Резолютивная часть решения оглашена 23 апреля 2019 года.
В полном объеме решение изготовлено 14 мая 2019 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
__ - начальник отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России;
Члены Комиссии:
__ - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России,
__- ведущий специалист-эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России,
в отсутствие представителей ответчиков и заинтересованных лиц, уведомлённых надлежащим образом,
рассмотрев дело N 82/17/18-АМ, возбуждённое в отношении Администрации Гдовского района и Комитета по управлению муниципальным имуществом Гдовского района по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в нарушении порядка проведения открытого аукциона по продаже земельного участка и расположенного на нем нежилого двухэтажного здания, находящихся по адресу: Псковская область, г. Гдов, ул__ (извещение N __) (далее - объект торгов),
УСТАНОВИЛА:
18 декабря 2018 года в адрес Псковского УФАС России (вх. N 903) из Прокуратуры Гдовского района Псковской области поступили материалы о выявлении нарушений процедуры продажи муниципального имущества - объекта торгов, путём проведения открытого аукциона.
26 декабря 2018 года Управлением возбуждено дело N 82/17/18-АМ и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (материалы дела - Приказ N 104 от 26.12.2018 года).
В целях всестороннего рассмотрения дела затребованы:
от Администрации Гдовского района:
- копии документов, подтверждающих право собственности Муниципального образования "Гдовский район" на продаваемое имущество;
- копии нормативно-правовых актов о проведении открытого аукциона по продаже земельного участка и расположенного на нем нежилого здания двухэтажного, расположенных по адресу: Псковская область, г. Гдов, ул. __ и заключении договоров купли-продажи по результатам данного аукциона.
От Комитета по управлению муниципальным имуществом Гдовского района:
-копии документов о проведении вышеуказанного аукциона (извещение, документацию открытого аукциона, протоколы, заявки поданные на участие в открытом аукционе, иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения аукциона);
-копию договора купли-продажи, заключенного по результатам аукциона, с приложением акта приема - передачи имущества;
-письменное объяснение по признакам вышеуказанного нарушения антимонопольного законодательства;
- копию Положения о КУМИ Гдовского района.
Рассмотрев представленные документы, письменные объяснения и заслушав лиц, участвующих в деле Комиссия установила:
29.11.2016 года решением Собрания депутатов Гдовского района Псковской области N 313 утверждён прогнозный план (программа) приватизации объектов муниципальной собственности муниципального образования "Гдовский район" на 2017-2019 г.
26.04.2018 года в вышеуказанный прогнозный план решением N 54 Собрания депутатов Гдовского района Псковской области внесены дополнения в части включения в план приватизации здания - нежилое здание, расположенное по адресу: Псковская область, г. Гдов, ул__ площадь 516 кв. м. Земельный участок, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для оздоровительной деятельности, площадь 2784 кв. м, расположенный по адресу: Псковская область, г. Гдов, ул. __.
27.06.2018 года Администрацией Гдовского района Псковской области вынесено Постановление N 170 о проведении аукциона в отношении данного здания и земельного участка. Организатором аукциона определён Комитет по управлению муниципальным имуществом Гдовского района.
Извещение о проведении спорного аукциона, размещено на сайте torgi.gov.ru 28.06.2018 года и опубликовано в газете "Гдовская Заря" 06.07.2018 года.
Согласно извещению и публикации, дата и время начала подачи заявок - 03.07.2018 10.00.
Дата и время окончания подачи заявок - 06.08.2018 17.00.
Дата рассмотрения заявок - 07.08. 2018 года.
Дата и время проведения аукциона - 09.08. 2018 11.00.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в аукционе по продаже объекта торгов от 07 августа 2018 года (далее - протокол вскрытия конвертов) установлено, что на участие в аукционе поступила одна заявка.
Заявка признана соответствующей требованиям аукционной документации, аукцион признан несостоявшимся и принято решение о заключении договора купли-продажи с единственным участником.
Постановлением Администрации Гдовского района N 214 от 08.08.2018 года принято решение о заключении договора купли-продажи объекта торгов с _.. и _...
09.08.2018 года Комитетом по управлению муниципальным имуществом Гдовского района Псковской области заключён договор купли - продажи объекта торгов с _.. и _.., в общую долевую собственность по \x{00bd} доле каждому.
Актом приема-передачи муниципального имущества муниципального образования "Гдовский район" от 09.08.2018 года имущество было передано.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Порядок организации и проведения продажи государственного и муниципального имущества регулируется Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации).
В соответствии со ст. 1 Закона о приватизации под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Согласно п.3. ст.2 Закона о приватизации, приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
Пункт 2. ч.1 ст.13 Закона о приватизации определяет продажу государственного и муниципального имущества на аукционе, как один из способов приватизации государственного и муниципального имущества.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации (п. 4, ст. 14 Закона о приватизации).
