Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, председателя Комиссии,
<_> - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля антимонопольного контроля и рекламы, члена Комиссии,
в присутствии:
- представителей Прокуратуры Республики Бурятия" (далее - Заказчик) - <_>. (доверенность от 25.04.2019 N 19-24-2019/Нд14081-19), <_> (доверенность от 26.04.2019),
в отсутствие представителей ООО "КоролСтрой", ООО "Молот" - надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобы ООО "КоролСтрой" (вх. от 19.04.2019 N 2617), ООО "Молот" (вх. от 22.04.2019 N 2653) на действия (бездействие) заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на бюджетные инвестиции в объект капитального строительства. Строительство и ввод объекта в эксплуатацию "Административное здание прокуратуры Баунтовского района Республики Бурятия", номер извещения -0302100008819000054 (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
ООО "КоролСтрой" указывает, что по позиции 117 "Листы гипсокартонные" установленные Заказчиком размеры "длина не менее 1192" противоречит ГОСТ 6266-67 "Листы гипсокартонные. Технические условия", где в таблице 1 указана длина "2000-4000", по позиции 161 "Кирпич керамический лицевой", Заказчиком расширен диапазон значений, при том что, исходя из установленных параметров, требуется условно-эффективный кирпич по классу средней плотности 1,4. Считает, что установленные Заказчиком требования вводят в заблуждение потенциальных участников закупки и позволяют указать параметры, не соответствующие ГОСТам.
Также в жалобе содержится указание на нарушение статьи 21 Закона о контрактной системе, несоответствие информации содержащейся в плане-графике и в извещении о закупке в части установления дополнительных требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N99).
Просит приостановить определение подрядчика, рассмотреть жалобу по существу, выдать предписание заказчику об устранении выявленных нарушений.
В жалобе ООО "Молот" также указано на нарушение требования статьи 21 Закона о контрактной системе, а именно, в извещении об осуществлении закупки установлены требования к участникам закупке, несоответствующие информации, содержащейся в плане-графике, где указанные требования не установлены, что является нарушением требований Закона о контрактной системе в сфере закупок, в виду чего, просит приостановить определение подрядчика, рассмотреть жалобу по существу, выдать предписание заказчику об устранении выявленных нарушений
Представители Заказчика, с доводами жалобы не согласились, дали пояснения в соответствии с представленным письменным отзывом.
Просили признать жалобы необоснованными.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления внеплановой проверки Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:
04.04.2019 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) было опубликовано извещение и документация о проведении Аукциона N 0302100008819000054 в действующей редакции. Начальная (максимальная) цена контракта - 28 274 660,00 рублей.
Согласно подпункту "б" пункта 2 части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках.
Территориальные антимонопольные органы осуществляют Контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе, с учетом части 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 99 Закона о контрактной системе, контроль в отношении операторов электронных площадок, а также при проведении электронной процедуры (с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона до момента заключения контракта) в отношении иных субъектов контроля (заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Таким образом, осуществление контроля при планировании закупок, не входит в полномочия Бурятского УФАС России и доводы жалоб о нарушении требований статьи 21 Закона о контрактной системе не могут быть оценены Комиссией Бурятского УФАС России.
Кроме того, дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные Постановлением Правительства РФ N99, установлены Заказчиком правомерно.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона.
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования (ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Так, Постановлением Правительства РФ N 99 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Согласно п. 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99 в случае выполнения работ строительных, включенных в 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Во исполнение вышеуказанных требований, Заказчиком в документации об аукционе, установлены дополнительные требования к участникам закупки.
Доводы жалобы ООО "КоролСтрой", что установленные Заказчиком требования по позициям 117 "Листы гипсокартонные" и 161 "Кирпич керамический лицевой" вводят в заблуждение потенциальных участников закупки и позволяют указать параметры, не соответствующие ГОСТам, признаются Комиссией Бурятского УФАС России несостоятельными ввиду следующего:
1. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Приложением N 8 к проекту контракта документации об аукционе предусмотрены Требования к материалам, используемым при выполнении работ. Также содержится подробная инструкция по заполнению заявки.
В инструкции по заполнению заявки участником закупки (приложение N5 к документации об аукционе) указано: "В случае если необходимый для производства работ товар не производится по государственному стандарту либо государственный стандарт на него отсутствует или устарел - показатели принимаются Заказчиком на основании мониторинга рынка, проводимого для товаров, использованных при определении начальной максимальной цены. Данные требования обязательны для выполнения и приняты Заказчиком с целью расширения доступа к участию в аукционе для товаров, не сертифицированных по ГОСТ, но имеющих требуемые Заказчиком характеристики, а также для описания товаров, на которые отсутствуют государственные стандарты. Все поставляемые товары должны быть новыми товарами (товарами, которые не были в употреблении, в ремонте, в том числе, которые не были восстановлены, у которых не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства, маркировка и упаковка всех поставляемых товаров должна соответствовать требованиям нормативно-технической документации.
В связи с тем, что государственные стандарты устанавливают минимально необходимые требования к характеристикам товаров (их эксплуатационным характеристикам), выраженным в требованиях к значениям показателей, государственным Заказчиком установлены требования к значениям показателей, соответствующие установленным государственными стандартами, но в конкретных случаях отличающиеся от минимально установленных в сторону повышения их качественных и эксплуатационных характеристик. Данное требование обусловлено необходимостью получения товаров, соответствующих государственным стандартам, но имеющих более высокие качественные и эксплуатационные характеристики, чем минимально возможные, установленные государственными стандартами, а также индивидуальными особенностями и условиями их эксплуатации".
В зависимости от своих потребностей заказчик вправе установить конкретные требования к качеству, к техническим, функциональным характеристикам товара, максимальным или минимальным значениям показателей, что подтверждается частями 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку в соответствии с требованиями указанного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, обеспечить приобретение товара с необходимыми заказчику характеристиками, довести до сведения участников закупки сведения о характеристиках требуемого товара, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности заказчика, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. При этом, при формировании документации об аукционе заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющего его потребностям. Изложенное соответствует правовому подходу, содержащемуся в определении Верховного суда Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 304-КГ14-3003, согласно которому заказчику предоставлено право на установление в аукционной документации требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям, при этом сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Бурятского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "КоролСтрой", ООО "Молот" необоснованными;
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
|
Члены Комиссии |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 26 апреля 2019 г. N 003/06/33-28/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.04.2019