Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Гудкевич Е.В.,
члены Комиссии: специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Волкова Л.А., специалист-эксперт Пелевина С.А.,
рассмотрев дело N 04-01/07-19 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы медицинских услуг, медицинского центра в социальной сети "Инстаграм", с признаками нарушения требований Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), в присутствии <...>, а также представителей ООО "Частная клиника" (далее- Общество), привлеченных к участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, <...>, <...>,
УСТАНОВИЛА:
Ярославским УФАС России в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 18 февраля 2019 года выявлен факт распространения в социальной сети "Инстаграм" рекламы услуг медицинского центра следующего содержания: "ООО "ЧАСТНАЯ КЛИНИКА" с 1 февраля 2019 г. мы стали участниками социальной программы помощи населению Ярославской области. Для пенсионеров, инвалидов студентов и медиков* -50% от стоимости приема гинеколога, УЗИ в понедельник и пятницу с 8.30 до 14.00 * Услуга предоставляется по предъявлению документа Ждем Вас по адресу ул. Некрасова, д. 37 Запись по \x{260e} 737-057, 580-130, Direct, сайт http://ch-clinic.ru #ярославль#частнаяклиника#гинекологярославль#узиярославль".
Дело возбуждено по признакам нарушения части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе". Вместе с тем в ходе рассмотрения дела антимонопольным органом также установлены признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 20 ФЗ "О рекламе".
Представитель ООО "Частная клиника" поддержал ранее представленные в материалы дела пояснения о том, что рассматриваемая реклама была изготовлена и распространена на основании устной договоренности между директором Общества и <...>.
<...> пояснила, что самостоятельно разработала макет спорной рекламы и осуществила его распространение в социальной сети "Инстаграм".
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя ООО "Частная клиника", <...>, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация адресована неопределенному кругу лиц, содержит сведения о медицинских услугах (прием гинеколога, проведение УЗИ), а также сведения о медицинском центре ООО "Частная клиника", направлена на привлечение внимания к данным медицинским услугам и медицинскому центру, формирование и поддержание интереса к ним, продвижение медицинского центра и его услуг на рынке. Кроме того, указанная информация размещена с пометкой "Реклама". Таким образом, представленная информация является рекламой.
В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Согласно положениям Номенклатуры медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н прием гинеколога, а также поведение ультразвуковых исследований являются медицинскими услугами.
В рассматриваемой рекламе медицинских услуг отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, получения консультации специалистов, что нарушает часть 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
Рассматриваемая реклама содержит утверждение о том, что ООО "Частная клиника" стало участником социальной программы помощи населению Ярославской области, в связи с чем определенным категориям клиентов предоставляется скидка на прием гинеколога и УЗИ.
Вместе с тем ООО "Частная клиника" пояснило, что указание данного утверждения не являлось следствием участия Общества в Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Ярославской области медицинской помощи, а также в каких-либо иных социальных программах региона. Предоставление скидки на указанные медицинские услуги определенным категориям населения было инициировано ООО "Частная клиника" в рамках текущей деятельности.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама содержит не соответствующие действительности сведения об участии ООО "Частная клиника" в социальной программе помощи населению Ярославской области. Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В силу частей 6 и 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" за нарушение части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" ответственность несут рекламодатель и рекламораспространитель.
В силу части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" за нарушение пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" ответственность несет рекламодатель.
Согласно части 8 статьи 38 ФЗ "О рекламе" рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Пункт 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" определяет рекламораспространителя как лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно пункту 6 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Представитель ООО "Частная клиника" на заседании Комиссии 28.03.2019 пояснил, что рассматриваемая реклама была изготовлена и распространена <...> по поручению директора ООО "Частная клиника". Макет рекламы предварительно был согласован между Обществом и <...> Кроме того, в материалы представлены копии документов (вх. N 2759 от 26.03.2019), свидетельствующие об оплате распространения рассматриваемой рекламы в социальной сети "Инстаграм" из личных средств <...>
<...> на заседании Комиссии 18.04.2019 подтвердила указанные сведения, а также пояснила, что самостоятельно разработала макет рассматриваемой рекламы.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что рекламодателем рассматриваемой рекламы, нарушившим требования части 7 статьи 24, пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", является ООО "Частная клиника", рекламопроизводителем и рекламораспространителем данной рекламы, нарушившим требования части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе", является <...>.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В материалах дела отсутствуют доказательства прекращения распространения ненадлежащей рекламы, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о целесообразности выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
Ответственность за нарушения требований части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" предусмотрена частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ответственность за нарушения требований пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 4, 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "ООО "ЧАСТНАЯ КЛИНИКА" с 1 февраля 2019 г. мы стали участниками социальной программы помощи населению Ярославской области. Для пенсионеров, инвалидов студентов и медиков* -50% от стоимости приема гинеколога, УЗИ в понедельник и пятницу с 8.30 до 14.00 * Услуга предоставляется по предъявлению документа Ждем Вас по адресу ул. Некрасова, д. 37 Запись по \x{260e} 737-057, 580-130, Direct, сайт http://ch-clinic.ru # ярославль# частнаяклиника# гинекологярославль# узиярославль", распространенную 18 февраля 2019 года в социальной сети "Инстаграм", поскольку в данном случае нарушены требования части 7 статьи 24, пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Частная клиника" (ИНН 7606046077, ОГРН 1037600804306, КПП 760601001) предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Выдать <...> (ИНН <...>) предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частями 1 и 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме " " апреля 2019 года. Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________ Е.В. Гудкевич
Члены Комиссии: ____________ С.А. Пелевина
____________ Л.А. Волкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 18 апреля 2019 г. N 04-01/07-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.04.2019