Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства в составе: <_> (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу N 011/07/1-230/2019 ООО "Главгеопроект" (ИНН 7723394303, КПП 772301001, ОГРН 1157746510712) исх. N 135 (вх. N 1734э от 26.04.2019) в отношении АО "Коми коммунальные технологии" (ИНН 1101056139, КПП 110101001, ОГРН 1151101010620), касающуюся проведения закупки в форме запроса котировок в электронной форме на выполнение инженерных изысканий и проектных работ по объекту: "Строительство ВЛ-10 кв. от ДЭС "Новый бор" до опоры N32 ВЛ-10 кВ Харьяга-Ёрмица-Леждуг"", номер извещения 31907727263 в единой информационной системе,
в присутствии:
<_> - представителей АО "Коми коммунальные технологии" по доверенностям;
УСТАНОВИЛА:
АО "Коми коммунальные технологии" явилось заказчиком и организатором закупки в форме запроса котировок в электронной форме на выполнение инженерных изысканий и проектных работ по объекту: "Строительство ВЛ-10 кв. от ДЭС "Новый бор" до опоры N32 ВЛ-10 кВ Харьяга-Ёрмица-Леждуг"", номер извещения 31907727263 в единой информационной системе (далее - закупка, ЕИС).
Закупка проводилась на электронной площадке РТС-тендер, оператором которой является ООО "РТС-тендер".
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Заявителем указано на нарушение заказчиком части 1 статьи 3 Закона о закупках при отклонении его заявки на участие в закупке, а также в результате следующих действий (бездействия) заказчика. Указано, что цена, предложенная в заявке, не превысила начальную максимальную цену, отклонение заявки по причине формирования сметы N 3 с повышающим коэффициентом неправомерно. Также обжаловано предъявление заказчиком требования о применении понижающего коэффициента ко всем сметам. Указано на предоставление в составе заявки всех смет в соответствии со сметами заказчика. Обжаловано неуказание в протоколе конкретной сметы, по которой заказчиком установлено несоответствие видам работ.
АО "Коми коммунальные технологии" представлены письменные пояснения, указано, что жалоба не подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В жалобе приводятся доводы и указано на нарушение тем самым заказчиком части 1 статьи 3 Закона о закупках. В связи с этим, с учетом пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках жалоба подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Жалоба в части возможных нарушений статьи 17 Закона о защите конкуренции подлежит рассмотрению в порядке и сроки, установленные статьей 44 Закона о защите конкуренции. Заявитель об этом был уведомлен.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках:
1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупках товаров, работ, услуг АО "Коми коммунальные технологии" от 28.12.2018 (далее - Положение о закупках) размещено в ЕИС 11.01.2019.
Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
Проводимая закупка являлась конкурентной - проводилась в форме запроса котировок в электронной форме.
Извещение N 31907727263 размещено в ЕИС 03.04.2019.
Статьей 3.2 Закона о закупках определен порядок проведения конкурентной закупки, в том числе:
10. Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
13. Протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения, в том числе:
3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка;
6) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
14. Протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения, в том числе:
5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;
8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
20. Под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе:
1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В пункте 2.19 раздела 2 извещения о закупке приведены требования к содержанию и формам документов, входящих в состав заявки на участие в закупке, в том числе по подпункту 7 дополнительно в составе документов, подаваемых с заявкой, участник предоставляет, в том числе:
Подписанные сметы на работы, являющиеся предметом закупки с указанием всех товарных знаков, марок, моделей (при их наличии) материалов, используемых при выполнении работ. Сметы необходимо предоставить по формам, указанным в Приложении N 1 к Извещению о запросе котировок, не изменяя объемов и видов работ.
Для снижения стоимости работ в каждом Локальном сметном расчете, предоставляемом в составе Заявки Участника закупки, должен применяться общий понижающий коэффициент.
В приложении N 1 к извещению приводится 6 смет и сводный сметный расчет:
Смета N 1 на инженерно-геодезические изыскания с итоговой ценой по смете 6 224 501, 14 руб.
Смета N 2 на инженерно-геологические изыскания с итоговой ценой по смете 3 234 860,56 руб.
Смета N 3 на инженерно-гидрометеорологические изыскания с итоговой ценой по смете 84 225,36 руб.
