Я, <_> - [должностное лицо], рассмотрев материалы дела в отношении ООО <_> на предмет соблюдения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"),
УСТАНОВИЛ:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) поступило обращение (Вх. N5925/ж от 10.04.2019 г.) по факту размещения недостоверной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащей не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, что имеет признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
В поисковой системе "Яндекс" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" распространялась реклама следующего содержания: "Реклама в автобусах Казани-реклама в транспорте! sbktm.su реклама Единственные поставщики рекламной площади в автобусах. 600 автобусов. 42 маршрута! Контактная информация +7 (843) 245-05-05".
Термин "единственный" имеет следующее значения:
только один, всего один (Толковый словарь Кузнецова);
только один (Толковый словарь Ожегова);
один или единый, чему нет ровни, ни дружки; несравненный; исключительный; одиночный, единичный, лишь один. (Толковый словарь Даля).
Следовательно, слово "единственный" в контексте рекламной информации формирует представление о ООО <_>, как об основной среди других подобных, имеющей наибольшее значение, влияние, признание, первенствующей в данном сегменте.
При этом использованная в рекламе сравнительная характеристика ("единственные") не содержит критериев, по которым осуществляется сравнение.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда (N 58 от 8 октября 2012 г.) "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" необходимо исходить из того, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
Из данных разъяснений следует, что отсутствие критериев сравнения в рекламе допускает возможность проведения потребителями такого сравнения по любому показателю, то есть, словосочетание "единственные поставщики" означает, что Общество "СБК" превосходит любое другое предприятие по всем оценочным критериям.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Следовательно, реклама "Единственные поставщики рекламной площади в автобусах. 600 автобусов 42 маршрута!" без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение с другими предприятиями, нарушает указанные требования Закона.
Реклама не содержит прямого сравнения с конкретными хозсубъектами, но рекламное утверждение "Единственные поставщики" позволяет сделать вывод о том, что Общество <_> сравнивается со всеми участниками рынка.
Некорректное сравнение в рекламе выражено в том, что рекламодатель определил себя как главного среди аналогичных предприятий, не указав конкретный источник информации: результаты исследований, рейтинг, опрос общественного мнения, иное.
Таким образом, рекламная информация "Мы главные по шинам" содержит признаки нарушений пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в части указания недостоверных сведений о преимуществе объекта рекламирования и некорректного сравнения с иными хозяйствующими субъектами.
Рассматриваемая реклама содержит информацию, адресованную неопределенному кругу лиц, т.к. нельзя заранее определить получателей данной информации и она может представлять интерес и доступна также и иным лицам, не только входящих в целевую аудиторию ООО <_>. Данная позиция согласуется с позицией ФАС России, изложенной в письме от 20.06.2018 N АД/45557/18 "Об оценке неопределенного круга лиц в рекламе".
Формой распространения является демонстрация текстового сообщения.
Указанная информация направлена на привлечение внимания к услугам ООО <_>.
Таким образом, вышеназванная информация содержит все признаки рекламы:
- является информацией;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания, учитывая это, данная реклама соответствует определению рекламы.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим, использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", "самый" должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).
В указанной рекламе нет подтверждения факта, что данное Общество является "единственным поставщиком" (на какой территории, по каким параметрам или характеристикам), т.е. утверждение "Единственные поставщики" ничем не подтверждается.
Таким образом, использование в спорной рекламе "Реклама в автобусах Казани-реклама в транспорте! sbktm.su реклама Единственные поставщики рекламной площади в автобусах. 600 автобусов. 42 маршрута! Контактная информация +7 (843) 245-05-05". напрямую противоречит вышеприведенной норме.
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).
Таким образом, в рассматриваемой рекламе В поисковой системе "Яндекс" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" распространялась реклама следующего содержания: "Реклама в автобусах Казани-реклама в транспорте! sbktm.su реклама Единственные поставщики рекламной площади в автобусах. 600 автобусов. 42 маршрута! Контактная информация +7 (843) 245-05-05"в нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе использованы не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.
Согласно материалам дела, рекламодателем является ООО <_>
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
ОПРЕДЕЛИЛ:
1.Возбудить производство по делу N016/05/5 -550/2019 по признакам нарушения части 10 статьи 7 Закона "О рекламе".
2.Назначить дело N016/05/5 - 550/2019 к рассмотрению на 24 мая 2019 г. в 13 час. 30 мин. по адресу: г. Казань, ул. Московская, д. 55, кабинет 217 (зал заседаний).
3.Признать лицом, участвующим в деле, в действиях которого содержатся признаки нарушения Закона "О рекламе" ООО <_>;
4. ООО <_> в срок до 20 мая 2019 года представить в Татарстанское УФАС России надлежащим образом заверенные копии следующих документов и материалов (на электронную почту <_> с дублированием <_>) согласно следующему перечню:
учредительные документы;
свидетельство о государственной регистрации юридического лица, ИНН;
информация о сферах деятельности ООО <_> с приложением подтверждающих документов;
информация о должностном лице, ответственном за изготовление, размещение и распространение вышеуказанных рекламных материалов, с приложением копии документа удостоверяющего личность, содержащего информацию о дате рождения, место рождения, кем и когда выдан данный документ, адреса места регистрации (жительства), копии приказов о приеме на работу, должностных инструкции;
копии всех договоров на изготовление, размещение и распространение вышеуказанных рекламных материалов, с приложением документов подтверждающих исполнение указанного договора (акт выполненных работ, счет на оплату, платежное поручение и т.д.), в том числе документы и договора, на распространение вышеуказанных рекламных материалов на ТС и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в поисковой системе "Яндекс";
письменные пояснения по фактам, изложенным в настоящем определении;
иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений - нормативное и документальное их обоснование.
В случае если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.
При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер, указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.
Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт административную ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 19.8 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях.
Явка ООО <_> в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.
<_> [должностное лицо]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 8 мая 2019 г. N 016/05/5-550/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.05.2019