Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
Хаснуллин Н.А., заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
Костюк А.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
Раев М.А., специалист-эксперт отдела контроля в сфере строительства,
в отсутствии представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО Клининговая компания "Прогресс-Сервис" (ИНН: 5911076839) (далее - заявитель) (вх. N 017985) на действия МАОУ "Гимназия N 1" г. Соликамск (ИНН: 5919017225 ); Закупочной комиссии МАОУ "Гимназия N 1" г. Соликамск (далее - заказчик, закупочная комиссия) при организации и проведении запроса предложения на оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории (извещение N 31807254598, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) (далее - торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
24.12.2018 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, в которой обжалуются положения конкурсной документации в части установления в документации требования о наличии необходимых лицензий для выполнения работ, наличия представительства в г. Соликамске, что ограничивает круг участников; указано на неясность из каких критериев была произведена итоговая оценка и сопоставление заявок; обжалуется установление в техническом задании работ, требующих специального разрешения.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы, а также письменный отзыв на жалобу, в котором ссылается на отсутствие каких-либо нарушений при организации и проведении закупки.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг обществами установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее - Закон о закупках).
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик - автономное учреждение обязан руководствоваться, в том числе, утверждённым наблюдательным советом и размещённым в единой информационной системе не позднее пятнадцати дней со дня утверждения положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
В ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. N 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" (далее - Правила формирования плана закупки товаров)).
Размещение плана закупки, информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений. Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года. План закупки считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки либо структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана (п.п. 14, 17 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. N 908).
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (ч. 5 ст. 3 Закона о закупках).
В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).
2. При проведении рассматриваемого конкурса, Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд муниципального автономного образовательного учреждения "Гимназия N 1" (в редакции на дату объявления закупки) и Документацией о запросе предложений на право заключения договора на оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Гимназия N 1" (далее - Документация).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 05.12.2018 г., дата окончания приема заявок - 13.12.2018, дата рассмотрения заявок и подведение итогов - 13.12.2018.
В соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, в случае, осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика (п. 1); предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке (п. 4).
Проанализировав доводы жалобы заявителя, письменные и устные пояснения сторон, а представленные на рассмотрение жалобы документы, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы заявителя обоснованной в виду следующего.
2.1. В части довода жалобы о противоречии Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" требования закупочной документации, в части Наличия необходимых лицензий и разрешений для выполнения работ по уборке помещений и прилегающей территории образовательного учебного учреждения, а также ограничения возможности привлечения субподрядчиков, Комиссией Пермского УФАС России установлено следующее.
Согласно п. 13 закупочной документации (раздел 1.1.), одним из условий оказания услуг является Наличие необходимых лицензий и разрешений для выполнения работ по уборке помещений и прилегающей территории образовательного учебного учреждения.
Следовательно, в случае отсутствия необходимости в специальных лицензиях и разрешениях для выполнения работ по уборке помещений и прилегающей территории образовательного учебного учреждения, их отсутствие не является препятствием для выполнения работ (оказания услуг). Помимо этого, в дальнейшем в составе заявки не требуется предоставление соответствующих лицензий.
В части ограничения возможности привлечения к работам субподрядчиков, Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что данное ограничение относится к праву Заказчика по формулированию и установлению условий договора. Данное ограничение не ограничивает конкуренцию и не противоречит ст. 706 ГК РФ.
Следовательно, данный довод жалобы заявителя является необоснованным.
2.2. В части довода жалобы о неправомерном включении в документацию условия оказания услуг - Наличие представительства в г. Соликамске, Комиссией Пермского УФАС России установлено следующее.
Согласно п. 13 закупочной документации (раздел 1.1.), одним из условий оказания услуг является Наличие представительства в г.Соликамске.
Ни в закупочной документации, в том числе техническом задании, ни в письменных пояснениях Заказчиком не обоснована необходимость наличия у исполнителя представительства в городе Соликамске (в населенном пункте нахождения Заказчика).
Пояснения заказчика о том, что условие о наличии представительства не ограничивает конкуренцию, поскольку в г. Соликамске работает еще несколько клининговых фирм, не признаются Комиссией Пермского УФАС России достаточными и обоснованными.
Следовательно, указанное требование необоснованно ограничивает круг потенциальных участников закупки, и как следствие, ограничивает конкуренцию, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
Также, заказчиком в конкурсной документации не сформулировано, что им понимается под понятием "Представительство", каким требованиям оно должно отвечать.
Согласно ч. 1 ст. 55 ГК РФ, Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц (ч. 3 ст. 55 ГК РФ).
Порядок создания и работы представительств юридических лиц устанавливается специальными законами, регулирующими организационно-правовые формы юридических лиц.
Следовательно, представительством могут обладать только юридические лица. При этом, закупочной документацией допускается участие в закупке также и физических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые не могу обладать представительствами в силу закона. Таким образом, требованием о наличии представительства, как такового, также может быть ограничено участие в закупке индивидуальных предпринимателей, что также является необоснованным ограничением конкуренции и нарушением п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
Таким образом, данный довод жалобы заявителя является обоснованным.