Смета N 4 на акт натурного обследования земель с итоговой ценой по смете 654 091, 26 руб.
Смета N 5 на проектные (изыскательские) работы с итоговой ценой по смете 6 846 692,66 руб.
Смета N 6 на проектные (изыскательские) работы с итоговой ценой по смете 1 978 923,66 руб.
В разделе 3 извещения о закупке приводится техническое задание, в соответствии с которым выполняются следующие работы:
Инженерно - геодезические работы
Инженерно - геологические работы
Инженерно - гидрометеорологические работы
Акт натурного обследования земель
Проектные работы
Проект планировки территории.
В пункте 3 раздела 3 извещения о закупке указано, что работы выполняются в соответствии с настоящим Техническим заданием, а также, в том числе: локальными сметами (Приложение N1 к Извещению о запросе котировок).
Заказчик в соответствии с пунктами 1, 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках устанавливает требования к техническим характеристикам работы, к результатам работы, иные требования, связанные с определением соответствия выполняемой работы потребностям заказчика; а также составу заявки.
В данном случае, заказчик установил необходимые ему виды работ, указал, что объемы и виды работ не подлежат изменению, сметы в составе заявки предоставляются по установленным заказчиком формам, а для снижения стоимости работ участник в каждой смете применяет общий (т.е. одинаковый) понижающий коэффициент.
Данные требования были установлены одинаковыми для всех потенциальных участников закупки. Противоречия таких требований положениям Закона о закупках не установлено. В связи с чем, в таких действиях заказчика нарушение части 1 статьи 3 Закона о закупках не усматривается.
В результате просмотра заявки ООО "Главгеопроект" установлено, что в составе заявки представлены следующие сметы:
Смета N 1 на инженерно-геодезические изыскания с итоговой ценой по смете 4 098 000 руб.
Смета N 2 на инженерно-геологические изыскания с итоговой ценой по смете 2 000 000 руб.
Смета N 3 на инженерно-гидрометеорологические изыскания с итоговой ценой по смете 350 000 руб.
Смета N 4 на оформление актов выбора земельного участка с итоговой ценой по смете 150 000 руб.
Смета N 5 на проектные (изыскательские) работы с итоговой ценой по смете 899 000 руб. (в смете указано, договорной коэффициент составляет 0,157).
Смета N 5 на акт натурного обследования земель с итоговой ценой по смете 650 000 руб.
Смета N 6 на проектные (изыскательские) работы с итоговой ценой по смете 702 000 руб. (в смете указано, договорной коэффициент составляет 0,237).
Таким образом, участник изменил виды работ, в частности связанные с оформлением актов выбора земельного участка (согласно смете 4 в составе заявки ООО "Главгеопроект"); применил к сметам 1, 2, 5, различные понижающие коэффициенты, к смете 3 - повышающий коэффициент.
В целом, представленные ООО "Главгеопроект" сметы в составе заявки не соответствовали требованиям по сметам, установленным заказчиком.
Согласно протоколу N 44-ЗК19-ККТ/2 от 23.04.2019 (протоколу оценки, сопоставления заявок и подведения итогов) (далее - протокол от 23.04.2019) ООО "Главгеопроект" не допущено к оценке заявок. Также в протоколе от 23.04.2019 указано, что представленное ценовое предложение не соответствует требованиям Извещения о запросе котировок в электронной форме, а именно сметы на выполнение работ по предмету закупки не соответствуют требованиям, предъявляемым к данному документу и указанным в Извещении о закупке (итоговая цена комплекса работ по предмету закупки сформирована с нарушением требования по применению общего понижающего коэффициента, смета N3 на инженерно-гидрометеорологические изыскания сформирована с учетом повышающего коэффициента, в составе заявки предоставлена смета на работы, не указанные в Техническом задании извещения о закупке (пп.7 п.2.19. Извещения о закупке "Требования к содержанию и формам документов, входящих в состав заявки на участие в закупке"; пп. 2 п.11.7.5 Положения о закупках товаров, работ, услуг АО "ККТ").