В соответствии с п.2.9. Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом Гдовского района, утверждённого решением 37 сессии Собрания депутатов Гдовского района Псковской области от 29.12.2005 года, Комитет выступает продавцом муниципального имущества, организует проведение аукционов и конкурсов по продаже муниципального имущества. Постановлением Администрации Гдовской области N 170 от 27.07.2018 г. Комитет по управлению муниципальным имуществом Гдовского района определён организатором спорного аукциона.
Согласно п. 1 ст.15 Закона о приватизации, под информационным обеспечением приватизации государственного и муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя размещение на официальном сайте в сети "Интернет" прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, актов планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже государственного и муниципального имущества и об итогах его продажи, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, отчетов о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества.
Официальным сайтом в сети "Интернет" для размещения информации о приватизации государственного и муниципального имущества, указанным в настоящем пункте, является официальный сайт Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенный Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 909 адрес сайта www.torgi.gov.ru определен в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о продаже приватизируемого государственного или муниципального имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
1. Согласно п.п. 7 пункта 3 ст. 15 Закона о приватизации, сообщение о продаже муниципального имущества должно содержать, в том числе сведения о размере задатка, сроке и порядке его внесения, необходимые реквизиты счетов. Аналогичные требования содержатся в п.2.6. Административного регламента оказания муниципальной услуги "Проведение приватизации муниципального имущества и земельных участков, нам которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в муниципальной собственности", утверждённым Постановлением Администрации Гдовского района от 17.06.2013 года N 369.
Комиссия, изучив извещение N 280618/3401740/01 о проведении торгов, установила наличие сведений о размере задатка, порядок его внесения и необходимые реквизиты счёта, а информация о сроке внесения задатка отсутствует.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Управления полагает, что при организации и проведении аукциона Комитетом по управлению муниципальным имуществом Гдовского района нарушен п.п.7. п.3 ст. 15 Закона о приватизации и п.2.6. Административного регламента оказания муниципальной услуги "Проведение приватизации муниципального имущества и земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в муниципальной собственности", утверждённым Постановлением Администрации Гдовского района от 17.06.2013 года N 369, в части не указания срока перечисления задатка для участие в аукционе
2.Пунктом 1 ст. 15 Закона о приватизации определено, что под информационным обеспечением приватизации государственного и муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации.
Подпунктом 11 п.3 ст.15 установлено: информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества должно содержать сведения о порядке ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи такого имущества;
Как следует из договора купли-продажи, продажа объекта торгов осуществлена в общую долевую собственность по \x{00bd} доле каждому.
Однако извещение N 280618/3401740/01 не содержит информацию о возможности приобретения объекта торгов по долям. Данное обстоятельство могло необоснованно ограничить круг лиц для участия в аукционе и привести к ограничению конкуренции.
Поскольку круг лиц желающих приобрести данный объект торгов в долевую собственность мог быть иной.
3.В соответствии с пунктом 10 ст.18 Закона о приватизации одно лицо имеет право подать только одну заявку. Аналогичные требования содержатся и в извещении о проведении спорного аукциона.
Отношения, не урегулированные статьей 18 Закона о приватизации, связанные с проведением аукциона регулируются Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 N 585 "Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций акционерных обществ на специализированном аукционе" (далее - Положение).
Согласно подпункту "ж" пункта 3 Положения, продавец в соответствии с законодательством Российской Федерации при подготовке и проведении аукциона проверяет правильность оформления представленных претендентами документов и определяет их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации и перечню, содержащемуся в информационном сообщении о проведении аукциона.
Для участия в аукционе претендент представляет продавцу (лично или через своего полномочного представителя) в установленный срок заявку по форме, утверждаемой продавцом, и иные документы в соответствии с перечнем, содержащимся в информационном сообщении о проведении аукциона. Заявка и опись представленных документов составляются в 2 экземплярах, один из которых остается у продавца, другой - у заявителя (пункт 5 Положения).
П.п. "и" ст. 3 Положения предусмотрено, что продавец принимает решение о признании претендентов участниками аукциона или об отказе в допуске к участию в аукционе по основаниям, установленным Законом о приватизации и уведомляет претендентов о принятом решении.
Аукционная комиссия протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в аукционе по продаже объекта торгов от 07.08.2018 года (далее - протокол вскрытия конвертов) признала заявку соответствующей требованиям аукционной документации.
Комиссия Управления, изучив заявку на участие в открытом аукционе от 01.08.2018 года установила, что одна заявка подана от двух физических лиц: _.. и _.., что не соответствует пункту 10 ст.18 Закона о приватизации и требованиям извещения N 280618/3401740/01 .
Из содержания части 8 статьи 18 Закона о приватизации следует, что претендент не допускается к участию в аукционе, если представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации; представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации; заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий.
Исходя из вышеизложенного у аукционной комиссии не имелось правовых оснований для признания заявки соответствующей требованиям аукционной документации, поскольку одна заявка подана от двух физических лиц, что не предусмотрено Законом о приватизации.
