Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области Батурин Сергей Владимирович, рассмотрев материалы административного дела N 1954/02 от 30.11.2018 года о правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года N195-ФЗ (далее по тексту КРФ об АП) в отношении инженера 1 категории отдела технологического присоединения филиала акционерного общества ( далее - АО ) - Александра Игоревича ),
УСТАНОВИЛ:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС) поступило заявление гр. Евгении Андреевны (г. Батайск, ул. 1025) о неправомерных, по мнению заявителя, действиях АО , выразившихся в необоснованном включении в технические условия N 358/18/1/БМЭС от 05.07.2018 г., пунктов, противоречащих действующему законодательству, а также в отказе технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям.
Так, в ходе проверки Ростовским УФАС России было установлено следующее:
Между АО и Е.А. заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 358/18/1/БМЭС от 05.07.2018 г.
В силу п. 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца.
Согласно п. 7 технических условий точка присоединения и максимальная мощность энергопринимающих устройств по каждой точке присоединения: на опоре ВЛ-0,23 кВ Донская чаша, установленной на границе земельного участка Заявителя (КТП-88), 10 кВт.
Согласно п. 10.2 технических условий мероприятий со стороны сетевой организации по созданию объектов электрического хозяйства от существующей сети до границ земельного участка не требуется.
В силу п. 11 технических условий от 05.07.2018 г. заявитель обязан:
- выполнить строительство ВЛ 0,23 кВ от существующих сетей, расположенных на территории Донская чаша до ВРУ 0,23 кВ жилого дома;
- предусмотреть установку устройств, обеспечивающих контроль величины максимальной мощности;
-установить устройства, обеспечивающие введение ограничения режима потребления заявителя, в предусмотренных законодательством РФ случаях, при обеспечении поставки электрической энергии другим потребителям без ограничения режима их потребления.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона РФ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона РФ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям; утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры, правила оказания этих услуг.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям, процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий для присоединения к электрическим сетям определены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения).
Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
При этом в пункте 6 Правил технологического присоединения указано, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными правилами.
Согласно пункту 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, названными в пунктах 12.1 - 14 и 34 Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Следовательно, заявитель, энергопринимающее устройство которого соответствует указанному в пункте 17 Правил технологического присоединения, помимо уплаты тарифа за технологическое присоединение исполняет обязательства, связанные с технологическим присоединением в пределах границ участка, на котором расположены его энергопринимающие устройства.
Таким образом, возложение обязанности на заявителя по строительству ВЛ 0,23 кВ до ВРУ 0,23 кВ жилого дома, является неправомерным и несоответствующим действующему законодательству.
Подпунктом "в" пункта 25.1 Правил технологического присоединения предусмотрено, что в технических условиях должны быть указаны требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.
Из содержания абзаца 9 пункта 40 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, следует, что у потребителя (покупателя) имеется обязанность по обеспечению оборудования точек поставки по договору приборами учета.
Как следует из пункта 8(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, обязанность вести учет резервируемой мощности с учетом максимальной мощности энергопринимающих устройств возложена на сетевые организации.
При этом, действующим законодательством не предусмотрено возложение на потребителей электроэнергии обязанности по установке устройств контроля величины максимальной мощности, необходимых для выполнения сетевой организацией своих обязанностей, а равно обязанности контролировать максимальную мощность. Из содержания подпункта "в" пункта 25.1 Правил технологического присоединения следует, что в технических условиях должны быть указаны требования к таким устройствам, а не обязанность потребителя по их установке. Понятия "учет потребляемой энергии (мощности)" и "контроль величины максимальной мощности" не являются тождественными.
Кроме того, данное требование не предусмотрено и Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 (ред. от 20.06.2003), установлено, что требования ПУЭ являются обязательными для всех ведомств, организаций и предприятий, независимо от форм собственности, занимающихся проектированием и монтажом электроустановок. Физические лица, указанные в пункте 14 Правил, в этом перечне отсутствуют.
Согласно Правилам устройства электроустановок, утвержденным приказом Минэнерго России от 20.05.2003 N 187, требования этих правил обязательны для всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, а также для физических лиц, занятых предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Е.А. к указанным лицам также не относится.
Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено возложение на потребителя обязанности по установке устройства, обеспечивающее введение ограничение режима потребления заявителя, в предусмотренных законодательством РФ случаях, при обеспечении поставки электрической энергии другим потребителям без ограничения режима их потребления. Указанная обязанность должна быть исполнена сетевой организацией.