Указанное в протоколе от 23.04.2019 при просмотре заявки ООО "Главгеопроект" подтверждается: к представленным в заявке сметам участник применил различные коэффициенты, в том числе повышающий коэффициент (в смете 3), что противоречит подпункту 7 пункта 2.19 раздела 2 извещения о закупке; в составе заявки представлена смета 4 на оформление актов выбора земельного участка (такая смета и включенные в нее работы извещением о закупке не предусмотрены).
Предложение участником в своей заявке цены, не превышающей начальную максимальную цену заказчика, само по себе с учетом подпункта 7 пункта 2.19 раздела 2 извещения о закупке не подтверждает соответствие заявки установленным требованиям.
Разделом 11 Положения о закупках установлен порядок проведения запроса котировок, в том числе указано:
11.7.5. Заявка участника закупки отклоняется комиссией по осуществлению закупок при рассмотрении, оценке и сопоставления заявок в следующих случаях:
(1) несоответствия участника закупки требованиям к участникам запроса котировок, установленным извещением;
(2) несоответствия заявки требованиям к заявкам, установленным извещением по запросу котировок, в том числе непредставления документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки на участие в запросе котировок;
(3) несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям извещения по запросу котировок;
(4) непоступление обеспечения заявки;
(5) непредставления разъяснений заявки по запросу комиссии (если такой запрос по решению комиссии был направлен поставщику);
(6) предоставления в составе заявки заведомо недостоверных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки;
(7) в случае, если заявка на участие в закупке содержит превышение НМЦ, начальной (максимальной) цены единицы продукции. При этом заявка такого участника на соответствие остальным критериям отбора может не рассматриваться, и информация об этом указывается в соответствующем протоколе.
11.8.4. Протокол(ы) формируемый в соответствии с п.11.8.3. должен содержать:
(1) сведения, указанные в п.5.9. настоящего Положения;
(2) любую другую информацию, которую комиссия по осуществлению закупок сочтёт нужной внести в протокол.
Пункт 5.9 Положения о закупках аналогичен частям 13, 14 статьи 3.2 Закона о закупках (отдельные положения данных норм приведены выше).
Указание иных сведений в протоколах Положением о закупках не предусмотрено.
По пункту 7.2 извещения о закупке заявка участника запроса котировок отклоняется комиссией по закупкам при рассмотрении в следующих случаях:
(1) несоответствия участника закупки требованиям к участникам запроса котировок, установленным Извещением;
(2) несоответствия заявки требованиям к заявкам, установленным Извещением по запросу котировок, в том числе непредставления документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки на участие в запросе котировок;
(3) несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям Извещения о запросе котировок;
(4) непоступление обеспечения заявки;
(5) непредставления разъяснений заявки по запросу комиссии по закупкам (если такой запрос по решению комиссии был направлен поставщику);
(6) предоставления в составе заявки заведомо недостоверных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки;
(7) в случае, если заявка на участие в запросе котировок содержит превышение НМЦ, начальной (максимальной) цены единицы продукции. При этом заявка такого участника на соответствие остальным критериям отбора не рассматривается, и информация об этом указывается в соответствующем протоколе.
Из протокола от 23.04.2019 следует, что заявка отклонена по подпункту 2 пункта 11.7.5 Положения о закупках как несоответствующая требованиям, установленным в подпункте 7 пункта 2.19 извещения о закупке.
Заявка ООО "Главгеопроект" не соответствовала установленным заказчиком в извещении о закупке требованиям, в связи с этим подлежала отклонению.
Нарушений Положения о закупках, извещения о закупке при отклонении заявки ООО "Главгеопроект" не установлено.
В протоколе от 23.04.2019 с учетом требований частей 13, 14 статьи 3.2 закона о закупках, пунктов 11.8.4, 5.9 Положения о закупках указаны положение извещения о закупке, которому не соответствует заявка. В связи с этим, неуказание в протоколе от 23.04.2019 конкретной сметы, по которой заказчиком установлено несоответствие видам работ, не является нарушением Закона о закупках, Положения о закупках и не противоречит им.
В результате рассмотренных действий, бездействия заказчика нарушение принципов, указанных в части 1 статьи 3 Закона о закупках не установлено.
В связи с изложенным, жалоба является необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Председатель Комиссии |
|
|
|
|
|
Члены Комиссии |
|
|
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 14 мая 2019 г. N 011/01/17-230/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.05.2019