Резолютивная часть решения оглашена 26 апреля 2019 г.
В полном объеме решение изготовлено 30 апреля 2019 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (Краснодарское УФАС России) по рассмотрению дела N 462/2018 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Оберемок В.В. - врио руководителя управления,
Члены комиссии:
Мурадян О.А. - начальник отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,
Жигунова А.В. - заместитель начальника отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа, в отсутствие надлежащим образом уведомленных лиц, участвующих в деле, рассмотрев дело N 462/2018 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем <_>; индивидуальным предпринимателем <_>; индивидуальным предпринимателем <_>; индивидуальным предпринимателем <_>; индивидуальным предпринимателем <_>; ООО "Фирменный магазин "Кооператор Кубани" (место нахождения: 350000, г. Краснодар, Тургенева, 155; ИНН 2311007362; ОГРН 1022301813380);ООО "Молочный дом" (место нахождения: 350051, г. Краснодар, ул. Шоссе Нефтяников, 38, корп. Щ; ИНН 2308179410; ОГРН 1112308005050);ООО "Изобилие" (место нахождения: 355029, г. Ставрополь, ул. Мира, дом 457, кабинет 8; ИНН 2635231124; ОГРН 1172651021784) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении соглашения, которое приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах в электронном аукционе от 25.05.2018 N 0318200063918001132 - Поставка продуктов питания (молоко),
УСТАНОВИЛА:
В Краснодарское УФАС России поступило заявление департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края от 14.06.2018 исх. N 45-03-07-804/18 (вх. N 6583 от 19.06.2018) о нарушении участниками электронного аукциона от 25.05.2018 N 0318200063918001132 - Поставка продуктов питания (молоко) (далее - Аукцион) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно заявлению, а также сведениям, представленным ООО "РТС-тендер" по запросу Краснодарского УФАС России, установлено следующее.
Заказчиком - ГБУЗ "Научно-исследовательский институт-краевая клиническая больница N 1 имени профессора С.В. Очаповского" министерства здравоохранения Краснодарского края проводился электронный аукцион на поставку продуктов питания (молоко) с номером извещения 0318200063918001132.
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 3 306 375,00 рублей.
На участие в данной закупке поступило восемь заявок от участников. В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 22.05.2018 N 1002-1/0318200063918001132 все участники, направившие заявки, были допущены к участию в аукционе.
По ходу проведения Аукциона поступило лишь одно ценовое предложение со снижением 0,5 % от индивидуального предпринимателя <_> (протокол проведения электронного аукциона от 25.05.2018).
В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона в электронной форме от 30.05.2018 N 1002-2/0318200063918001132 единственная заявка под N 8 была признана соответствующей требованиям аукционной документации, Аукцион признан несостоявшимся.
Заказчиком с ИП <_> 15.06.2018 заключен контракт N Ф.2018.254665 с ценой 3 289 843,12 рублей.
Подав соответствующую информацию в первой части заявок ИП <_>, ИП <_>, ИП <_>, ИП <_>, ООО "Фирменный магазин "Кооператор Кубани", ООО "Молочный дом", ООО "Изобилие" были допущены к Аукциону, однако ценовые предложения не подавали, в конкурентной борьбе не участвовали.
При этом, все вышеуказанные хозяйствующие субъекты понесли финансовые издержки в виде блокировки денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки на участие в Аукционе.
В ходе рассмотрения дела, ответчиками по делу ИП <_>, ИП <_>, ООО "Фирменный магазин "Кооператор Кубани", ООО "Молочный дом", ООО "Изобилие" представлены письменные обоснования неподачи ценовых предложений на Аукционе, с учетом понесенных финансовых издержек в виде блокировки денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Согласно информации ООО "Молочный дом" от 30.10.2018 (вх. N 11958 от 01.11.2018) общество имеет достаточные запасы денежных средств для того, чтобы блокировка финансовых средств не отражалась на хозяйственной деятельности предприятия. Ценовые предложения в ходе проведения Аукциона обществом не подавались, ввиду невозможности исполнения требований Федерального закона от 13.07.2015 N 243-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающего выдачу электронных ветеринарных свидетельств и невозможностью в короткие сроки подключения общества к ФГИС "Меркурий".
