с лицензией NЛО-26-01-001795 от 02.04.2013 г., медицинскую деятельность осуществляет ООО "Практик", данное общество является лицом определившим содержание рекламы, следовательно, рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО "Практик" /355000, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 39, А; ИНН 2635807337, КПП 263501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N12 по Ставропольскому краю 03.10.2011 за ОГРН 1112651028489/.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", ответственность за нарушения требований, установленных частью 7 статьи 24 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" несет рекламодатель.
В адрес Ставропольского УФАС России поступили объяснения ООО "Практик" вх. N2854 от 15.04.2019, согласно которым, Общество признает вину в полном объеме. Кроме того, Обществом представлено документальное подтверждение устранения нарушения рекламного законодательства.
На рассмотрении дела генеральным директором ООО "Практик" представлен договор N3 от 12.01.17г. заключенный с Комитетом труда и социальной защиты насления администрации г. Ставрополя о том, что ООО "Практик" предоставляет стоматологические услуги малоимущим гражданам и пенсионерам г. Ставрополя с 25 % скидкой.
Таким образом, в рекламе ООО "Практик" /355000, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 39, А; ИНН 2635807337, КПП 263501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N12 по Ставропольскому краю 03.10.2011 за ОГРН 1112651028489/ допущено нарушение части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе", выразившиеся в распространении рекламы медицинских услуг без предупреждения о наличии противопоказаний по их применению и использованию и необходимости получения консультации специалиста.
В соответствии с частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
У ООО "Практик" имелась возможность обеспечить соблюдение законодательства о рекламе при распространении рекламы, но общество не приняло к тому разумных и адекватных мер, не проявило должную степень заботливости и осмотрительности, не организовало соответствующий контроль за соблюдением требований действующего законодательства, что является основанием в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ для признания ООО "Практик" виновным в совершении административного правонарушения.
В вышеуказанной рекламе ООО "Практик" допущены нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", выразившиеся в распространении рекламы медицинских услуг без соответствующего закону предупреждения о возможных противопоказаниях, необходимости получения консультации со специалистом.
Совершенное ООО "Практик" административное правонарушение в виде нарушения законодательства о рекламе посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере производства, размещения и распространения рекламы.
Правонарушения в сфере рекламы медицинских услуг обладают повышенной опасностью.
Общественные отношения, связанные с рекламой медицинских услуг, являются одними из наиболее важных объектов правового регулирования в сфере здравоохранения. Посягательство на них несет в себе существенную угрозу установленному публично-правовому порядку, поскольку непосредственно влияет на состояние здоровья человека. Административное правонарушение, совершенное ООО "Практик", несет в себе угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Действия Ставропольского УФАС России направлены на реализацию положений Конституции Российской Федерации, которая признает человека высшей ценностью общества, право на жизнь - самым важным правом человека, принадлежащим ему от рождения (статьи 2, 17, 20).
Конституция Российской Федерации признает право человека на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1 статьи 41).
В части 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Об общественной опасности правонарушений, связанных с рекламой медицинских услуг, свидетельствует выделение законодателем ответственности за такие нарушения в отдельный состав - часть 5 статьи 14.3 КоАП РФ.
На основании вышеуказанного, должностное лицо приходит к выводу о невозможности применения к ООО "Практик" статьи 2.9 КоАП РФ. Правонарушение, допущенное ООО "Практик", обладает повышенной опасностью и понятие "малозначительность" к нему неприменимо.
Статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, содержит условия замены административного штрафа предупреждением.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
ООО "Практик" является субъектом малого предпринимательства. Поскольку административное правонарушение, совершенное ООО "Практик", несет угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, на ООО "Практик" не распространяется действие части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 4 статьи 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Отягчающих обстоятельств по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Практик" не установлено.
В то же время, Ставропольским УФАС России установлены смягчающие обстоятельства по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Практик".
Обстоятельствами, смягчающим административную ответственность являются:
- раскаяние лица, совершившего административное правонарушение (пункт 1 статьи 4.2 КоАП РФ);
-устранение нарушения до выдачи предписания (пункт 7 статьи 4.2 КоаП РФ)
С учетом субъективной и объективной стороны совершенного правонарушения должностным лицом Ставропольского УФАС России было принято решение о назначении административного штрафа, предусмотренного частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федераций об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38 - ФЗ "О рекламе", статьями 2.1, 2.9; 4.1; 4.1.1; 4.2; 4.3, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ООО "Практик" /355000, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 39, А; ИНН 2635807337, КПП 263501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N12 по Ставропольскому краю 03.10.2011 за ОГРН 1112651028489/ виновным в совершении нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38 - ФЗ "О рекламе".
Назначить ООО "Практик" /355000, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 39, А; ИНН 2635807337, КПП 263501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N12 по Ставропольскому краю 03.10.2011 за ОГРН 1112651028489/ наказание в соответствии с частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере двухсот (200 000) тысяч рублей .
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о рекламе, зачисляются по следующим реквизитам:
"Получатель" - УФК МФ РФ по СК (Ставропольское УФАС России),
ИНН 2634003887, КПП 263501001,
Отделение Ставрополь г. Ставрополь, р/с 40101810300000010005,
БИК 040702001, ОКТМО 07701000.
Код доходов бюджета 161 1 16 26000 01 6000 140. УИН 16112043000001600650.
Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства о рекламе по Постановлению N 026/04/14.3-292/2019 от 30.04.2019 г.
В случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, примет решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности по статье 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке по месту рассмотрения дела, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Заместитель руководителя управления Г.В. Золина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 13 марта 2006 г. N 026/04/14.3-292/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.04.2019