2.3. В части довода жалобы заявителя о неясности результатов оценки и сопоставления заявок, согласно которым ООО "СКАТ" присвоено 100 баллов, а ООО КК "Прогресс-сервис" 95, Комиссией Пермского УФАС России установлено следующее.
Порядок оценки и сопоставления заявок установлен в Части III Документации. В частности, в рамках критерия "дополнительные услуги" оценивается наличие у Участника закупки разрешительных документов для выполнения работ по техническому обслуживанию здания Заказчика:
Наличие лицензии МЧС а именно "Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов - 5 баллов
Наличие оборудования для механической уборки помещений:
1) Роторная однодисковая машина для генеральной уборки (или аналог) - 10 баллов
2) Пылеводосос для сухой уборки помещений - 10 баллов.
Заказчиком представлен расчет результатов оценки и сопоставления заявок, согласно которому разница в 5 баллов между оценкой заявки ООО "СКАТ" и ООО КК "Прогресс-Сервис" вызвана отсутствием у последнего лицензии МЧС.
Расчет, представленный Заказчиком:
N, дата |
Наименование Участника закупки |
Предложение Участника закупки |
Решение комиссии по закупкам |
ЗП-1-18 07.12.18г. 17-58 |
ООО "СКАТ" |
Срок оплаты: 30 кал.дн. Количество договоров: 22шт. Количество специалистов: 7 чел. Дополнительные услуги: Обслуживание и ремонт эвакуационных систем Проведение генеральной механизированной уборки |
Допущен Рейтинг: 25+30+20+25 =100 баллов |
ЗП-2-18 13.12.18г. 11-34 |
ООО КК "Прогресс- Сервис" |
Срок оплаты: 30 кал.дн. Количество договоров: 37шт. Количество специалистов: 15 чел. Дополнительные услуги: 1) Проведение генеральной механизированной уборки |
Допущен Рейтинг: 25+30+20+20 =95 баллов |
Таким образом, данный довод жалобы является необоснованным.
Также, Комиссия Пермского УФАС России указывает заявителю, что разъяснение результатов закупки не входит в полномочия антимонопольного органа. За разъяснением результатов закупки Заявитель вправе обратиться к заказчику с письменным запросом.
2.4. В части довода о неправомерном установлении критерия оценки и сопоставления заявок по наличию лицензии МЧС, Комиссией Пермского УФАС России установлено следующее.
Согласно п. 12 раздела 1.1 Документации, Требование к качеству оказания услуг и иные требования, связанные с определением соответствия потребностям Заказчика установлены в техническом задании (часть II Документации).
В техническом задании (часть II Документации) в перечне работ отсутствуют работы и услуги, связанные с монтажом, техническим обслуживанием и ремонтом фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.
Согласно п. 15 ч. ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, подлежит лицензированию.
Также, согласно п. 6 Перечня работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружения (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений"), Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов относится к лицензируемому виду деятельности.
Следовательно, для выполнения данных работ необходима специальное разрешение (лицензия).
Порядок оценки и сопоставления заявок установлен в Части III Документации. В частности, в рамках критерия "дополнительные услуги" оценивается наличие у Участника закупки разрешительных документов для выполнения работ по техническому обслуживанию здания Заказчика, в том числе, наличие лицензии МЧС а именно "Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов" - 5 баллов.
При этом, предметом закупки, согласно п. 4 закупочной документации, является оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории МАОУ "Гимназия N1", и в предмет закупки не входят услуги по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружения.
Услуги по уборке зданий и прилегающих территорий и услуги по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружения относятся к различным рынкам услуг и их объединение в рамках одной закупки и установление в закупочной документации запрета на привлечение субподрядчиков (подп. 3 п. 13 раздела 1.1 Документации) необоснованно ограничивает конкуренцию для участников одного из данных рынков, что не соответствует п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
Помимо прочего, неуказание в техническом задании требований к выполнению работ (оказанию услуг) по обеспечению объекта фотолюминесцентными эвакуационными системами, а также точного объема и периодичности, в которой выражена потребность заказчика, может иметь признаки искусственного включения данного критерия оценки и сопоставления заявок с целью ограничения круга потенциальных участников закупки.
Таким образом, данный довод жалобы заявителя является обоснованным.
В виду того, что между заказчиком и победителем закупки ООО "СКАТ" был заключен договор по результатам закупки (N 29/С от 14.12.2018), полномочия Комиссии Пермского УФАС России по выдаче предписаний, направленных на устранение выявленных нарушений, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО Клининговая компания "Прогресс-Сервис" (ИНН: 5911076839) (вх. N 017985) на действия МАОУ "Гимназия N 1" г. Соликамск (ИНН: 5919017225 ); Закупочной комиссии МАОУ "Гимназия N 1" г. Соликамск при организации и проведении запроса предложения на оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории (извещение N 31807254598, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), обоснованной;
Признать в действиях МАОУ "Гимназия N 1" г. Соликамска факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
Предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 21 января 2019 г. N 017985
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.01.2019