Согласно информации ООО "Фирменный магазин "Кооператор Кубани" от 31.10.2018 исх. N 144 (вх. N 11902 от 31.10.2018) обществом подаются заявки на участие на множество закупок, решение об участии в каждой из них принимается по факту. В данном случае общество решило не бороться за заключение контракта.
Согласно информации ИП <_> от 25.10.2018 (вх. N 11876 от 30.10.2018) <_> отсутствовала на рабочем месте по служебной необходимости, в связи чем не могла подавать ценовые предложения по Аукциону.
Согласно информации ООО "Изобилие" от 21.01.2019 исх. N 411 (вх. N 542 от 21.01.2019) общество не подавало ценовые предложения по причине того, что сотрудником организации невнимательно была изучена аукционная документация, а именно сроки поставки товара, в связи с чем данный аукцион оказался для общества убыточным.
Согласно информации ИП <_> от 18.01.2019 (вх. N 570 от 22.01.2019) ИП <_> отказался от участия в Аукционе в связи с отсутствием экономической выгоды и во избежание попадания в реестр недобросовестных поставщиков, по причине того, что в день Аукциона от поставщиков была получена информация об отсутствии необходимого товара по нужной цене.
Согласно информации <_> от 13.03.2019 (вх. N 2484 от 13.03.2019), Гусева Е.Д. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 05.03.2019, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 11.03.2019 N ИЭ9965-19-3563116.
Согласно информации ООО "РТС-тендер" ценовое предложение ИП <_> на электронном аукционе от 25.05.2018 N 0318200063918001132 и заявка на участие в данном аукционе формально независимого от него хозяйствующего субъекта ИП <_>, конкуренция которых предполагается на торгах, подавались с одного IP-адреса: 91.216.212.207, что свидетельствует о скоординированности действий указанных лиц и указывает на их взаимосвязь при участии в Аукционе.
В Краснодарское УФАС России поступили заявления ИП <_> (эл./п. вх. N 539 от 22.01.2019), ИП <_> (эл./п. вх. N 548 от 22.01.2019) о нарушении антимонопольного законодательства в порядке примечания к ст. 14.32. КоАП РФ.
Согласно данным заявлениям ИП <_> и ИП <_> сообщают о заключении устного соглашения (картеля) по их взаимному согласию и в интересе друг друга, которое в момент заключения не фиксировалось его сторонами ни на бумажном носителе, ни посредством аудио/видео записи, ни каким иным способом. При этом ИП <_> и ИП <_> по основаниям ст. 9 Закона о защите конкуренции не входят в одну группу лиц. Местом заключения соглашения, является г. Краснодар, приблизительное время заключения - период, предшествующий проведению Аукциона. Срок действия данного соглашения, был установлен его сторонами как период проведения Аукциона, а также последующей период. Предметом и целью соглашения, являлась необходимость обеспечения победы ИП <_> в указанной закупке и, соответственно, заключения ею контракта, путем отказа ИП <_> от конкурентной борьбы с ИП <_>. Данная модель действий подлежала к реализации в том числе путем использования единой инфраструктуры, технических средств, мест размещения и т.д. В указанной закупке ИП <_> по своему усмотрению могла делать предложения о цене со снижением, но по согласованию с ИП <_>. Для целей признания Аукциона состоявшимся, между ИП <_> и ИП <_> было оговорено, что в ходе участия в Аукционе, ИП <_> сделает ценовое предложение и после этого откажется от борьбы с ИП <_>. Указанные действия не были совершены, поскольку в ходе Аукциона, также заинтересованная в победе ИП <_>, фактически отказалась от реализации сговора о чем немедленно сообщила ИП <_>, в связи с чем, ИП <_> сделала свое единственное предложение по цене и при этом ИП <_>, не стала делать своих предложений по цене, поскольку в случае ценовой борьбы с ИП <_> цена контракта могла быть серьезно снижена, что делало заведомо невозможным, заключение со стороны ИП <_> контракта лишь с минимальным падением от НМЦ. При этом, в случае существенного падения по цене ИП <_> не имела желания работать с данным заказчиком, ввиду наличия рисков штрафов со стороны последнего, которые не были бы в этом случае компенсированы минимальным падением по цене. Предложение ИП <_> в итоге оказалось единственным, и аукционной комиссией было принято решение о признании Аукциона несостоявшимся. При этом контракт по итогам Аукциона был заключен с ИП <_>. Реализация соглашения была прекращена, как в ходе Аукциона, так и в дальнейшем, в связи с инициативой ИП <_>, в силу существенных рисков участия в нем. Данная инициатива была поддержана ИП <_>, в связи с чем, действие соглашения было прекращено.