4.В силу п. 1 ст. 23 Закона о приватизации, если аукцион был признан несостоявшимся, договор заключается посредством публичного предложения.
Порядок продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения в части, не урегулированной Законом о приватизации, устанавливается Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 22.07.2002 N 549 (ред. от 26.09.2017) "Об утверждении Положений об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены").
Согласно протокола вскрытия конвертов от 07.08.2018 года, аукционная комиссия, в нарушении п.1. ст.23 Закона о приватизации, приняла решение о заключении договора купли-продажи с единственным участником.
Необоснованное заключение договора купли-продажи объекта торгов привело к незаконной передачи муниципального имущества, лицам, которые подали заявку на участие в аукционе с нарушением положений документации об аукционе.
Комиссия Управления считает, что при организации и проведении аукциона Комитетом по управлению муниципальным имуществом Гдовского района нарушены п.п.7. и п.п. 11 п.3 ст. 15 Закона о приватизации, в части не указания срока перечисления задатка на участие в аукционе и отсутствия информации о возможности приобретения объекта торгов в долевую собственность.
Аукционной комиссией Комитета по Управлению муниципальным имуществом при рассмотрении заявок для участия в аукционе нарушен п. 10 ст.18 Закона о приватизации, а так же нарушен п.1 ст.23 этого же закона, что привело к незаконному заключению договора купли-продажи объекта торгов с _.. и _.. и не проведения процедуры продажи имущества путем публичного предложения.
В силу статьи 1 Закона о защите конкуренции, закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями (часть 1); его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2).
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. На основании пункта 4 данной статьи товарный рынок - сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Потенциальные участники исследуемого рынка, а также иные хозяйствующие субъекты в целях приобретения муниципального имущества приобретают муниципальное имущество по установленной процедуре. Данное обстоятельство порождает наличие между этими субъектами конкурентных отношений.
Проведение торгов и участие в них хозяйствующих субъектов свидетельствует о наличии конкуренции, поскольку именно на торгах обеспечивается соперничество (конкуренция).
Продуктовые границы, на которых субъекты, претендующие на муниципальное имущество, являются конкурентами при прохождении процедуры торгов по приобретению муниципального имущества, определены рынком услуг по продаже нежилых зданий, строений, сооружений.
В целях рассмотрения дела N 82/17/18 - АМ, географические границы товарного рынка услуг по продаже нежилых зданий, определены границами субъекта Российской Федерации - Псковской областью.
В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке по продаже муниципального имущества, могут входить хозяйствующие субъекты (независимо от организационно-правовых форм, физические лица) при выполнении требований правовых актов, регламентирующих процедуру проведения аукционов по продаже муниципального имущества.
Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом определено в статье 51 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления". В соответствии с пунктом 1 статьи 51 вышеназванного закона, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как указано в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) учитывается следующее: если акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Частью 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Пунктом 4 ст.8 Закона о приватизации установлено, что претендент не допускается к участию в аукционе в случае, если не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении. Таким образом, не указание срока оплаты задатка в извещении об аукционе может повлечь необоснованный отказ претендентов к участию в аукционе.
Нарушение п.1 ст.23 Закона о приватизации привело к незаконному заключению договора купли-продажи с _.. и _.. и не проведения процедуры продажи имущества путем публичного предложения.
Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дела N 82/17/18-АМ о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, установила в действиях Комитета по управлению муниципальным имуществом Гдовского района Псковской области нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в нарушении порядка организации торгов по продаже объкта торгов что приводит или может привести к ограничению или устранению конкуренции.
Руководствуясь статьями 17, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Законом о приватизации, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать в действиях Комитета по управлению муниципальным имуществом Гдовского района Псковской области нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении порядка организации торгов по продаже земельного участка и расположенного на нём нежилого двухэтажного здания, расположенных по адресу: Псковская область, Гдовский район, г. Гдов, ул. __" (извещение N _..), а именно не размещение информации о сроках перечисления задатка и возможности заключения договора купли-продажи объекта торгов в общую долевую собственность.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Комитета по управлению муниципальным имуществом Гдовского района Псковской области нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции выразившееся в нарушении рассмотрении заявок на участие в аукционе, а именно незаконное признание заявки, соответствующей документации об аукционе.
3.Предписание, предусмотренное пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Гдовского района не выдавать, в связи с заключением договора купли-продажи объекта торгов.
4.Передать материалы дела N 82/17/18-АМ уполномоченному должностному лицу Псковского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении и проведения административных расследований в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях в отношении виновных должностных лиц.
Зам. председателя Комиссии _..
Члены Комиссии _..
_..
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 23 апреля 2019 г. N 82/17/18-АМ (ключевые темы: закон о приватизации - проведение аукциона - заключение договора купли-продажи - участие в аукционе - задаток)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.05.2019