Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
Хаснуллин Н.А., заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
Пестерников В.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
Раев М.А., специалист-эксперт отдела контроля в сфере строительства,
в присутствии представителей: ИП Спирина В.П. - <_> (по доверенности); МАДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад N 252" - <_> (по доверенности),
рассмотрев жалобу ИП Спирин Валерия Петровича (ИНН: 590401368314) (далее - заявитель) (вх. N 017484) на действия МАДОУ Детский сад N318 (ИНН: 5908030023; КПП 590801001; ОГРН 1055904122064); Закупочной комиссии МАДОУ Детский сад N 318 (далее - заказчик, закупочная комиссия) при организации и проведении открытого конкурса на поставку продуктов питания для нужд МАДОУ Детский сад N318 (Лот - N 1) (извещение N 31807210631, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет") (далее - официальный сайт) (далее - торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
14.12.2018 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба ИП Спирина В.П., в которой указано, что Заказчиком нарушено информационное единство в связи с несоответствием извещения, размещенного на сайте электронной торговой площадки www.rts-tender.ru, Документации Заказчика.
Заказчик в письменных возражениях соглашается с допущенной ошибкой, обращает внимание, что ошибка была допущена ненамеренно.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг обществами установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее - Закон о закупках).
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик - хозяйственное общество обязано руководствоваться, в том числе, утверждённым наблюдательным советом общества и размещённым в единой информационной системе не позднее пятнадцати дней со дня утверждения положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
В ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. N 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" (далее - Правила формирования плана закупки товаров)).
Размещение плана закупки, информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений. Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года. План закупки считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки либо структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана (п.п. 14, 17 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. N 908).
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (ч. 5 ст. 3 Закона о закупках).
В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).
2. При проведении рассматриваемой закупки Заказчик руководствовался Положением о закупке МАДОУ "Детский сад N 318" г. Перми (от 10.07.2018 г.) (далее - Положение); Документацией по конкурсу в электронной форме на заключение договора на поставку продуктов питания для нужд МАДОУ "Детский сад N 318" г. Перми (далее - Документация).
Извещение о проведении закупки опубликовано сайте www.zakupki.gov.ru 27.11.2018 г. (текущая редакция), дата окончания приема заявок и рассмотрения заявок - 13.12.2018 г., дата подведения итогов конкурса - 14.12.2018 г. Закупка под номером 489168 была размещена на сайте www.rts-tender.ru - 27.11.2018 г.
При осуществлении закупки Заказчик обязан руководствоваться требованиями Закона о закупках, Положения о закупках заказчика, а также иными нормативно-правовыми актами, регулирующими закупочную деятельность.
Также, согласно п. 1 ч. 1. ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик обязан руководствоваться, в том числе, принципом информационной открытости закупки.
Из анализа извещения, положений документации о закупке, письменных доводов сторон, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы Заявителя обоснованной ввиду следующего.
В силу ч. 25 ст. 3.2 Закона о закупках Заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.
Так, согласно разд. VI Документации обеспечение заявки на участие в конкурсе в электронной форме не установлено.
В то же время, Извещением, сформированным на электронной торговой площадке www.rts-tender.ru, установлено обеспечение в размере 12 250,65 (рублей).
Как следует из пояснений представителя Заказчика, установление размера обеспечения по закупке извещение N 31807210631 не планировалось.
Комиссией антимонопольного органа установлено, что Заявителю - ИП Спирину В.П. не удалось принять участие в оспариваемом конкурсе, по причине отсутствия на его счету размера обеспечения, что подтверждается материалами дела.
Комиссией Пермского УФАС России был сделан запрос (от 28.12.2018 г. N 16038-18) оператору электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" с целью получения сведений о поданной заявке ИП Спириным В.П. по торговой процедуре (извещение N 31807210631 - Лот N 1).
09.01.2019 г. в Управление поступил ответ (вх. N 000108) от электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер". Согласно предоставленной информации заявка ИП Спирина В.П. на участие в конкурсе по лоту N 1 (извещение N 31807210631) находится в статусе "формирование".
В связи с установлением в Документации и Извещении, сформированным на электронной торговой площадке www.rts-tender.ru, различных сведений об установлении размера обеспечения, потенциальный участник ИП Спирин В.П., который, как отмечает Комиссия, принял участие в конкурсе по Лотам N 3 и N 4 (по Лотам N 3 и N 4 обеспечение Заказчиком на сайте электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" не установлено) не смог принять участие по Лоту N 1, ввиду отсутствия на его счету размера обеспечения в соответствии с Документацией.
Таким образом, Заказчик не установив наличие размера обеспечения в Документации, но установив его на сайте электронной торговой площадке www.rts-tender.ru, привело к нарушению информационной открытости закупки в силу п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
Доказательств установления обеспечения на сайте электронной торговой площадки не по вине Заказчика в материалах дела не представлено.
Кроме того, в письменных возражениях на жалобу Заказчик выражает готовность внести изменения в Извещении, отменить протоколы.
При данных обстоятельствах, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о признании доводов жалобы обоснованными и необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об отмене результатов рассмотрения заявок в части Лота N 1 "Мясо и мясная продукция", внесения изменений в извещение, размещенного на сайте электронной торговой площадки, и продления сроков подачи заявок на участие в конкурсе в части Лота N 1 "Мясо и мясная продукция".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Спирин Валерия Петровича (ИНН: 590401368314) (вх. N 017484) на действия МАДОУ Детский сад N 318 (ИНН: 5908030023; КПП 590801001; ОГРН 1055904122064); Закупочной комиссии МАДОУ Детский сад N 318 при организации и проведении открытого конкурса на поставку продуктов питания для нужд МАДОУ Детский сад N318 (Лот - N 1) (извещение N 31807210631, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет"), обоснованной;
Признать в действиях МАДОУ Детский сад N 318 г. Перми факт нарушения пункта 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 10 января 2019 г. N 017484
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.01.2019