Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
Хаснуллин Н.А., заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
Костюк А.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
Раев М.А., специалист-эксперт отдела контроля в сфере строительства,
в отсутствии представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО Клининговая компания "Прогресс - Сервис" (далее - заявитель) (вх. N 018437) на действия МАОУ "Средняя образовательная школа N 12"; Закупочная комиссия МАОУ "Средняя образовательная школа N 12" (далее - заказчик, закупочная комиссия) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений, прилегающей территории МАОУ "Средняя образовательная школа N 12" (извещение N 31807324594, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) (далее - торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
29.12.2019 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, в которой выражается несогласие с итогами закупки, подведенными закупочной комиссией заказчика, ввиду установления в документации требования о наличии необходимых лицензий для выполнения работ, а также наличия представительства в г. Соликамске, что ограничивает круг участников.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы, а также отзыв на жалобу, в котором ссылается на отсутствие каких-либо нарушений при организации и проведении закупки.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг обществами установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее - Закон о закупках).
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик - автономное учреждение обязан руководствоваться, в том числе, утверждённым наблюдательным советом и размещённым в единой информационной системе не позднее пятнадцати дней со дня утверждения положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
В ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. N 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" (далее - Правила формирования плана закупки товаров)).
Размещение плана закупки, информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений. Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года. План закупки считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки либо структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана (п.п. 14, 17 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. N 908).
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (ч. 5 ст. 3 Закона о закупках).
В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).
2. При проведении рассматриваемого запроса предложений, Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 12" (далее - Положение) и Документацией о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений, прилегающей территории Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 12" (далее - Документация).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 19.12.2018 г., дата окончания приема заявок - 25.12.2018 г., дата рассмотрения заявок и подведение итогов - 26.12.2018 г.
В соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, в случае, осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика (п. 1); предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке (п. 4).
Проанализировав доводы жалобы заявителя, письменные и устные пояснения сторон, а представленные на рассмотрение жалобы документы, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о признании части доводов жалобы заявителя обоснованными в виду следующего.
2.1. Согласно подразделу 2 раздела 1 Документации, к участникам закупки установлено требование об обладании необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске на поставку Продукцию.
Следовательно, в случае отсутствия необходимости в специальных лицензиях и разрешениях для оказания услуги по уборке и техническому обслуживанию здания и прилегающей территории, их отсутствие не является препятствием для выполнения работ (оказания услуг). Помимо этого, в дальнейшем в составе заявки не требуется отдельно предоставление соответствующих лицензий.
Следовательно, данный довод жалобы заявителя является необоснованным.
2.2. В части довода о включении в техническое задание дополнительных услуг по обеспечению объекта фотолюминесцентными эвакуационными системами, а также перезарядке огнетушителей, Комиссией Пермского УФАС России установлено следующее.
Перечень, объем и порядок на оказание услуг по уборке и техническому обслуживанию здания и прилегающей территории Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 12" установлен в Техническом задании (Часть 2 Документации).
В техническое задание, в разделе другие работы включены работы по Обеспечению объекта фотолюминесцентными эвакуационными системами: кабинет завхоза, подсобные помещения обслуживающего персонала, подвал, раздевалка обслуживающего персонала, помещение для хранения инвентаря, мастерская; и работы по Перезарядке огнетушителей в электрощитовой.
Периодичность выполнения работ, указанная в техническом задании: при необходимости.
Согласно п. 15 ч. ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, подлежит лицензированию.
Согласно ст. 43 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", огнетушители относятся к первичным средствам пожаротушения.
Согласно п. 11 Перечня работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружения (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений"), Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения относится к лицензируемым видами деятельности.
Также, согласно п. 6 названного выше Перечня, Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов тоже относится к лицензируемому виду деятельности.
Следовательно, для выполнения данных работ необходимы специальные лицензии.
При этом, предметом закупки, согласно документации, является оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений, прилегающей территории МАОУ "Средняя образовательная школа N 12" города Соликамска, и в предмет закупки не входят услуги по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружения.
Услуги по уборке зданий и прилегающих территорий, а также их техническому обслуживанию, и услуги по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружения относятся к различным рынкам услуг и их объединение в рамках одной закупки и установление в закупочной документации запрета на привлечение субподрядчиков необоснованно ограничивает конкуренцию для участников одного из данных рынках, что не соответствует п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
Помимо прочего, неуказание в техническом задании точного объема и периодичности, в которой выражена потребность заказчика по выполнению работ (оказанию услуг) по обеспечению объекта фотолюминесцентными эвакуационными системами и перезарядке огнетушителей, может иметь признаки искусственного включения в техническое задание данных работ с целью ограничения круга потенциальных участников закупки.
Таким образом, данный довод жалобы заявителя является обоснованным.
2.3. В части довода жалобы о неправомерном включении в документацию условия оказания услуг - Наличие представительства в г. Соликамске, Комиссией Пермского УФАС России установлено следующее.
подразделу 2 раздела 1 Документации, к участникам закупки установлено требование о Наличии представительства в г.Соликамске.
Ни в закупочной документации, в том числе техническом задании, ни в письменных пояснениях Заказчиком не обоснована необходимость наличия у исполнителя представительства в городе Соликамске (в населенном пункте нахождения Заказчика).
По мнению Комиссии Пермского УФАС России, указанное требование необоснованно ограничивает круг потенциальных участников закупки, и как следствие, ограничивает конкуренцию, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
Также, заказчиком в конкурсной документации не сформулировано, что им понимается под понятием "Представительство", каким требованиям оно должно отвечать.
Согласно ч. 1 ст. 55 ГК РФ, Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц (ч. 3 ст. 55 ГК РФ).
Порядок создания и работы представительств юридических лиц устанавливается специальными законами, регулирующими организационно-правовые формы юридических лиц.
Следовательно, представительством могут обладать только юридические лица. При этом, закупочной документацией допускается участие в закупке также и физических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые не могу обладать представительствами в силу закона. Таким образом, требованием о наличии представительства, как такового, также может быть ограничено участие в закупке индивидуальных предпринимателей, что также является необоснованным ограничением конкуренции и нарушением п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
Таким образом, данный довод жалобы заявителя является обоснованным
Ввиду того, что между заказчиком и победителем закупки ООО "СКАТ" был заключен договор по результатам закупки (от 09.01.2019 г.), полномочия Комиссии Пермского УФАС России по выдаче предписаний, направленных на устранение выявленных нарушений, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО Клининговая компания "Прогресс - Сервис" (вх. N 018437) на действия МАОУ "Средняя образовательная школа N 12"; Закупочная комиссия МАОУ "Средняя образовательная школа N 12" при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений, прилегающей территории МАОУ "Средняя образовательная школа N 12" (извещение N 31807324594, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), обоснованной;
Признать в действиях МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 12" факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
Предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 января 2019 г. N 018437
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.01.2019