В процессе рассмотрения данного дела было также установлено, что в результате неправомерного требования АО, направленному в адрес Е.А. (исх. 2499 от 12.09.2018 г.) о необходимости установки устройства, обеспечивающее введение ограничение режима потребления заявителя, в предусмотренных законодательством РФ случаях, при обеспечении поставки электрической энергии другим потребителям без ограничения режима их потребления, обязанность по осуществлению технологического присоединению по договору N 358/18/1/БМЭС от 05.07.2018 г., по состоянию на 16.01.2019 г., АО не исполнило.
Подпунктом "б" пункта 16 Постановления N 861 определены обязательства сторон по их выполнению и срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно.
При этом Постановление N 861 не содержат нормы, позволяющей сетевой организации в одностороннем порядке увеличивать (продлевать) предельный срок технологического присоединения к электрическим сетям для рассматриваемой категории потребителей.
Таким образом, установлено, что помимо включения в технические условия требования, противоречащие действующему законодательству, АО также еще нарушило нормативно -установленный срок осуществления технологического присоединения к электрическим сетям объекта электросетевого хозяйства Е.А. - частного домовладения, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Батайск, ул. , 1025.
В соответствии со ст. 2.4. КРФ об АП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Письмом от 24.10.2018 г. (исх. 3375) АО сообщило, что в соответствии с должностными инструкциями, инженер 1 категории А.И. обязан был осуществлять подготовку технических условий. Таким образом, по вине данного должностного лица, технические условия, выданные Е.А., не соответсуют действующему законодательству.
Действия (бездействие) должностного лица А.И. подлежат квалификации по ч. 1 ст. 9.21 КРФ об АП.
В силу ч. 1 ст. 9.21 КРФ об АП, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Место совершения правонарушения: Ростовская обл., г. Батайск
Время совершения правонарушения: 05.07.2018 г.
Срок давности привлечения должностного лица А.И. к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КРФ об АП за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.21 КРФ об АП на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Процедура рассмотрения дела об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности соблюдена.
Должностное лицо А.И. был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении письмом N 21741/02 от 08.11.2018 года. Данное письмо было получено заблаговременно.
Таким образом, о времени и месте составления настоящего протокола А.И. уведомлен надлежащим образом.
Протокол составлен в присутствии А.И..
Таким образом, при составлении настоящего протокола права и законные интересы должностного лица А.И. были соблюдены в полном объеме.
Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, а также ст. 51 Конституции Российской Федерации.
Определением от 13.12.2018 г. дело об административном правонарушении N1954/02 назначено к рассмотрению на 29.01.2019 г.
Указанное определение получено А.И. заблаговременно, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления.
29.01.2019 г. дело рассмотрено в присутствии А.И.
Факт совершения правонарушения должностным лицом А.И. подтверждается:
- материалами дела 1954/02;
- протоколом об административном правонарушении от 30.11.2018 г.;
Оценивая собранные по делу доказательства, нахожу действия должностного лица А.И. верно квалифицированными по части 1 статьи 9.21 КРФ об АП.
Обстоятельств смягчающим административную ответственность в соответствии со ст. 4.2 КРФ об АП не установлено.
В соответствии со ст. 29.1 КРФ об АП: обстоятельства, исключающие производство по настоящему делу, не выявлены; для рассмотрения настоящего дела по существу имеется достаточно материалов; ходатайства, отводы не заявлены.
Основания для освобождения лица, совершившего административное правонарушение от административной ответственности в порядке применения статьи 2.9 КРФ об АП отсутствуют.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.21 КРФ об АП, посягает на установленные государством интересы в сфере электроэнергетики. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества, к исполнению публично-правовых обязанностей и к требованиям законодательства в области электроэнергетики. Более того, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения положений ст. 2.9 КРФ об АП.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 9.21, 23.48, 23.66, 29.9 КРФ об АП, заместитель руководителя Ростовского УФАС России Батурин С.В.
ПОСТАНОВИЛ:
Признать инженера 1 категории отдела технологического присоединения филиала акционерного общества , виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 1 ст.9.21 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей 00 коп.
Сумму штрафа надлежит уплатить на расчетный счет N 40101810400000010002 в отделении Ростова-на-Дону г. Ростова-на-Дону; БИК 046015001. Получатель: УФК по Ростовской области (Ростовское УФАС России) ИНН 6163030500. КПП 616301001.
Код бюджетной классификации 161 1 16 41000 01 6000 140
ОКТМО 60701000
УИН 16165020100001521470
Основание платежа - Постановление Ростовского УФАС России N 1954/02 от 29.01.2019 г.
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу (863) 240-99-59 или на электронную почту Ростовского УФАС: to61@fas.gov.ru.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КРФ об АП, административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
В силу ч. 5 ст. 3.5 КРФ об АП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 20.25 КРФ об АП, неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КРФ об АП, а также частью 1 статьи 30.3 КРФ об АП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статьи 31.1 КРФ об АП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 29 января 2019 г. N 1954/02
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.01.2019