В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции Краснодарским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на Аукционе.
Таким образом, вышеуказанные действия ИП <_> и ИП <_> при участии в Аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
В силу части 2 статьи 8 Закона о защите конкуренции, совершение лицами, указанными в части 1 статьи 8 Закона о защите конкуренции, действий по соглашению не относится к согласованным действиям, а является соглашением.
Из анализа указанных норм закона следует, что Закон о защите конкуренции устанавливает специальные требования к определению соглашения, как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском Кодексе Российской Федерации.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 N 9966/10 в силу части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещается соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести, в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков). Из взаимосвязанных статей 11,12,13 Закона о защите конкуренции следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к перечисленным в части 1 статьи 11 последствиям, запрещаются. Необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками условий соглашения отсутствует, поскольку нарушение состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям.
В соответствии с положениями статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).
Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципа разумности и обоснованности.
Достигнутое между ИП <_> и ИП <_> соглашение является моделью группового поведения хозяйствующих субъектов, которое не обусловлено внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка, и замещает конкурентные отношения между ними сознательной кооперацией, наносящей ущерб гражданам и государству.
Комиссия рассмотрела материалы дела N 462/2018 и установила, что ИП <_> и ИП <_> до 14.05.2018 заключили устное соглашение, которое предусматривало поддержание цен на аукционах в электронной форме от 25.05.2018 N 0318200063918001132 - Поставка продуктов питания (молоко), и участвовали в нем 25.05.2018 включительно.
Комиссией установлено, что доходы ответчиков по делу N 462/2018 от заключения и участия в антиконкурентном соглашении (картеле) составили: ИП <_> - получение дохода не установлено; ИП <_> - 3 289 843,12 руб.
На основании вышеизложенного, в действиях ИП <_> и ИП <_> установлен факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении и участии в соглашении, которое привело к поддержанию цен на Аукционах.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
Признать индивидуального предпринимателя <_>; индивидуального предпринимателя <_> нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем заключения и участия в соглашении, которое привело или могло привести к поддержанию цен на торгах в электронном аукционе от 25.05.2018 N 0318200063918001132.
В связи с отсутствием нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", рассмотрение дела в отношении индивидуального предпринимателя <_>; индивидуального предпринимателя <_>; ООО "Фирменный магазин "Кооператор Кубани" (место нахождения: 350000, г. Краснодар, Тургенева, 155; ИНН 2311007362; ОГРН 1022301813380); ООО "Молочный дом" (место нахождения: 350051, г. Краснодар, ул. Шоссе Нефтяников, 38, корп. Щ; ИНН 2308179410; ОГРН 1112308005050); ООО "Изобилие" (место нахождения: 355029, г. Ставрополь, ул. Мира, дом 457, кабинет 8; ИНН 2635231124; ОГРН 1172651021784) прекратить.
В связи с отсутствием нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании пунктов 1 и 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", рассмотрение дела в отношении индивидуального предпринимателя <_> прекратить.
В связи с тем, что по итогам электронного аукциона от 25.05.2018 N 0318200063918001132 заключен контракт предписание не выдавать.
Материалы дела N 462/2018 для решения вопроса о возбуждении в отношении ИП <_> дела об административном правонарушении уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России не передавать в силу положений пункта 1 примечания к статье 14.32 КоАП РФ, а также положений пункта 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
4. Передать материалы дела N 462/2018 должностному лицу Краснодарского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства в отношении ИП <_> по факту нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.
Председатель Комиссии Оберемок В.В. Члены Комиссии: Мурадян О.А. А.В. Жигунова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26 апреля 2019 г. N 462/2018
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.04.2019